Бьет ключом — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №34 (1076) » Бьет ключом

Бьет ключом

В ААУ озвучили ключевые вопросы, возникающие при осуществлении представительства клиентов в судах

Новые процессуальные кодексы довольно лаконичны в вопросе подтверждения полномочий адвоката как представителя: доверенность или ордер, выданный в соответствии с Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Тем не менее суды или очень узко, или очень широко толкуют соответствующие нормы. Установление новых процессуальных правил было направлено скорее всего на облегчение жизни представителей. Но теперь адвокаты вынуждены подавать не только доверенность и ордер, но и договор, и свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью… Впрочем, в каждом суде — свои правила. Именно это является проблемой, которую 15 августа с.г. попытались решить адвокаты и юристы на круглом столе «Проблемы участия в судебных делах. Практические аспекты», организованном Комитетом Ассоциации адвокатов Украины (ААУ) по хозяйственному праву и процессу. Модератором мероприятия выступил председатель этого профильного Комитета ААУ, старший юрист ЮФ Sayenko Kharenko Алексей Колток. Впрочем, на мероприятии говорили не только о подтверждении полномочий адвоката, но и об организации работы юридической службы после введения адвокатской монополии.

Вопросы регулирования и причин недопуска представителей к участию в судебном процессе проанализировал юрист практики уголовного права «ЕПАП Украина» Виктор Дума. Он отметил, что на практике суды требуют доверенность, ордер, заверенное извлечение из договора о правовой помощи и оригинал самого договора или такой пакет документов: свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью и договор о предоставлении правовой помощи. По мнению Кассационного хозяйственного суда в составе Верховного Суда (ВС), второй пакет документов будет свидетельствовать о надлежащем подтверждении полномочий. А Кассационный административный суд в составе ВС дополнительно требует еще и доверенность или ордер.

Кроме того, Виктор Дума проанализировал и требования к доверенности, выдвигаемые ВС. В частности, доверенность должна уполномочивать представителя выступать от имени клиента именно в качестве адвоката («…выдана адвокату, свидетельство, серия, номер…»); должна содержать фразу о наличии заключенного договора о предоставлении правовой помощи («…уполномочивает адвоката, действующего на основании договора о правовой помощи…»); даже при наличии общей фразы о том, что адвокат «имеет право… представлять интересы стороны во всех судах общей юрисдикции» в доверенности должны использоваться названия нового Верховного Суда и действующих редакций процессуальных кодексов. Такой излишний формализм, по мнению спикера, не способствует созданию предпосылок для обеспечения права на справедливый суд, ведь последствия ненадлежащего подтверждения полномочий довольно плачевные: возврат жалобы заявителю, риск пропуска срока обжалования. В качестве альтернативы суды, как считает г-н Дума, могли бы оставлять жалобу без движения, предоставлять возможность подачи дополнительных документов, проводить проверку представителя по реестру адвокатов. Виктор Дума, юрист практики уголовного права, напомнил, что вмешательство в деятельность защитника или представителя лица является уголовно наказуемым преступлением (статья 397 Уголовного кодекса Украины). Не факт, что заявление о преступлении окажет позитивный эффект, скажем, на хозяйственное дело, но со сложившейся ситуацией нужно что-то делать.

На самопредставительстве юридических лиц в суде, а именно — на оформлении отношений детально остановилась партнер АО «Адвокатская семья Лысенко» Анна Лысенко. Самопредставительство она определяет как представительство юридического лица, осуществляемое на основании его учредительных документов руководителем или исполнительным органом. Последний, к слову, может быть как единоличным (директор, глава правления, заместитель директора или заместитель главы правления по юридическим вопросам — по законодательству может действовать от имени общества без доверенности. «Но я бы советовала в уставе или во внутренних документах прописать, что они могут действовать без доверенности», — рекомендует Анна Лысенко), так и коллегиальным (правление или дирекция). Г-жа Лысенко отметила, что глава коллегиального исполнительного органа также может действовать от имени общества без доверенности. Что касается других лиц коллегиального исполнительного органа, то следует в уставе предусмотреть возможность каждого или отдельного члена коллегиального исполнительного органа действовать от имени общества без доверенности. В противном случае эти категории лиц не будут иметь права представлять интересы без доверенности. «На такие нюансы стоит обращать внимание», — подчеркнула г-жа Лысенко.

Для подтверждения полномочий члена исполнительного органа в суде следует предоставлять устав или извлечение из устава (с указанием полномочий исполнительного органа); протокол или извлечение из решения общего собрания об избрании исполнительного органа; приказ о назначении лица (заместителя директора, начальника департамента и др.); актуальное извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и гражданских формирований.

«Для того чтобы юридическое лицо могло осуществлять самопредставительство, фактически нужно включить своих юристов (всех или некоторых) в состав исполнительного органа, — подытожил Алексей Колток и высказал мнение: — Не все компании захотят это делать».

Вопросы обеспечения представительства юридического лица в судах также проанализировали юрист Sayenko Kharenko Сергей Противень и директор юридического департамента банка «Финансы и кредит» Олег Кобец. Как работа юридической службы организована после введения адвокатской монополии? На этот вопрос ответил г-н Противень. Зачастую внутренние юристы занимаются подготовкой процессуальных документов, разработкой правовой позиции, а адвокаты ставят свои подписи под документами и иногда ходят в суды. Эффективна ли такая модель? Положительные отзывы встречаются не всегда, поскольку в данном случае качество представительства «хромает».

Есть несколько вариантов представительства бизнеса: самопредставительство, аутсорсинг и представительство собственным адвокатом. Олег Кобец отметил, что аутсорсинг обойдется дороже в связи с дополнительными расходами на контроль и обеспечение деятельности внешнего адвоката. Ряд предприятий имеют четкие регламенты относительно закупок услуг, в том числе юридических, кроме того, кейс не всегда можно передать внешнему юристу. Юристы рекомендуют бизнесу, если, конечно, кейс это позволяет, «уходить» в письменное производство.

Присутствующие в зале слушатели высказали мнение, что ААУ как профильная организация должна подготовить соответствующее обращение в Верховный Суд. В идеале проблему участия в судебных делах нужно выносить на Пленум Верховного Суда, считают эксперты.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Не частное исполнение

В фокусе: новации процесса

Опытом и в розницу

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

Дело о дискриминации при рукопожатии

ТНК Monsanto понесет ответственность за то, что ее продукция вызывает раковые заболевания

Государство и юристы

Деловое обобщение

Долг платежом ясен

Перевод на личности

Телепрактическая связь

Зарубежная практика

Поучить пенсию

Груз и молнии

Конспект

В курс победы

Новости законотворчества

Судебная практика

Предложен законодательный механизм снижения стоимости одежды иностранных брендов

С целью защиты прав детей инициированы изменения к профильному судейскому закону

Парламентарии хотят сделать работу правительства более прозрачной

ВС высказался по поводу признания организации террористической

ВС отказал в открытии производства по малозначимому делу

Новости юридических фирм

Частная практика

«Ильяшев и Партнеры» представляет УкрФА в sunset review по снятию ограничений на поставки ферросиликомарганца в США

Aequo стала участником Глобального договора ООН

ЮФ Asters выступает юридическим советником ЕБРР

Отрасли практики

На помеху публике

Исключительное право

Страховочный пояс

Рабочий график

Карта событий

Самое важное

Бьет ключом

Мантия величия

Судебная практика

Точка возврата

Теория ограничений

По ВСем правилам

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах исчисления срока на апелляционное обжалование

Вмешательство в работу электросчетчика при помощи магнита должно быть подтверждено экспертизой

Тема номера

Новый ход

Хрупкая база

Толк по кредиту

Подарок на тождество

И тут года

Частная практика

Экстренный вызов

Інші новини

PRAVO.UA