Никто сегодня не отрицает необходимости общественного телевидения, отвечающего лучшим европейским стандартам. Иными словами, телевидения, созданного, финансируемого и контролируемого обществом. А как это сделать – тема для дискуссии.
Действительно, сегодня в аспекте создания общественного телевидения продолжаются споры относительно источников его финансирования, системы его управления и программы деятельности. При этом существует базовый принцип: общественное телевидение должно быть независимым и служить не власти, а обществу.
На сегодняшний день предложен ряд постулатов создания общественного телевидения.
Итак, свою концепцию предложила Коалиция неправительственных организаций “Общественное вещание”. Коалиция считает, что основой для общественного телеканала должна стать реорганизованная Национальная телекомпания Украины (НТКУ) и областные государственные ТРК. Контроль за функционированием общественного вещания обеспечит наблюдательный совет, формируемый из авторитетных общественных деятелей. Этот же совет будет назначать руководителя общественного телеканала. Схема финансирования общественного телевидения может включать различные источники поступлений средств. Например, абонентская плата, специальный налог, средства Госбюджета, поступления от рекламы, пожертвования. При этом, чтобы избежать коммерциализации и зависимости от рекламодателей, прибыль от рекламы должна быть минимальной и направляться исключительно на производство собственного телепродукта.
Существует также концепция известного журналиста, экс-руководителя “Нового канала” Александра Ткаченко, который считает, что в любом случае налогоплательщик будет содержать общественное телевидение из своего кармана: либо путем оплаты абонентских взносов, либо из бюджета, который наполняется в том числе и из налогов. При этом важно задействовать растущий ресурс рекламного рынка, но прямая реклама на общественном телеканале должна носить ограниченный характер, хотя такие ограничения должны вводиться не ранее чем через три года после создания общественного телевидения, когда такой канал станет на ноги. Тогда и стоит переходить к более “правильной форме” финансирования, когда свыше 50 % средств будут поступать за счет абонентской платы.
Отметим также, что г-н Ткаченко является сторонником идеи упразднения НТКУ и использования ее материально-технической базы для создания общественного телевидения. При этом необходимо юридически прописать процесс перехода от государственного к общественному телевидению. Например, Фонд государственного имущества Украины передаст собственность НТКУ организации, которая по своему юридическому статусу может стать основой для общественного телевидения.
Утверждать и контролировать программную политику общественного телеканала также должен наблюдательный совет, утверждаемый парламентом по представлению Президента. В наблюдательный совет не войдут политики, чиновники и депутаты, чтобы не навязывать общественному ТВ угодную им политику.
Инициативная группа во главе с вице-президентом НТКУ Андреем Шевченко подала в Секретариат Президента базовый план реформирования государственного телевидения Украины.
План предусматривает комплексное решение для всех телекомпаний с бюджетным финансированием (НТКУ, УТР, ОГТРК, ГТРК “Крым”). Конечным результатом должно быть образование при их участии системы общественного вещания. Срок осуществления проекта – 3 года. Формальный запуск общественного вещания должен состояться в 2006 году, после парламентских выборов.
Проект предусматривает формирование целостной системы из четырех телеканалов. В нее войдут “Первый канал” как главный канал страны, попадающий в тройку лидеров по популярности, второй канал как канал культурных, образовательных, познавательных программ, то есть совместный проект НТКУ и областных телекомпаний, а также Еuronews-Ukraine и “Україна-Свiт” (спутниковый канал на базе телеканала УТР).
По словам г-на Шевченко, возможны 5 вариантов финансирования общественного телевидения: абонплата, отчисления от рекламы коммерческих вещателей, Государственный бюджет, размещение государственного заказа, собственная реклама. Также допустима комбинация названных вариантов.
При этом НТКУ считает, что в январе 2006 года станет возможной реорганизация НТКУ в государственное предприятие, в июне 2006 года – юридическое оформление общественного вещания, а в сентябре 2006 года зритель уже сможет увидеть работу НТКУ в формате общественного вещания.
Среди союзников такого подхода к созданию общественного телевидения г-н Шевченко назвал журналистов и общественные организации, а также Европейский Союз и Совет Европы, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе и Европейский вещательный союз.
Среди оппонентов он упомянул нынешнее руководство Государственного комитета по телевидению и радиовещанию и профсоюзы, действующие в НТКУ.
Как известно, 8 июля с.г. Верховный Совет Украины принял в первом чтении законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон Украины “О системе Общественного телевидения и радиовещания Украины”, предусматривающий реорганизацию Национальной телекомпании Украины и Национальной радиокомпании Украины в “Украинское телевидение” и “Украинское радио” для создания общественного телерадиовещания. При этом функционирование “Украинского телевидения” будет осуществляться на двух общенациональных телевизионных каналах.
Согласно законопроекту, программная политика организаций общественного телерадиовещания должна максимально отображать тенденции жизни общества, не отдавая предпочтений какой-либо его группе, политической или религиозной организации.
Согласно законопроекту, государство не будет принимать участие в управлении этими организациями. Коллегиальным органом, осуществляющим надзор и контроль за деятельностью телерадиовещания, будет наблюдательный совет общественного телерадиовещания, персональный состав которого будет назначаться Верховным Советом Украины. К слову, согласно законопроекту, членом наблюдательного совета не может быть лицо, работающее на должности народного депутата, имеющее любой другой представительский мандат либо являющееся госслужащим – представителем исполнительной или судебной власти.
Госзаказ для общественного телерадиовещания, осуществляемый Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания, не будет превышать 30 % среднесуточного объема вещания на одном канале.
Также в законопроекте определено, что организации общественного телерадиовещания будут иметь право получать финансирование из следующих источников: абонентская плата, спонсорство, бюджетное финансирование, благотворительные взносы, оплата за использование авторских и смежных прав, а также оплата за рекламные услуги. Причем рекламная деятельность на каналах общественного телерадиовещания будет ограничена решениями его наблюдательного совета. Преимущество будет предоставляться социальной рекламе и коммерческим презентациям (время трансляции которых не должно превышать 6 % вещания в сутки).
Глава Секретариата Президента Олег Рыбачук создал рабочую группу, которая будет нарабатывать концепции создания общественного телевидения. 22 сентября 2005 года Секретариат завершил прием концепций реформирования НТКУ, получив 7 соответствующих предложений.
По словам г-на Рыбачука, 23 сентября с.г. был утвержден и личный состав экспертной группы по оценке концепций, в которую вошли представители Секретариата, профсоюзов, общественных организаций и эксперты. Кстати, профсоюзы НТКУ настаивают на расширении состава созданной экспертной группы, а также считают необходимым утвердить положение о проведении конкурса на лучшую концепцию создания общественного телевидения. Профсоюзы НТКУ хотят видеть в составе экспертной группы сотрудников Национальной телекомпании Украины, представителей Кабинета Министров Украины, а также областных телекомпаний, Федерации профсоюзов Украины и депутатов Верховного Совета Украины.
На данный момент известно, что экспертная группа на своем заседании приняла две концепции реформирования НТКУ. Победителями стали вице-президент НТКУ Андрей Шевченко и руководитель “Новой студии” Александр Ткаченко. Причем, по словам руководителя Секретариата гПо итогам проведенного заседания было принято решение направить рекомендацию Президенту Украины – его распоряжением внести соответствующие изменения в устав НТКУ. В частности, изменения будут предусматривать назначение Президентом в наблюдательный совет представителей от Кабинета Министров Украины, Верховного Совета Украины, а также общественных и профессиональных организаций.
По распоряжению руководителя Секретариата Президента от 30 сентября 2005 года, до 10 октября экспертная группа должна подготовить концепцию создания общественного телевидения. А до 1 декабря с.г. должны быть готовы проекты и предложения по нормативно-правовым актам по реализации созданной концепции.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…