Освободим от налогообложения по обстоятельствам — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №41 (407) » Освободим от налогообложения по обстоятельствам

Освободим от налогообложения по обстоятельствам

В Законе Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» приведен перечень мер по обеспечению хозяйственной деятельности в зонах гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля, и одной из таких мер является освобождение субъектов хозяйствования от налогообложения, кроме платежей и отчислений в местные бюджеты

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Украины в Лисянском районе Черкасской области на постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 13 мая 2004 года по делу по иску открытого акционерного общества «Лисянское ремонтно-транспортное предприятие» к Управлению Пенсионного фонда Украины в Лисянском районе Черкасской области — о признании недействительными решений, установила следующее.

В октябре 2003 года ОАО «Лисянское ремонтно-транспортное предприятие» (предприятие) обратилось в Хозяйственный суд Черкасской области с иском к Управлению Пенсионного фонда Украины в Лисянском районе о признании недействительными решений № 1 от 22 сентября 2003 года и № 2 от 23 октября 2003 года «О применении штрафных санкций за допущенные арифметические или методологические ошибки в поданном плательщиком расчете обязательства по уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование».

Исковые требования обосновывались тем, что поскольку Предприятие находится в пределах зоны усиленного радиологического контроля, то, в соответствии со статьей 7 Закона Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы», оно освобождено от налого­обложения (в том числе и от сбора на обязательное государственное пенсионное страхование), кроме платежей и отчислений в местные бюджеты.

Ответчик против иска возражал, ссылаясь на отсутствие у истца льгот по налогообложению, поскольку, в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Украины «О системе налогообложения» льготы относительно налогообложения не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении, а Закон Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» к законам о налогообложении не относится.

Решением Хозяйственного суда Черкасской области от 4 ноября 2003 года, оставленным без изменений постановлением Киевского апелляционного хозяйственного суда от 13 января 2004 года и постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 13 мая 2004 года, иск удовлетворен полностью. Суды исходили из того, что по своей сути и правовой природе освобождение от налогообложения предприятий, размещенных в зоне загрязнения, является не льготой, а составляющей специального режима хозяйственной деятельности в зонах загрязнения, определяемого специальным законом.

26 августа 2004 года Верховным Судом Украины по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Украины в Лисянском районе возбуждено кассационное производство по пересмотру постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 13 мая 2004 года. Жалоба мотивируется неправильным применением норм материального права.

Заслушав судью-докладчика, представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив материалы дела, Судебная палата считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению на следующих основаниях.

Преамбулой Закона Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» предусмотрено, что Закон регулирует вопрос деления территории на соответствующие зоны, режим их использования и охраны, условия проживания и работы населения, хозяйственную, научно-исследовательскую и другую деятельность в этих зонах. Закон закрепляет и гарантирует обеспечение режима использования и охраны указанных территорий с целью уменьшения действия радиоактивного облучения на здоровье человека и на экологические системы.

Иными словами, Закон не устанавливает льготы, а определяет правовой режим территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы. В Законе приведен перечень мер по обеспечению хозяйственной деятельности в зонах гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля, и одной из таких мер является освобождение субъектов хозяйствования от налогообложения, кроме платежей и отчислений в местные бюджеты.

В частности, согласно статье 7 Закона Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы», предприятия, объединения и организации, колхозы, совхозы, расположенные в зонах гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля, освобождаются от налого­обложения, кроме платежей и отчислений в местные бюджеты. Для них Кабинетом Министров Украины устанавливаются льготные условия финансирования, гарантированное материально-техническое обеспечение.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что Управление ­Пенсионного фонда Украины в Лисянском районе не имело оснований для применения штрафных санкций, и законно признали его решение недействительным.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, а постановление Высшего хозяйственного суда Украины — без изменений.

Руководствуясь статьями 111, 11117, 11118, 11119, 11120 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Судебная палата постановила:

кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Украины в Лисянском районе оставить без удовлетворения;

постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 13 мая 2004 года оставить без изменений.

Постановление окончательное и обжалованию не подлежит.

(Постановление Верховного Суда Украины от 12 октября 2004 года. Дело № 09/3724. Председательствующий — Барбара В.П. Судьи — Гуль В.С., Карпечкин П.Ф., Колесник П.И., Лилак Д.Д., Новикова Т.А., Черногуз Ф.Ф.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Какой быть административной юстиции!

В судебной системе грядут перемены

Деловая практика

Удар по киберпреступности?

Законодательная практика

Общественное ТВ реально

Комментарии и аналитика

Кто на свете всех административнее?

Уравнение со множеством неизвестных

«Ограниченные» публичные лица

Неделя права

Депутаты рассмотрели изменения в КУоАП и УК Украины

Изменения в КАС приняты

Судьям общаги? Кто сказал?

Налог на страхователя

Концепции все еще нет...

Реестр событий

«Советское» и «Русская водка» теперь общеизвестны!

НЗФ стоит должностей...

Долги надо возвращать!

Репортаж

Поработали, теперь надо и отдохнуть!

Судебная практика

Если налог единый, но незаконный?

Иногда процесс все же важнее!

Судебные решения

Освободим от налогообложения по обстоятельствам

Льготники будут платить НДС

Дадим льготы!

Что можно взыскать с банкрота?

Тема номера

Спасение от налогового залога...

«Символичное» налоговое разъяснение

Трибуна

30 или 75 — казнить или помиловать?

Частная практика

Будет наука для нотариусов

Юридический форум

Новая традиция ко Дню юриста

Вперед, в европейские рамки права

Інші новини

PRAVO.UA