При выявлении нехватки, повреждения или порчи грузов по требованию любой из сторон договора перевозки, не согласной с определением их причин и суммы, на которую уменьшилась стоимость груза, бюро товарных экспертиз или другими компетентными организациями или физическими лицами проводится соответствующая экспертиза.
15 апреля 2004 года Высший хозяйственный суд Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО «X» на постановление от 18 декабря 2003 года Днепропетровского апелляционного хозяйственного суда по делу по иску ООО «X» к АО «Автотранспортное предприятие «В» о взыскании 2 297,40 грн, установил следующее.
В июле 2003 года истец обратился в Хозяйственный суд Днепропетровской области с иском против ответчика о взыскании 2 297,30 грн, ссылаясь на то, что последний не исполнил взятые на себя обязательства по договору, в связи с чем истец понес убытки в указанной сумме.
Решением Хозяйственного суда Днепропетровской области от 23 сентября 2003 года исковые требования удовлетворены в сумме 2 297,40 грн.
Во взыскании 500 грн, связанных с обеспечением участия представителя истца в судебном заседании, отказано.
Постановлением Днепропетровского апелляционного хозяйственного суда от 18 декабря 2003 года решение хозяйственного суда в части взыскания 2 297,40 грн отменено и в этой части в иске отказано.
В остальной части решение оставлено без изменений.
В кассационной жалобе истец просит постановление апелляционной инстанции отменить как принятое в результате неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит в ее удовлетворении отказать по необоснованности требований.
Заслушав пояснения представителей сторон, проверив материалы дела и на основании установленных в нем фактических обстоятельств, проанализировав правильность применения апелляционным хозяйственным судом при принятии обжалуемого постановления норм материального и процессуального права, суд считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению на следующих основаниях.
Как усматривается из материалов дела, 30 января 2003 года между АО «Автотранспортное предприятие «В» и ООО «Х» был заключен договор о предоставлении транспортных услуг в междугородном соединении № 02-007-Г-ТР, согласно пункту 1 которого Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства предоставить последнему транспортно-экспедиционные услуги по перевозке и доставке груза за средства Заказчика.
Согласно пунктам 2.2, 4.2 договора, Исполнитель обязан возместить Заказчику в полном объеме убытки, связанные с потерей, порчей, полным или частичным повреждением товара, произошедшим при перевозке.
Во исполнение договора на основании заявки на перевозку № 0427 от 23 апреля 2003 года ответчик, в соответствии с товарно-транспортной накладной № 390 от 23 апреля 2003 года, автомобилем 35, ул. *, 2, пресс-формы ПЭТ 47 г в количестве 324 480 штук, упакованных в 52 ящика, на общую сумму 113 817 грн 60 коп.
В соответствии с указанной накладной заказчиком (плательщиком) и грузоотправителем указано ООО «X», грузополучателем указано ООО «К».
В соответствии с пунктом 15 «Правила составления актов» Правил перевозок грузов автомобильным транспортом на Украине «15.1. В случае повреждения или порчи груза, а также в случае расхождений между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем), обстоятельства, которые могут служить основанием для материальной ответственности, оформляются актом по форме, приведенной в приложении 4.
15.2. Перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель удостоверяют в акте следующие обстоятельства:
а) несоответствие между наименованием, массой и количеством мест груза в натуре и данными, указанными в товарно-транспортной накладной;
б) нарушение или отсутствие пломб на кузове автомобиля или контейнере;
в) простой автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки сверх установленных норм времени;
г) другие обстоятельства (повреждение упаковки, груза), которые могут служить основанием для материальной ответственности сторон.
15.3. Записи в акте удостоверяются подписями грузоотправителя (грузополучателя) и водителя. Односторонние записи в акте как грузоотправителя (грузополучателя), так и водителя, считаются недействительными.
15.4. Ни одна из сторон не имеет права отказаться от подписания акта. В случае несогласия с содержанием акта любая из сторон имеет право изложить в нем свое мнение в строке «Особые отметки» и удостоверить его подписью».
Согласно акту приема продукции от 24 апреля 2003 года № 1, составленного с участием представителей грузополучателя ООО «К» и представителя перевозчика — водителя С., было установлено нарушение целостности 4-х упаковок, одна упаковка разорвана полностью, ее содержимое находится в кузове. В указанной упаковке находилась пресс-форма ТЕТФ 47 зеленая в количестве 6 240 штук на общую сумму 2 246 грн 40 коп. Указанные пресс-формы были загрязнены и имели царапины. В соответствии с выводом комиссии, осуществлявшей приемку, эти пресс-формы непригодны для использования в производстве. В акте представитель перевозчика — водитель С. указал, что с изложенным не согласен — был разорванный короб, а его вины нет.
Указанный акт не содержит сведений, какому именно ГОСТу или ТУ не отвечает по качеству поврежденная продукция. Также ни товарно-транспортная накладная, ни указанный акт не содержат сведений, в какой именно упаковке была погружена продукция.
Также акт не содержит сведений о повреждении кузова автомобиля.
В соответствии с частью второй статьи 34 Хозяйственного процессуального кодекса Украины обстоятельства дела, которые, согласно законодательству, должны быть подтверждены определенными средствами, не могут подтверждаться другими средствами доказывания.
В соответствии с пунктом 13.6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом на Украине, в случае если при выявлении нехватки, повреждения или порчи грузов перевозчик и грузоотправитель или грузополучатель не пришли к согласию в определении их причин и суммы, на которую уменьшилась стоимость груза, по требованию перевозчика, грузоотправителя или грузополучателя проводится экспертиза бюро товарных экспертиз или другими компетентными организациями или физическими лицами (Пункт 13.6 в редакции приказа Министерства транспорта Украины № 90 (г0242-98) от 23 марта 1998 года).
Поскольку у грузополучателя и перевозчика возникли противоречия по причине возникновения повреждения продукции, поврежденная продукция у перевозчика не находилась, последний обратился с письмом от 3 июля 2003 года № 15/871 (направленный рекомендованной почтой) к грузополучателю и грузоотправителю о предоставлении ему поврежденной продукции для проведения экспертизы.
Доказательств ответа перевозчику о направлении ему продукции или уведомления перевозчика о местонахождении этой продукции, а также времени и возможности проведения экспертизы грузополучатель и грузоотправитель не предоставили. Акт приемки продукции от 24 апреля 2003 № 1 не содержит вывода комиссии о причинах повреждения продукции — имело ли оно место в результате некачественной упаковки или неправильной погрузки.
Для установления причин повреждения продукции ни грузополучателем, ни грузоотправителем экспертиза, предусмотренная пунктом 13.6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом на Украине, не назначалась.
При таких обстоятельствах суд считает, что апелляционный хозяйственный суд пришел к правильному выводу, что истец не предоставил надлежащих доказательств в подтверждение вины ответчика в повреждении груза, в связи с чем решение хозяйственного суда по данному спору подлежало отмене. Апелляционный хозяйственный суд полно и всесторонне проверил все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и принял постановление, отвечающее обстоятельствам дела и требованиям закона, поэтому его необходимо оставить без изменений.
Доводы истца, изложенные в кассационной жалобе, суд считает необоснованными, поскольку они опровергаются собранными по делу доказательствами и не отвечают требованиям закона.
На основании приведенного, руководствуясь статьями 1115, 1117, 1119, 11111 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Высший хозяйственный суд Украины постановил следующее.
Постановление Днепропетровского апелляционного хозяйственного суда от 18 декабря 2003 года оставить без изменений, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
(Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 15 апреля 2004 года. Дело № 36/137. Председательствующий — Шульга А.Ф. Судьи — Дерепа В.И., Стратиенко Л.В.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…