Спасение от налогового залога... — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №41 (407) » Спасение от налогового залога…

Спасение от налогового залога…

Рубрика Тема номера

В последнее время не утихает дискуссия вокруг вопроса “может ли находиться имущество налогоплательщика в налоговом залоге в случае возбуждения против последнего дела о банкротстве и введения моратория на удовлетворение требований кредиторов?”.

С целью определения наличия или отсутствия налогового залога во время производства по делу о банкротстве необходимо провести комплексный правовой анализ действующих норм законодательства, регулирующих указанное правоотношение.

Согласно части 1 преамбулы Закона Украины “О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами” № 2181-ІІІ ( далее Закон 2181), специального закона по вопросам налогообложения, устанавливается порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам), включая сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и взносы на общеобязательное государственное социальное страхование, начисление и уплату пени и штрафных санкций, применяемых к налогоплательщикам контролирующими органами, в том числе за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, и определяется процедура обжалования действий органов взыскания. Части 2, 3 преамбулы этого Закона определяют сферы, на которые Закон не распространяется. Установлено, что данный Закон не регулирует вопросы погашения и обслуживания кредитов, предоставленных за счет бюджетных средств или займов, привлеченных государством или под государственные гарантии, других обязательств, вытекающих из соглашений, заключенных государственными органами и/или от лица государства, которые регулируются нормами гражданского законодательства и другими законами по вопросам государственного долга и его обслуживания.

Также Закон 2181 не регулирует вопросы погашения налоговых обязательств или взыскания налогового долга с лиц, на которых распространяются судебные процедуры, определенные Законом Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”.

Таким образом, законодатель четко и однозначно установил: если правоотношения регулируются Законом Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”, порядок погашения налоговых обязательств и взыскание налогового долга не регламентируются Законом 2181. Указанная норма носит императивный характер и не может произвольно трактоваться даже налоговыми органами.

Такого же мнения придерживается и Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ), который в абзаце 2 пункта 2.1 главы 2 Рекомендаций “О некоторых вопросах практики применения Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом” № 04-5/1193 от 4 июня 2004 года указал:

>”…при этом Закон Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом” нужно рассматривать как закон, содержащий специальные нормы, имеющие приоритет перед общими нормами относительно регулирования производства по делам о банкротстве, восстановлении платежеспособности должника, признании его банкротом и применении ликвидационной процедуры, заключении мирового соглашения между должником и кредиторами, удовлетворении требований кредиторов и т.п.”

Статьей 4 Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом” установлен исчерпывающий перечень судебных процедур, применяемых к должнику в случае проведения процедуры банкротства:

– распоряжение имуществом должника;

– мировое соглашение;

– санация (восстановление платежеспособности) должника;

– ликвидация банкрота.

Итак, необходимо установить момент, с которого Закон 2181 не регулирует вопрос погашения налоговых обязательств или взыскания налогового долга, при условии выявления у лица (налогоплательщика) признаков неплатежеспособности.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом” судья, приняв заявление о возбуждении дела о банкротстве, не позднее пятого дня с момента его поступления выносит и направляет сторонам и государственному органу по вопросам банкротства определение об открытии производства по делу о банкротстве, в котором указывается о принятии заявления к рассмотрению, введении процедуры распоряжения имуществом должника, назначении распорядителя имущества, а также дата проведения подготовительного заседания суда, которое должно состояться не позднее чем на тридцатый день со дня принятия заявления о возбуждении дела о банкротстве, если иное не предусмотрено этим Законом, введении моратория на удовлетворение требований кредиторов.

В то же время с вынесением определения о возбуждении производства по делу о банкротстве суд вводит одну из судебных процедур, указанных в статье 4 этого Закона – процедуру распоряжения имуществом должника.

Таким образом, с момента вынесения определения о возбуждении дела о банкротстве и введения процедуры распоряжения имуществом должника (согласно статье 11 Закона, такие действия происходят одновременно) Закон 2181 прекращает свои регуляторные функции относительно погашения налоговых обязательств или взыскания налогового долга с лица, относительно которого открыто производство по делу о банкротстве.

Каким же образом происходит погашение налогоплательщиком его налоговых обязательств в случае возбуждения против него дела о банкротстве, и какой статус в таком случае имеет налоговый орган?

При применении к налогоплательщику судебных процедур, определенных Законом Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”, Закон 2181 приостанавливает свои регуляторные функции относительно такого налогоплательщика. Об этом неоднократно говорится и в самом Законе. Так, согласно подпункту 3.1.1 пункта 3.1 статьи 3 этого Закона, если такой налогоплательщик признан банкротом, очередность удовлетворения претензий кредиторов определяется законодательством о банкротстве.

Пунктом 7.8 статьи 7 Закона 2181 установлена отсыльная норма: с момента принятия судом определения об открытии производства по делу о банкротстве налогоплательщика порядок уплаты налогового обязательства или погашения налогового долга такого налогоплательщика, указанных в заявлении, которое подается в суд, определяется согласно нормам Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”, без применения норм этого Закона.

Отметим, что согласно Закону Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”, заявление, поданное в суд в рамках процедуры банкротства, бывает двух видов: непосредственно заявление о возбуждении дела о банкротстве, поданное инициирующим кредитором, на основании которого, собственно, и возбуждается производство по делу о признании должника банкротом, и заявление о кредиторских требованиях, которое подается в хозяйственный суд конкурсными кредиторами на протяжении тридцати дней от даты опубликования объявления в печатном органе о возбуждении производства по делу о банкротстве (часть 1 статьи 14 Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”). В заявлениях обязательно должен быть указан размер кредиторских требований. Лишь наличие кредиторских требований дает лицу право обратиться в суд с таким заявлением.

Статьей 1 Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом” определен исключительный перечень участников дела о банкротстве – это стороны, арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор), владелец имущества (орган, уполномоченный управлять имуществом) должника, а также в случаях, предусмотренных этим Законом, другие лица, участвующие в производстве по делу о банкротстве, Фонд государственного имущества Украины, государственный орган по вопросам банкротства, представитель органа местного самоуправления, представитель работников должника. Сторонами в деле о банкротстве являются кредиторы (представители комитета кредиторов) и должник (банкрот).

Этой же статьей Закона определено, что кредитор – юридическое или физическое лицо, имеющее в установленном порядке подтвержденные документами требования относительно денежных обязательств к должнику, относительно выплаты задолженности по заработной плате работникам должника, а также органы Государственной налоговой службы и другие государственные органы, контролирующие правильность и своевременность взыскания налогов и сборов (обязательных платежей). Кредиторов разделяют на конкурсных и текущих.

Конкурсные кредиторы – кредиторы по требованиям к должнику, возникшим до возбуждения производства по делу о банкротстве, требования которых не обеспечены залогом имущества должника. К конкурсным кредиторам относятся также кредиторы, требования которых к должнику возникли вследствие правопреемства при условии возникновения таких требований до возбуждения производства по делу о банкротстве.

Текущие кредиторы – кредиторы по требованиям к должнику, возникшим после возбуждения производства по делу о банкротстве. Следует отметить, что целью Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом” является восстановление платежеспособности субъекта предпринимательской деятельности – должника или признание его банкротом и применение ликвидационной процедуры, полное или частичное удовлетворение требований кредиторов.

В связи с этим Закон устанавливает специальный механизм, направленный на аккумуляцию активов должника с целью дальнейшего восстановления его платежеспособности или признания банкротом, а также максимального удовлетворения требований кредиторов в случае невозможности восстановления платежеспособности. Так, согласно части 4 статьи 12 Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”, одновременно с возбуждением дела о банкротстве вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий – это приостанов­ление исполнения должником денежных обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), срок выполнения которых наступил до дня ­введения моратория и прекращения мер, направленных на обеспечение выполнения этих обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), примененных до принятия решения о введении моратория.

Целью моратория является максимальная аккумуляция активов должника для восстановления его платежеспособности. Мораторий имеет чрезвычайно важное значение не только как элемент восстановления платежеспособности, но и как механизм деления кредиторов на конкурсных и текущих. Определение моратория в части распространения соотносится с определением конкурсного кредитора. Фактически мораторий в указанном Законе является единым механизмом, имеющим элемент запретной функции для должника в части проведения расчетов с конкурсными кредиторами. Тем не менее указанная запретная функция не является и не может быть безусловной. Если в процедуре распоряжения имуществом должника у последнего окажется достаточно активов для погашения требований кредиторов, то нецелесообразно вводить другие процедуры. В данном случае должно происходить погашение требований кредиторов, и производство по делу о банкротстве прекращаться.

Это подтверждается также существующей судебной практикой ВХСУ. Таким образом, можно сделать вывод, что приостановление выполнения должником денежных обязательств происходит исключительно относительно конкурсных кредиторов, поскольку обязательства перед ними возникли до открытия производства по делу о банкротстве.

Мораторий распространяется также на текущих кредиторов в части прекращения мер, направленных на обеспечение выполнения этих обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов, поскольку, согласно части 4 статьи 12 Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”, на протяжении действия моратория на удовлетворение требований кредиторов не начисляются неустойка (штраф, пеня), не применяются другие санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение денежных обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей).

То есть указанная норма определяет конкретный период времени, на протяжении которого не начисляются штраф и пеня, а также не применяются другие санкции за ненадлежащее выполнение денежных обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов. Этот промежуток времени лишь соответствует сроку действия моратория и никак не связан с понятием “мораторий”.

Следует отметить, что в данной норме понятие “неустойка” (штраф, пеня) фактически отождествляется с понятием “санкции” за невыполнение или ненадлежащее выполнение денежных обязательств. При этом определение неустойки приведено в статье 549 ГК, она наряду с поручительством, гарантией, задатком, залогом является одним из видов обеспечения исполнения обязательств. Согласно этой норме, неустойкой (штрафом, пеней) является денежная сумма или другое имущество, которые должник должен передать кредитору в случае нарушения им обязательства. Штрафом является неустойка, исчисляемая в процентах от суммы невыполненного или ненадлежаще выполненного обязательства, а пеней является неустойка, исчисляемая в процентах от суммы несвоевременно выполненного денежного обязательства за каждый день просрочки выполнения.

В налоговом законодательстве нет понятия “неустойка”, однако есть пеня и штраф, правовая природа которых тождественна неустойке, существующей в гражданских правоотношениях.

Согласно статье 1 Закона 2181, пеня – это плата в виде процентов, начисленных на сумму налогового долга (без учета пени), взимаемая с налогоплательщика в связи с несвоевременным погашением налогового обязательства, а штрафная санкция (штраф) – плата в фиксированной сумме или в виде процентов от суммы налогового обязательства (без учета пени и штрафных санкций), взимаемая с налогоплательщика в связи с нарушением им правил налогообложения, установленных соответствующими законами.

Следовательно, согласно части 4 статьи 12 Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”, на протяжении действия моратория пеня и штраф за ненадлежащее выполнение обязательств относительно уплаты налогов и сборов не начисляются, независимо от того, конкурсные это требования или текущие.

Закон 2181 предусматривает обеспечение выполнения налогового обязательства, непогашенного в срок, путем использования налогового залога.

Согласно статье 1 Закона 2181, налоговый залог – это способ обеспечения налогового обязательства налогоплательщика, непогашенного в срок. Налоговый залог возникает в силу Закона. Через налоговый залог орган взыскания имеет право при невыполнении обеспеченного залогом налогового обязательства получить возмещение из стоимости заложенного имущества, преимущество перед кредиторами предоставляется в установленном Законом порядке. Приоритет залогодержателя на удовлетворение требований из заложенного имущества устанавливается согласно Закону. Следует отметить, что налоговый залог имеет административную природу происхождения, регулируется исключительно Законом 2181 и не может отождествляться с гражданско-правовым залогом. Получение разрешения от налоговых органов на определенное действие (например, отчуждение) с имуществом, находящимся в налоговом залоге, возможно лишь при условии действия налогового залога и распространения регуляторных функций Закона 2181.

Поэтому с момента открытия производства по делу о банкротстве Закон 2181 утрачивает свои регуляторные функции, а порядок погашения налоговых обязательств и налогового долга регулируется Законом Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”. Однако до открытия производства по делу о банкротстве не существовало ограничений, устанавливаемых специальным законом в сфере банкротства, и действовал общий режим, в частности регулирования погашения налоговых обязательств и налогового долга, особенности которого определены Законом 2181. Следствием просрочки своевременной уплаты налогового обязательства и соответственно появления налогового долга является возникновение налогового залога на активы должника через действие Закона 2181.

И хотя часть 3 преамбулы данного Закона связывает приостановление его регуляторных функций относительно должника (налогоплательщика) с фактом существования судебных процедур, преду­смотренных Законом Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”, этого нельзя сказать об отмене всех существующих последствий, возникших у такого налогоплательщика до открытия производства по делу о банкротстве на основании Закона 2181. Одним из таких последствий является налоговый залог, как результат несвоевременной уплаты налоговых платежей и возникновения налогового долга. Он возникает согласно предписаниям Закона и не требует письменного оформления.

Одной из основных процессуальных функций суда при решении дела о признании должника банкротом является обеспечение равенства сторон. Закон предусматривает, что активы налогоплательщика освобождаются из налогового залога в случае принятия отдельного решения суда в пределах процедур, определенных законодательством по вопросам банкротства (пункт 3 подпункта 8.7.1 части 8.7 статьи 8 Закона 2181). Указанная норма имеет императивный характер и обязательна для применения при открытии производства по делу о банкротстве.

>”Погашение требований кредиторов может происходить не только при проведении процедур санации, ликвидации и при заключении мирового соглашения, но и при процедуре распоряжения имуществом (пункты 3, 4 статьи 14 Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”). При проведении вышеупомянутых процедур осуществляется реализация имущественных активов должника с целью погашения денежных требований кредиторов. Если в процедуре распоряжения имуществом размер признанных хозяйственным судом требований кредиторов незначительный, а имущественных активов должника достаточно, чтобы рассчитаться с долгами, применение других судебных процедур не имеет смысла. В таком случае должник платит этот долг, а производство по делу о банкротстве прекращается. Поэтому активы должника в процедуре банкротства должны быть свободны от любых ограничений” (постановление ВХСУ по делу № Б-16927/ 2-19 от 30 октября 2002 года. Постановление оставлено в силе в связи с отказом Верховного Суда Украины в открытии кассационного производства относительно пересмотра этого постановления). Приведенные выводы ВХСУ вполне отвечают букве и духу Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”.

Следует отметить, что с момента вынесения процессуального документа об освобождении активов из налогового залога такой налоговый залог приостанавливается, а активы налогоплательщика-должника освобождаются. Причем освобождение активов налогоплательщика происходит до прекращения производства по делу о банкротстве.

Возникновение нового налогового залога при условии существования относительно должника судебных процедур, предусмотренных статьей 4 Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”, не может происходить в связи с действием части 3 преамбулы Закона 2181. Еще раз напомню: порядок погашения налоговых обязательств и налогового долга в случае существования судебных процедур, предусмотренных Законом Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”, регулируется исключительно специальным законодательством, а Закон 2181 приостанавливает свои регуляторные функции до прекращения производства по делу о банкротстве.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Какой быть административной юстиции!

В судебной системе грядут перемены

Деловая практика

Удар по киберпреступности?

Законодательная практика

Общественное ТВ реально

Комментарии и аналитика

Кто на свете всех административнее?

Уравнение со множеством неизвестных

«Ограниченные» публичные лица

Неделя права

Депутаты рассмотрели изменения в КУоАП и УК Украины

Изменения в КАС приняты

Судьям общаги? Кто сказал?

Налог на страхователя

Концепции все еще нет...

Реестр событий

«Советское» и «Русская водка» теперь общеизвестны!

НЗФ стоит должностей...

Долги надо возвращать!

Репортаж

Поработали, теперь надо и отдохнуть!

Судебная практика

Если налог единый, но незаконный?

Иногда процесс все же важнее!

Судебные решения

Освободим от налогообложения по обстоятельствам

Льготники будут платить НДС

Дадим льготы!

Что можно взыскать с банкрота?

Тема номера

Спасение от налогового залога...

«Символичное» налоговое разъяснение

Трибуна

30 или 75 — казнить или помиловать?

Частная практика

Будет наука для нотариусов

Юридический форум

Новая традиция ко Дню юриста

Вперед, в европейские рамки права

Інші новини

PRAVO.UA