Как уже писала “ЮП”, заместителем председателя Комитета Верховного Совета Украины по вопросам правовой политики народным депутатом Украины Николаем Онищуком был разработан законопроект (рег. № 8099) о внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства (КАС) Украины, которыми бы разрешалось хозяйственным судам первой и апелляционной инстанций рассматривать административные дела (до создания местных и окружных апелляционных административных судов) в порядке хозяйственного судопроизводства. Это, по мнению автора, позволит проводить рассмотрение админдел, поскольку сейчас хозсуды откладывают его на неопределенный период. Этот законопроект 22 сентября с.г. был принят парламентом за основу.
После этого законопроект был доработан, и на своем очередном заседании правовой комитет рассмотрел текст, подготовленный ко второму чтению.
В целом, данным проектом устраняются и “мелкие” недостатки КАС Украины. Например, предлагается установить, что кассационное рассмотрение административных дел осуществляет исключительно Высший административный суд Украины (ВАСУ). Но нашлось и три камня преткновения. Ими стали определение того, по какому процессу осуществляется рассмотрение дел хозсудами первых двух инстанций; срок, с которого начинают работу админсуды, и установление института совместного заседания палат Верховного Суда Украины.
По этим вопросам мнения народных депутатов и других участников заседания разошлись. Установленный частью 2 статьи 241 КАС институт совместного заседания палат очень противоречив, и, по мнению Ивана Шицкого, председателя Судебной палаты ВСУ по хозяйственным делам, противоречит Закону “О судоустройстве Украины”. Поэтому данную норму стоит исключить вовсе. С этим мнением согласились народные депутаты Сергей Соболев и Сергей Слабенко, но Комитету не хватило одного голоса, чтобы такое предложение поддержать. Поэтому указанная норма была утверждена в следующей редакции: если в кассационном порядке суды разных юрисдикций по аналогичным административным делам примут разные решения, то вопрос об одинаковом применении норм решается на общем заседании соответствующих палат ВСУ. При этом состав присутствующих определяется председателем палаты в равном количестве судей, а председательствуют на общих заседаниях председатели палат по очереди.
Наиболее дискуссионным оказался вопрос относительно установления права хозяйственных судов рассматривать админдела в порядке хозяйственного судопроизводства. В частности, народные депутаты Василий Сиренко и Сергей Слабенко отмечали, что такое изменение отложит функционирование административного судопроизводства на неопределенный период, будет нарушать права граждан, поскольку подавать апелляцию надо будет по ХПК, а кассацию – по КАС, и повлечет другие негативные последствия. Но у противников такой установки было недостаточное количество голосов для исключения этих изменений.
Непонятной остается позиция автора изменений Николая Онищука, который неоднократно заявлял, что “процесс – все, а суд – ничто”. Иными словами, если рассматривать дела в порядке административного производства, то не имеет значения, какой специализации суд будет это осуществлять. Однако исходя из его предложения получается, что суд все-таки имеет значение?
В завершение стоит отметить, что при рассмотрении парламентом 6 октября с.г. поправка народного депутата Александра Пеклушенко относительно того, что хозсуды рассматривают админдела по КАС Украины, была отдельно проголосована и утверждена 327 голосами. Сам законопроект был принят во втором чтении и в целом как Закон.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…