Не теряя надежды на мирное разрешение конфликта на полуострове Крым, Украина готовится и к военным действиям. Наверное, «Si vis pacem, para bellum»* — не единственная древнеримская мудрость, проверить правдивость которой придется Украине на практике, но пока действия властей воспринимаются не иначе как подготовка к войне.
Так, 17 марта с.г. исполняющий обязанности Президента Украины издал Указ № 303/2014 «О частичной мобилизации» (Указ), который в этот же день на специальном заседании утвердил Верховный Совет Украины.
Согласно Указу, в условиях обострения общественно-политической ситуации на Крымском полуострове, наличия фактов неприкрытой агрессии, захвата российской стороной части территории Автономной Республики Крым и города Севастополя, блокирования и захвата незаконными вооруженными формированиями пророссийского направления при поддержке военных подразделений вооруженных сил Российской Федерации зданий органов государственной власти, органов власти АРК, аэропортов, сухопутных и морских транспортных коммуникаций, органов военного управления, воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Украины, дислоцированных на Крымском полуострове, и в связи с резким осложнением внутриполитической обстановки, вмешательством РФ во внутренние дела Украины, ростом социальной напряженности в АРК и г. Севастополе, в соответствии с пунктами 1, 17, 20 части 1 статьи 106, статьи 112 Конституции Украины решено было объявить и провести частичную мобилизацию.
Эта мобилизация затронет все регионы в обязательном порядке, а в АРК и г. Севастополе — только лица, добровольно изъявившие желание быть призванными на военную службу, в том числе путем прибытия в военные комиссариаты, воинские части.
На мобилизацию отводится 45 суток, отсчитываемых с 17 марта с.г., за этот период руководители всех военных и военизированных государственных органов — Службы безопасности Украины, Управления государственной охраны Украины, Службы внешней разведки Украины, Национальной гвардии Украины, центральных органов исполнительной власти, имеющих в подчинении воинские формирования Украины, оперативно-спасательной службы гражданской защиты — должны перевести подчиненные им воинские формирования и службу гражданской защиты на организацию и штаты военного времени.
В это же время должны быть произведены призыв военнообязанных, в том числе резервистов, и поставка транспортных средств для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, Нацгвардии в объемах, определенных мобилизационными планами с учетом резерва, а местные органы исполнительной власти при участии органов местного самоуправления должны организовать и обеспечить в установленном порядке: своевременное оповещение и прибытие граждан, призываемых на военную службу, прибытие техники на сборные пункты и в воинские части; выделение временно зданий, сооружений, земельных участков, транспортных и других материально-технических средств, предоставление услуг Вооруженным Силам, Нацгвардии, другим военным формированиям Украины в соответствии с мобилизационными планами.
Попробуем разобраться, что означает это для украинского обывателя и предпринимателя.
Говоря о последствиях Указа № 303, надо понимать, что в этот же день был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно службы в военном резерве», а также выделены первые cредства — 6,88 млрд грн на первоочередные нужды армии (преимущественно — закупка техники и материального оснащения). Действующий Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (Закон о мобилизации) лишь предусматривает, что мобилизация может быть полной или частичной. Согласно части 3 статьи 4 этого Закона, частичная мобилизация может проводиться в отдельных местностях государства, а также касаться определенной части национальной экономики, Вооруженных Сил, других военных формирований, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций. Что означает частичная мобилизация по Указу № 303, не конкретизирует ни Закон, ни сам Указ. Можем предположить, что это военная тайна, которую не стоит раскрывать, и будем надеяться, что сами военные четко понимают, что и как должны сделать в рамках этой мобилизации.
Но часть информации все-таки известна. Так, со слов секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрея Парубия, в рамках частичной мобилизации намерены призвать на военную службу (дополнительно к лицам, ныне несущим службу в Вооруженных Силах) по 20 тысяч лиц в Вооруженные Силы и в Нацгвардию. Поделив на 25 регионов Украины (не считая добровольцев из АРК и г. Севастополя) это по 1600 из области. С одной стороны — немного, но возникает вопрос: кого будут призывать? По мнению народных депутатов из Партии регионов, которые отказались голосовать за утверждение Указа № 303, частичная мобилизация граждан должна быть только добровольной и в первую очередь касаться офицерского состава. Однако очевидно, что если добровольно мобилизуются только артиллеристы, то восполнять ряды танкистов и десантников придется принудительно.
В любом случае в рамках мобилизации проводится проверка актуальных сведений относительно каждого военнообязанного резервиста, кто проходил срочную (или контрактную) службу. Вызывают в военкомат, уточняют реальную степень подготовки, социальное положение (в том числе наличие на содержании малолетних детей и других иждивенцев), контактные данные и напоминают о необходимости прибыть по первому же приказу о полной мобилизации. Других отправляют на учебные сборы. А кого-то уже отправили на реальную службу.
При этом работодателям надо помнить, что в соответствии со статьей 29 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» за призванными на сборы военнообязанными на весь период сборов и резервистами на все время исполнения ими обязанностей службы в военном резерве, включая время проезда к месту назначения и обратно, сохраняются место работы, занимаемая должность и средняя заработная плата независимо от подчинения и формы собственности работодателя.
На этапе частичной мобилизации это, очевидно, все, что может затронуть интересы частного бизнеса. По крайней мере, Указ № 303 прямо дает указания только государственным органам и органам местного самоуправления. Поэтому есть предпосылки полагать, что именно за счет государственных и коммунальных средств и имущества будут выполняться мобилизационные планы, о которых речь идет в Указе № 303.
Такого мнения придерживается народный депутат Украины III-VI созывов Тарас Черновол: «Указ исполняющего обязанности Президента Украины Александра Турчинова о проведении частичной мобилизации прямо не касается частных лиц, так как конкретно об их обязанностях в документе не говорится. Исходя из норм Указа, можно сделать вывод, что органы власти и местного самоуправления обязаны выделить транспортные средства и помещения, находящиеся в государственной и коммунальной собственности». Вместе с тем депутат соглашается, что в законодательстве проведение частичной мобилизации не урегулировано достаточно четко, но предполагает, что интересы бизнеса могут быть затронуты в случае введения военного положения или объявления полной мобилизации.
«В условиях правового режима военного положения, — поясняет г-н Черновол, — органы власти вправе изымать для временного использования необходимое для нужд обороны имущество предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и граждан, в том числе транспортные средства, машины, механизмы, оборудование, сооружения и другие объекты, связанные с обслуживанием транспорта. А во время полной мобилизации граждане обязаны предоставлять здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество Вооруженным Силам Украины, другим воинским формированиям с возмещением государством их стоимости». Однако некоторые предприятия, скорее всего, ощутят и частичную мобилизацию. Правда, на договорных началах. Так, статья 21 Закона о мобилизации предусматривает, что субъекты хозяйствования выполняют мобилизационные задания (заказы) согласно заключенным договорам (контрактам). Эта статья также предусматривает некоторые другие обязанности предприятий: содержать в надлежащем состоянии объекты и предметы, подлежащие передаче в пользу армии, перевести работу в режим особой работы на период мобилизации и прочее. Это могут быть в первую очередь машиностроительные предприятия, предприятия пищевой, легкой промышленности, фармацевтические заводы. Им вследствие заключения контрактов будет известно, в каком объеме надо принять участие в частичной мобилизации, и определить, понадобится ли для этого переход на особый режим работы.
Обязанности граждан, прежде всего военнообязанных резервистов, предусмотрены статьей 22 Закона о мобилизации. Основное ограничение, которое может коснуться военнообязанного лица, — запрет с момента оглашения мобилизации изменять местожительство без разрешения руководителя органа, в котором лицо состоит на военном учете. При этом, как отмечает адвокат Константин Рыбачковский, согласно предписаниям Кодекса Украины об административных правонарушениях, за такие действия грозит административная ответственность в виде штрафа. В частности, за неявку в военкомат по повестке (статья 210) — в размере от 85 до 119 грн (5–7 нмдг); за нарушение законодательства о мобилизации (статья 2101) — от 17 до 51 грн (1–3 нмдг); за умышленное уничтожение приписного свидетельства или военного билета (статья 211) — штраф в размере от 17 до 51 грн (1–3 нмдг). А за уклонение от призыва по мобилизации ответственность может быть уже уголовная, санкция статьи 336 Уголовного кодекса Украины предусматривает лишение свободы на срок от двух до пяти лет.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…