Удар по киберпреступности? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №41 (407) » Удар по киберпреступности?

Удар по киберпреступности?

Президент Украины Виктор Ющенко подписал ратифицированную Верховным Советом Украины 7 сентября с.г. Конвенцию о киберпреступности. Ратификация данной Конвенции дает возможность Украине сотрудничать с другими государствами в борьбе с нарушениями в сфере использования электронно-вычислительных машин, систем и компьютерных сетей, а также сетей электросвязи. Конвенция была создана в связи с обеспокоенностью стран тем, что компьютерные сети и электронная информация могут использоваться для совершения преступлений, и доказательства, связанные с такими уголовно наказуемыми нарушениями законодательства, могут храниться и передаваться по таким сетям.

Конвенция устанавливает меры, которые должны предпринять страны на национальном уровне в отношении правонарушений против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных данных и систем, правонарушений, связанных с компьютерами, правонарушений, связанных с детской порнографией и правонарушений, связанных с нарушением авторских и смежных прав.

Отдельный раздел Конвенции посвящен международному сотрудничеству по вопросам экстрадиции в связи с уголовными правонарушениями, предусмотренными Конвенцией, добровольного предоставления информации относительно проведения расследования уголовных преступлений, определенных Конвенцией, а также процедур, связанных с запросами о взаимной помощи в случае отсутствия международных соглашений между странами.

История создания Конвенции

“Цифровая революция” произвела переворот в мировой экономике и при этом дала зеленый свет преступности, использующей возможности электронных сетей для извлечения прибыли. Появились новые формы преступлений, представляющие угрозу как для простых граждан, так и для предприятий и даже целых государств. С целью ее предотвращения Советом Европы разработана Конвенция о киберпреступности, являющаяся первым международно-правовым документом в этой области. Работа над ней продолжалась в течение 4Отметим, что первая Рекомендация по вопросам киберпреступности была принята Советом Европы в 1989 году. За ней в 1995 году последовала вторая, касающаяся процессуальных аспектов проблемы. В ней выдвигалась идея разработки международного договора по киберпреступности. Оценив ту угрозу, которую таит в себе разрастание этого явления, Европейский комитет по проблемам преступности поручил профессору Х.В.К. Касперсену изучить данную проблему. В своем докладе профессор Касперсен предложил разработать Конвенцию, в которой рассматривались бы не только вопросы позитивного права относительно борьбы с киберпреступностью, но и процессуальные требования к решению данной проблемы.

В феврале 1997 года Комитет министров Совета Европы поручил новоорганизованному Комитету экспертов по вопросам преступности в киберпространстве подготовить свод юридических обязательств, рассмотрев в нем вопросы состава преступлений, норм позитивного права, использования мер принуждения (в том числе и на международном уровне) и юрисдикции в отношении совершенных преступлений.

С апреля 1997 по декабрь 2000 года Комитет провел 10 пленарных заседаний, а его редакционная группа собиралась 15 раз.

В апреле 2000 года с проекта был снят гриф секретности, что необычно в практике подготовки международно-правовых документов, и он был размещен в Интернете с тем, чтобы с ним смогли ознакомиться специалисты и пользователи сетей. В марте 2001 года свою лепту в этот процесс внесла Парламентская Ассамблея, организовав специальные слушания по данному вопросу.

Комитет министров обратился в Парламентскую Ассамблею за заключением по проекту, который и был принят на ее апрельской сессии 2001 года. Текст Конвенции был одобрен на заседании Комитета министров в ранге постоянных представителей 19 сентября 2001 года и принят министрами иностранных дел на заседании 8 ноября 2001 года. И уже 23 ноября 2001 года в г. Будапеште Конвенция о киберпреступности была открыта для подписания государствами.

18 марта 2004 года Конвенцию о киберпреступности ратифицировала Литва, а после этой, пятой, ратификации Конвенция вступила в силу 1 июля 2004 года для Албании, Хорватии, Эстонии, Венгрии и Литвы.

Основные положения Конвенции

Конвенция охватывает три основных направления: согласование национальных норм, определяющих составы преступлений, определение порядка расследования по преступлениям в мировых компьютерных сетях и создание оперативной и действенной системы международного сотрудничества по борьбе с киберпреступностью.

Относительно установленных в Конвенции уголовно наказуемых правонарушений требуется соблюдение двух условий: для того чтобы деяние влекло за собой ответственность, оно должно быть совершено умышленно и противоправно. Правонарушения подразделяются на четыре основные категории: преступления против конфиденциальности, целостности и работоспособности компьютерных данных и систем – незаконный доступ, незаконный перехват, создание помех для обмена данными, создание помех для функционирования систем, неправомерное использование аппаратных устройств; компьютерные преступления – фальсификация и подлог, совершаемые с использованием компьютерной техники; преступления, связанные с сетевым контентом, – изготовление, распространение и хранение детской порнографии.

В Конвенции закреплены основные нормы, облегчающие расследование компьютерных преступлений с использованием новых форм взаимопомощи. Они преду­сматривают защиту хранящихся в компьютерах данных, хранение и оперативное представление данных о трафике, поиск и арест систем, динамическую фиксацию трафика и перехват сетевого контента.

В интересах соблюдения прав человека и принципа соразмерности действие этих норм ограничивается условиями и гарантиями, предусмотренными национальным законодательством участвующих государств. Так, например, следственные действия могут быть начаты лишь по санкции суда или иного независимого органа.

Помимо традиционных форм международного сотрудничества, регулируемого такими документами, как Европейская конвенция о выдаче (экстрадиции) и Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, в Конвенции о киберпреступности предусматривается осуществление международного сотрудничества по тематике самой Конвенции, благодаря которому правоохранительные органы одних государств смогут собирать хранимые в компьютерах информацию и улики для правоохранительных органов других государств, не проводя при этом трансграничных расследований и розыска. Собираемая таким образом информация должна оперативно передаваться по назначению. Для оказания содействия в текущих расследованиях создается постоянно действующая круглосуточная система связи.

Согласно Конвенции, стороны устанавливают юрисдикцию в отношении преступлений, совершаемых на их территории, на зарегистрированных у них воздушных и морских судах, или их гражданами – если такую территориальную юрисдикцию не осуществляет другое государство.

В соответствии с нормами Конвенции о киберпреступности, в отношении любого государства, присоединяющегося к Конвенции, этот международный документ вступает в силу в первый день месяца, наступающего по истечении трехмесячного срока, считая с даты сдачи на хранение документа о присоединении Генеральному секретарю Совета Европы.

Таким образом, Конвенция о киберпреступности вступает в силу на Украине 11 октября с.г.

Украина ратифицировала Конвенцию с оговорками и заявлениями

Парламент Украины установил в Законе Украины “О ратификации Конвенции о киберпреступности”, что Украина присоединяется к ее нормам со следующими оговорками и заявлениями.

Во-первых, что касается установленного Конвенцией перечня уголовно наказуемых деяний, то Украина оставляет за собой право не применять пункт 1 статьи 6 Конвенции в части установления уголовной ответственности за изготовление, приобретение для использования, предоставления для использования иным образом приспособлений, включая компьютерные программы, созданных или адаптированных с целью совершения любого из преступлений, перечисленных в Конвенции, а также изготовления и приобретения для использования компьютерных паролей, кодов доступа или подобных данных, с помощью которых можно получить доступ ко всей или части компьютерной системы с намерением использования ее для совершения любого из преступлений, перечисленных в Конвенции о киберпреступности.

Кроме того, Украина оставляет за собой право не применять полностью нормы статьи 9 Конвенции в части установления уголовной ответственности за намеренное совершение без права на это следующих действий: получение детской порнографии с помощью компьютерных систем для себя или другого лица либо владение детской порнографией, размещенной в компьютерной системе или на компьютерном носителе информации.

Во-вторых, на Украине органами, ответственными за подготовку запросов о взаимной помощи, предоставление на них ответов, их выполнение или передачу уполномоченным органам и т.д., являются Министерство юстиции Украины (относительно поручений судов) и Генеральная прокуратура Украины (относительно поручений органов досудебного следствия).

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Какой быть административной юстиции!

В судебной системе грядут перемены

Деловая практика

Удар по киберпреступности?

Законодательная практика

Общественное ТВ реально

Комментарии и аналитика

Кто на свете всех административнее?

Уравнение со множеством неизвестных

«Ограниченные» публичные лица

Неделя права

Депутаты рассмотрели изменения в КУоАП и УК Украины

Изменения в КАС приняты

Судьям общаги? Кто сказал?

Налог на страхователя

Концепции все еще нет...

Реестр событий

«Советское» и «Русская водка» теперь общеизвестны!

НЗФ стоит должностей...

Долги надо возвращать!

Репортаж

Поработали, теперь надо и отдохнуть!

Судебная практика

Если налог единый, но незаконный?

Иногда процесс все же важнее!

Судебные решения

Освободим от налогообложения по обстоятельствам

Льготники будут платить НДС

Дадим льготы!

Что можно взыскать с банкрота?

Тема номера

Спасение от налогового залога...

«Символичное» налоговое разъяснение

Трибуна

30 или 75 — казнить или помиловать?

Частная практика

Будет наука для нотариусов

Юридический форум

Новая традиция ко Дню юриста

Вперед, в европейские рамки права

Інші новини

PRAVO.UA