В Законе Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» приведен перечень мер по обеспечению хозяйственной деятельности в зонах гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля, и одной из таких мер является освобождение субъектов хозяйствования от налогообложения, кроме платежей и отчислений в местные бюджеты
Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Украины в Лисянском районе Черкасской области на постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 13 мая 2004 года по делу по иску открытого акционерного общества «Лисянское ремонтно-транспортное предприятие» к Управлению Пенсионного фонда Украины в Лисянском районе Черкасской области — о признании недействительными решений, установила следующее.
В октябре 2003 года ОАО «Лисянское ремонтно-транспортное предприятие» (предприятие) обратилось в Хозяйственный суд Черкасской области с иском к Управлению Пенсионного фонда Украины в Лисянском районе о признании недействительными решений № 1 от 22 сентября 2003 года и № 2 от 23 октября 2003 года «О применении штрафных санкций за допущенные арифметические или методологические ошибки в поданном плательщиком расчете обязательства по уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование».
Исковые требования обосновывались тем, что поскольку Предприятие находится в пределах зоны усиленного радиологического контроля, то, в соответствии со статьей 7 Закона Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы», оно освобождено от налогообложения (в том числе и от сбора на обязательное государственное пенсионное страхование), кроме платежей и отчислений в местные бюджеты.
Ответчик против иска возражал, ссылаясь на отсутствие у истца льгот по налогообложению, поскольку, в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Украины «О системе налогообложения» льготы относительно налогообложения не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении, а Закон Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» к законам о налогообложении не относится.
Решением Хозяйственного суда Черкасской области от 4 ноября 2003 года, оставленным без изменений постановлением Киевского апелляционного хозяйственного суда от 13 января 2004 года и постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 13 мая 2004 года, иск удовлетворен полностью. Суды исходили из того, что по своей сути и правовой природе освобождение от налогообложения предприятий, размещенных в зоне загрязнения, является не льготой, а составляющей специального режима хозяйственной деятельности в зонах загрязнения, определяемого специальным законом.
26 августа 2004 года Верховным Судом Украины по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Украины в Лисянском районе возбуждено кассационное производство по пересмотру постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 13 мая 2004 года. Жалоба мотивируется неправильным применением норм материального права.
Заслушав судью-докладчика, представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив материалы дела, Судебная палата считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению на следующих основаниях.
Преамбулой Закона Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» предусмотрено, что Закон регулирует вопрос деления территории на соответствующие зоны, режим их использования и охраны, условия проживания и работы населения, хозяйственную, научно-исследовательскую и другую деятельность в этих зонах. Закон закрепляет и гарантирует обеспечение режима использования и охраны указанных территорий с целью уменьшения действия радиоактивного облучения на здоровье человека и на экологические системы.
Иными словами, Закон не устанавливает льготы, а определяет правовой режим территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы. В Законе приведен перечень мер по обеспечению хозяйственной деятельности в зонах гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля, и одной из таких мер является освобождение субъектов хозяйствования от налогообложения, кроме платежей и отчислений в местные бюджеты.
В частности, согласно статье 7 Закона Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы», предприятия, объединения и организации, колхозы, совхозы, расположенные в зонах гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля, освобождаются от налогообложения, кроме платежей и отчислений в местные бюджеты. Для них Кабинетом Министров Украины устанавливаются льготные условия финансирования, гарантированное материально-техническое обеспечение.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что Управление Пенсионного фонда Украины в Лисянском районе не имело оснований для применения штрафных санкций, и законно признали его решение недействительным.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, а постановление Высшего хозяйственного суда Украины — без изменений.
Руководствуясь статьями 111, 11117, 11118, 11119, 11120 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Судебная палата постановила:
кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Украины в Лисянском районе оставить без удовлетворения;
постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 13 мая 2004 года оставить без изменений.
Постановление окончательное и обжалованию не подлежит.
(Постановление Верховного Суда Украины от 12 октября 2004 года. Дело № 09/3724. Председательствующий — Барбара В.П. Судьи — Гуль В.С., Карпечкин П.Ф., Колесник П.И., Лилак Д.Д., Новикова Т.А., Черногуз Ф.Ф.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…