Тема прав человека — одна из наиболее актуальных в современной правовой науке, а способность государств обеспечивать надлежащую защиту прав и свобод нередко становится важнейшим аспектом, влияющим на развитие международных отношений. Вместе с тем долгое время в практической юриспруденции применение наработок международного права по правам человека нередко воспринималось скептически, в особенности в связи с отечественными реалиями развития государства.
Тем не менее в последние годы в данном вопросе наметился значительный прогресс, что вызвано в первую очередь возросшим значением решений и практики Европейского суда по правам человека (Евросуд). На практику Евросуда все чаще ссылаются суды при обосновании принятых решений, а адвокаты и практикующие юристы начинают активно использовать этот механизм для защиты прав юридических лиц в хозяйственных, налоговых и иных спорах.
При этом Евросуд является не единственным инструментом для разрешения споров против государства на международном уровне. Стоит обратить внимание на систему договоров ООН по правам человека и мониторинговые комитеты, контролирующие соблюдение государствами, ратифицировавшими конвенции ООН, своих обязательств.
Один из базовых документов ООН в сфере прав человека — Международный пакт о гражданских и политических правах (Пакт). Пакт и Первый факультативный протокол к нему входят в Хартию ООН о правах человека, включающую также Всеобщую декларацию прав человека и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Эти международно-правовые документы определяют фундаментальные права и свободы человека и составляют основу стандартов ООН в этой сфере.
Международный пакт о гражданских и политических правах вступил в силу, в том числе и для Украины, 23 марта 1976 года и обеспечивает широкий круг гражданских и политических прав человека.
Заслуживает внимания характер построения структуры Пакта. Так, в отличие от большого количества других международных договоров по правам человека, статьи в Пакте сформулированы в основном как перечень индивидуальных прав человека, а не обязательств государства по обеспечению соответствующих прав. Такой способ изложения положений Пакта свидетельствует о том, что большинство его статей содержат так называемые самоисполняемые нормы международного права, которые могут непосредственно использоваться для защиты прав лиц, в том числе в судебном порядке, и не требуют ссылки на соответствующие положения национального законодательства.
Помимо Пакта в систему договоров ООН по правам человека входит ряд других актов. Так, базовым международным документом, в котором закрепляется перечень признанных мировым сообществом экономических, социальных и культурных прав и свобод человека является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый 16 декабря 1966 года. Украина ратифицировала его 19 октября 1973 года.
Важное место среди международных договоров по правам человека занимает Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Еще одним международным договором ООН, закрепляющим важные международные стандарты защиты прав и свобод человека, является Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, подписанная 7 марта 1966 года. Конвенция была ратифицирована нашим государством 21 января 1969 года, а с 7 апреля 1969 года вступила в силу для Украины.
Для повышения эффективности охраны прав человека появились специальные договоры, предусматривающие защиту отдельных категорий людей: женщин, детей, инвалидов, трудящихся-мигрантов. Среди наиболее значимых международных договоров ООН по правам человека следует назвать Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации женщин, Конвенцию о правах ребенка, Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Конвенцию о правах инвалидов. Мониторинг соблюдения требований указанных конвенций ООН осуществляют соответствующие комитеты (по экономическим, социальным и культурным правам, ликвидации расовой дискриминации, дискриминации женщин, против пыток, по правам ребенка и др.). Комитеты ООН созданы в соответствии с положениями договоров, выполнение которых ими контролируется, и состоят из независимых экспертов.
Вышеуказанные международные договоры и факультативные протоколы к ним конструируют четыре основных мониторинговых механизма, с помощью которых комитеты ООН осуществляют контроль исполнения государствами-участниками принятых на себя международных обязательств по обеспечению прав и свобод человека.
Во-первых, это процедура подачи государствами-участниками периодических докладов о выполнении положений конкретных договоров по правам человека. С момента ратификации конкретного пакта или конвенции у государства-участника возникает обязательство по предоставлению соответствующему комитету докладов об имплементации его положений. По результатам рассмотрения докладов комитет принимает заключительные комментарии, в которых отмечает все успехи государства-участника в обеспечении прав и свобод, а также указывает на основные недостатки и трудности, препятствующие эффективному выполнению положений соответствующего пакта или конвенции. Комитеты в заключительных комментариях нередко закрепляют свои предложения и рекомендации, направленные на решение всех указанных сложностей.
Во-вторых, к мониторинговым механизмам относится получение и рассмотрение сообщений от лиц, которые утверждают, что являются жертвами нарушений определенным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в соответствующем международном договоре по правам человека.
Следует отметить, что процедура рассмотрения индивидуальных жалоб комитетами ООН во многом сходна с процедурой рассмотрения заявлений Евросудом. Рассмотрение комитетом сообщений проходит две основные стадии: этап приемлемости и этап рассмотрения дела по сути. На стадии рассмотрения дела по сути комитет принимает решение о нарушении прав, предусмотренных пактом, со стороны государства-участника или об отсутствии такого нарушения.
Украина также неоднократно выступала ответчиком по делам, которые рассматривались по анализируемой процедуре комитетом ООН по правам человека.
В-третьих, такой механизм, как процедура расследования, дает возможность комитету начать расследование на основании достоверной информации о серьезных или систематических нарушениях прав, изложенных в соответствующем международном договоре, со стороны государства-участника.
Также существует процедура рассмотрения комитетом заявлений одного государства-участника о том, что другое не исполняет своих обязательств, предусмотренных конвенцией или пактом (межгосударственные сообщения).
Таким образом, указанные инструменты уже сегодня могут использоваться для дополнительной защиты прав и свобод граждан Украины. Главным препятствием для этого остается низкая осведомленность граждан и юристов о возможностях, которые открываются при использовании договоров ООН в сфере прав человека.
ТРЕГУБОВ Эдуард — юрист ЮФ «Салком», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…