В Едином государственном реестре судебных решений встречается все больше дел в рамках процедуры квалификационного оценивания судей Высшей квалификационной комиссией судей Украины (ВККС). Ничего удивительного, ведь оценивание на соответствие занимаемой должности назначено для трех групп судей в количестве 5157 человек. По состоянию на 7 августа 2018 года, по информации Комиссии, оценивание завершено в отношении 1486 судей местных и апелляционных судов. Из них 1245 (84 %) судей успешно прошли процедуру и признаны соответствующими занимаемой должности, а 241 (16 %) судья подлежит увольнению или уже уволен. Неудивительно и то, что судьи, которые на оценивании провалились, обращаются в суд.
Немного об этом деле мы уже писали. Ведь стартовало оно еще в 2016 году, когда Высший административный суд Украины (ВАСУ) еще ликвидирован не был, а законодательство о судоустройстве и статусе судей действовало предыдущее. Тогда и последствия непрохождения первичного квалификационного оценивания были иными: судья направлялся в Национальную школу судей Украины для прохождения переподготовки. И только если и после обучения он не проходил переаттестацию — лишался должности. Теперь же по новому законодательству судьи, которые не подтвердили способности осуществлять правосудие в соответствующем суде, подлежат увольнению.
Судья Киевского апелляционного административного суда Михаил Кобаль не подтвердил способности осуществления правосудия 28 апреля 2016 года. Судья обжаловал в административном суде соответствующие решения ВККС и добился победы в ВАСУ. 5 сентября 2016 года (дело № 800/303/16) суд отменил решение ВККС от 28 апреля 2016 года. «Обоснование мотивированности принятия решения, в частности, относительно ухудшения полученных судьей по результатам сдачи экзамена оценок только лишь дискреционностью полномочий и исключительной компетенцией ВККС не может быть признано коллегией судей законным, — говорится в решении ВАСУ. — Такое решение должно быть прежде всего объективным, справедливым, содержать достоверную и правдивую информацию о профессиональной, личной, социальной компетентности судьи, его способности повышать свой профессиональный уровень и осуществлять правосудие в суде определенного уровня, соответствии судьи этическим и антикоррупционным критериям».
ВАСУ пересмотрел запись собеседования и отметил: из прилагаемой ВККС к материалам дела видеозаписи собеседования усматривается, что судья предоставил обоснованные и правильные ответы на все поставленные вопросы.
В общем ВАСУ иск судьи удовлетворил. 5 сентября 2016 года решение ВККС от 28 апреля 2016 года было признано противоправным и отменено.
27 декабря 2016 года судья обратился в Комиссию и попросил сообщить, на какой стадии квалификационного оценивания он находится и завершить оценивание. В ответ на это заявление в ВККС процитировали нормы законодательства (по Закону Украины «О судоустройстве и статусе судей» Комиссия завершает процедуры квалификационного оценивания, начатые до вступления в силу этого Закона, по правилам, действующим на день начала такого оценивания) и отметили, что процедура первичного квалификационного оценивания в отношении судьи будет завершена по правилам, предусмотренным Порядком и методологией квалификационного оценивания.
20 октября 2017 года Комиссия назначила оценивание на соответствие занимаемой должности и дату проведения тестирований личных морально-психологических качеств и общих способностей. В список судей, в отношении которых назначено оценивание, включен и судья Михаил Кобаль.
Судья снова обратился в суд. Он просил признать бездействие ВККС противоправным, обязать осуществить действия, а решение признать незаконным. Кассационный административный суд (КАС) в составе Верховного Суда (ВС) отказал в удовлетворении иска 19 февраля 2018 года (дело № 800/439/17). Суд отметил, что квалификационное оценивание было завершено принятием решения от 28 апреля 2016 года о неподтверждении способности судьи осуществлять правосудие в соответствующем суде. Это решение ВККС, принятое на основании мотивированного заключения, составленного по результатам этапов квалификационного оценивания, постановлением ВАСУ, вступившим в законную силу, отменено, следовательно, является противоправным с момента его принятия и с этого момента не порождает никаких правовых последствий.
«В то же время у ВККС в период с 16 сентября 2016 года (день вступления постановления ВАСУ в силу) и до 30 сентября 2016 года — даты вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия) от 2 июня 2016 года и Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 2 июня 2016 года отсутствовали правовые основания после отмены судом решения о неподтверждении способности осуществлять правосудие завершить квалификационное оценивание этого судьи путем принятия нового решения на основании результатов, имеющихся в Комиссии по итогам проведенных ею двух этапов квалификационного оценивания и положенных в основу противоправного решения. То есть по состоянию на 16 сентября 2016 года и на 30 сентября 2016 года истец считается таким, в отношении которого процедура первичного квалификационного оценивания не начиналась», — говорится в решении КАС ВС.
Большая Палата (БП) Верховного Суда придерживается иного мнения. Так, решение КАС ВС от 19 февраля 2018 года было обжаловано в апелляционном порядке в Большой Палате ВС.
Большая Палата ВС напомнила: в рассматриваемом деле установлено, что истец начал проходить процедуру квалификационного оценивания до вступления в силу нового законодательства.
«Отмена судом решения ВККС о признании судьи не подтвердившим способности осуществлять правосудие в соответствующем суде не может толковаться таким образом, что истец вообще не проходил квалификационного оценивания, поскольку в другом случае будет иметь место ситуация, при которой истец, обжаловав и доказав в суде противоправность упомянутого решения Комиссии, должен будет повторно пройти процедуру квалификационного оценивания сначала на том лишь основании, что Комиссия приняла незаконное решение», — отмечает ВС. Истец не должен испытывать негативных последствий за ошибки, допущенные субъектом властных полномочий, поскольку это поставит под сомнение эффективность судебной защиты.
Ссылаясь на практику Европейского суда по правам человека, ВС отмечает, что риск любой ошибки государственного органа должен возлагаться на само государство, а ошибки не могут исправляться за счет лиц, которых они касаются.
По мнению Большой Палаты ВС, нельзя признать пропорциональным вмешательство в права лица, если вследствие допущенной субъектом властных полномочий ошибки у лица, которое до этого исполнило зависящие от него действия для прохождения определенной процедуры, возникает обязанность повторного ее прохождения с самого начала и по новым правилам.
Кроме того, в указанном деле суд признал противоправным и отменил решение ВККС, исходя из безосновательности его заключений, однако не установил обстоятельств нарушения ответчиком процедуры проведения квалификационного оценивания. В то же время исковые требования о признании противоправными действий ВККС относительно его проведения заявлены не были.
При таких обстоятельствах с момента вступления в законную силу судебного решения квалификационное оценивание в отношении истца, который прошел предусмотренные законом этапы, считается незавершенным по вине ответчика, что обуславливает его обязанность завершить эту процедуру по правилам, действующим на день начала квалификационного оценивания и с учетом заключений суда по этому делу.
Соответственно, как указывает Верховный Суд, в случае устранения причин, вследствие которых не было завершено квалификационное оценивание судьи, такое оценивание нужно продолжить на стадии, на которой оно приостановилось. Поскольку квалификационное оценивание в отношении истца было начато, правовые основания для назначения нового квалификационного оценивания отсутствуют.
«Комиссия не имела правовых оснований для включения истца в список судей, в отношении которых решением ВККС от 20 октября 2017 года назначено оценивание на соответствие занимаемой должности судьи и дата проведения тестирований личных морально-психологических качеств и общих способностей», — акцентирует ВС.
В результате 19 июня 2018 года Большая Палата ВС удовлетворила апелляционную жалобу судьи: решение КАС ВС от 19 февраля 2018 года было отменено, бездействие ВККС относительно непринятия решения по результатам пройденного квалификационного оценивания судьей Кобалем после принятия постановления ВАСУ от 5 сентября 2016 года признано противоправным. Теперь Комиссия обязана принять соответствующее решение по результатам пройденного судьей первичного квалификационного оценивания.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…