Неисповедимы пути автоперевозчиков — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №47 (361) » Неисповедимы пути автоперевозчиков

Неисповедимы пути автоперевозчиков

Рубрика Тема номера

Два извечных вопроса отечественных субъектов предпринимательской деятельности — как быстро заработать деньги и сохранить уровень прибыли — актуальны для любой сферы хозяйственной деятельности. А уж если речь идет о предпринимательской деятельности, изрядно регулируемой государством, то вопрос прибыли обретает еще большую остроту. Яркий пример — услуги по перевозке автотранспортом. Поскольку они являются одним из популярнейших средств сообщения, то и находятся под пристальным вниманием государства. Общее регулирование деятельности таких субъектов хозяйствования осуществляется Кабинетом Министров Украины, а специальное — Министерством транспорта и связи Украины, в состав которого входит специализированное подразделение — Государственный департамент автомобильного транспорта (Укравтотранс), являющийся также органом лицензирования автотранспортных предприятий. На местах этим вопросом занимаются местные государственные администрации. Откровенно говоря, описанная структура государственных органов регулирования указанной области отношений уже давно вызывает нарекания представителей другого «лагеря» — автоперевозчиков и столкнувшихся с этим вопросом специалистов юридической сферы. Так, бытует мнение, что эта структура сдерживает хозяйственную деятельность автоперевозчиков, поскольку почти не исполняет никаких практических функций государственного регулирования, как это задекларировано законодательством.

Поскольку проблем в этой отрасли накопилось предостаточно и для их освещения необходим не один том, остановимся лишь на некоторых.

Стоит ли игра свеч?

В соответствии со статьей 9 Закона Украины «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» обязательному лицензированию подлежит хозяйственная деятельность в сфере предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом общего пользования (кроме перевозки на такси, поскольку указанные услуги подлежат отдельному лицензированию). Именно лицензия на занятие хозяйственной деятельностью по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом общего пользования является тем документом, который дает право субъекту хозяйствования на осуществление указанного вида деятельности или отдельных видов услуг. Как указано в упомянутом Законе, лицензирование осуществляется с целью обеспечения безопасности и надежности работы транспорта, ограничения монополизма и развития конкуренции, создания равных условий для развития хозяйственной деятельности транспортных предприятий.

Указанные цели, очевидно, предполагают гармоничное развитие автомобильных перевозок как пассажиров, так и груза. К сожалению, пути, которыми они достигаются, зачастую неисповедимы. Например, для того чтобы получить лицензию, субъекту заявления необходимо собрать немалую кипу документов, для получения которых, в свою очередь, нужно обить не один порог и потратить энную сумму денег. А дальше — конкурс на перевозку пассажиров на автобусном маршруте общего пользования. Значит, опять справки, копии, документы, письма и деньги. Естественно, за участие в конкурсе необходимо вносить определенную сумму. Кстати, финансовое участие при проведении конкурса должно распределяться между участниками конкурса и заказчиком, а на практике оплачивают все, конечно же, сами конкурсанты. И так далее.

Допустим, лицензия получена, конкурс выигран, и первый автобус выходит на маршрут. И оказывается, что на смену решенным являются другие, более «творческие» проблемы.

Одним — льготы, другим — убытки…

Сколько существует система льгот на Украине, столько же времени ее упорно критикуют. Зачастую те же, кто ее создавал. Что только не предлагалось: и отменить льготы вообще, а взамен увеличить размер пособий льготным категориям граждан, и заменить льготы системой адресной помощи, и просто уменьшить количество льготников, и… Однако сегодня все остается по-старому, а значит, остаются те же проблемы, актуальные и для субъектов хозяйствования. Не секрет, что целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. И поскольку речь идет об оказании услуг автомобильным транспортом, нелишне будет затронуть вопросы, связанные с окупаемостью автомобильных пассажирских перевозок.

Законом Украины «Об автомобильном транспорте» (Закон) установлено, что тарифная политика на автомобильном транспорте общего пользования должна удовлетворять предпринимательский интерес, стимулировать развитие автомобильного транспорта, внедрение новейших технологий перевозок, а также способствовать разрешению иных задач, среди прочего — обеспечение баланса между платежеспособным спросом на услуги и объемом расходов по их предоставлению.

Все правильно, но что на практике? Постановлением Кабинета Министров Украины от 25 декабря 1996 года «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов местных советов» закреплено, что тарифы на перевозку пассажиров и стоимость проездных билетов в городском пассажирском транспорте устанавливаются Советом министров АРК, областными, а также Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями. А по согласованию с ними Министерство транспорта и связи Украины утверждает тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом в междугородном, внутриобластном и пригородном сообщении. КМУ также определяет и перечень категорий граждан, имеющих право льготного проезда в транспорте общего пользования. Так, в соответствии с постановлениями Кабинета Министров Украины № 354 и № 555, был введен бесплатный проезд для пенсионеров и инвалидов на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме метрополитена и такси) и пригородных маршрутах. При этом льготные перевозки лиц, пользующихся такими правами согласно законодательству, осуществляются пассажирскими перевозчиками всех форм собственности и подчинения. Пассажирскому перевозчику запрещается отказываться от льготной перевозки, кроме случаев, предусмотренных законом. Виды и объем льготных перевозок устанавливаются государственным заказом, в котором определяется порядок компенсации пассажирским перевозчикам убытков, нанесенных осуществлением льготных перевозок. Кроме того, статьей 40 Закона предусмотрено, что убытки пассажирского перевозчика от льготных перевозок и от перевозок по регулируемым убыточным тарифам полностью компенсируются за счет средств соответствующих местных бюджетов, которые финансируются суб­венциями Государственного бюджета Украины.

Как известно, бюджет на Украине дефицитный. Причем дефицит касается как средств, так и способов их распределения. Дополнение № 6 Закона Украины «О Государственном бюджете на 2004 год», например, предоставление льгот отдельным категориям граждан на услуги связи и некоторые другие льготы, а также компенсацию за льготный проезд отдельных категорий граждан, предусматривает в одной строке и, в частности, на Киевскую область выделяет 26 694,2 тыс. грн на все выплаты. Но тут же возникает масса вопросов: по какому принципу распределять указанную сумму, какие выплаты являются первоочередными, как подсчитать реальные убытки, подлежащие компенсации и т.п. Остается только на минутку представить, сколько льготников за год пользуются услугами транспорта общего пользования и сколько только в одном Киеве автотранспортных предприятий, а потом попробовать совершить нехит­рое математическое действие. Что получится?!

Кто главный в НДС?

При рассмотрение вопросов, касающихся автомобильных перевозок, нельзя оставить без внимания налоговое регулирование данного вида предпринимательской деятельности. Основная сложность в данном случае связана со взиманием налога на добавленную стоимость (НДС).

Итак, подпунктом 5.1.13 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (Закон об НДС) установлено, что операции по предоставлению услуг по перевозке пассажиров городским и пригородным пассажирским транспортом и автомобильным транспортом в пределах района, тарифы на которые регулируются в установленном законом порядке, за исключением операций по аренде автомобильного транспорта (прокат), освобождаются от налогообложения НДС. По смыслу указанной статьи Закона об НДС, установленная льгота распространяется на городской, пригородный автомобильный транспорт, а также транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров в пределах района.

Казалось бы, все ясно, однако есть одно «но» в виде Указа Президента Украины «О некоторых изменениях в налогообложении» (Указ), которым установлено, что с 1 октября 1998 года операции по перевозке пассажиров пригородным транспортом и автомобильным транспортом в пределах района подлежат обложению НДС по ставке 20 % базы налогообложения согласно законодательству. Конечно, данный Указ был принят согласно пункту 4 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины, устанавливающей, что Президент Украины в течение трех лет после вступ­ления в силу Конституции имеет право издавать указы по экономическим вопросам, не урегулированным законом, с одновременной подачей соответствующего законопроекта в Верховный Совет Украины в порядке, предусмотренном Конституцией. Тем не менее на момент принятия Указа вопрос освобождения от налогообложения НДС операций по предоставлению услуг по перевозке пассажиров пригородным пассажирским транспортом и автомобильным транспортом в пределах района по установленному тарифу был урегулирован Законом об НДС. Кроме того, самим Указом не определено, что его положения касаются перевозок, тарифы на которые регулируются законом. Значит, спорные положения Указа распространяются на иные перевозки пассажиров пригородным пассажирским транспортом и автомобильным транспортом в пределах района, чем те, тарифы на которые регулируются соответствующим законом.

Что касается вопросов налогообложения, всем известно, что у законодателя может быть одна точка зрения, у Президента Украины — другая, а у налоговых органов — наиболее для них подходящая. Нетрудно догадаться, что в данном случае ГНИ единодушны с Президентом Украины. А потому сегодня вопрос уплаты НДС с подобного вида перевозок зависит исключительно от смелости руководителя конкретного автопредприятия в его отношениях с налоговой инспекцией.

Около года проблемой уплаты НДС «на пригороде» (как говорят перевозчики) занимается Всеукраинская ассоциация автомобильных перевозчиков (ВААП). Попытка решить вопрос на местном уровне не удалась — в Броварской и Фастовской объединенных налоговых инспекциях однозначно руководствовались Указом Президента Украины «О некоторых изменениях в налогообложении» и взимание НДС в рассмат­риваемом случае считали законным. На многочисленные обращения ВААП с просьбой прояснить ситуацию с НДС ни Министерство юстиции Украины, ни Государственный департамент автомобильного транспорта Украины ничего конкретного ответить не смогли. Более того, вот уже три месяца соответствующее обращение организации остается без ответа и самого автора Указа. Так что пока перевозчикам остается надеяться на собственные силы и самостоятельно доказывать неправомерность обложения НДС операций по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в пределах района, тарифы на которые регулируются в установленном законом порядке, и руководствоваться при взимании НДС в таком случае следует все-таки специальным Законом об НДС.

После анализа изложенных норм законодательства напрашивается вывод, что все цели, стоящие перед общими и специальными органами в отношении регулирования автотранспорта, либо не принимаются во внимание, либо для их достижения выбирается самый длинный и тернистый путь. А вопрос, почему же так получается, — риторический.


Справка «ЮП»

ВААП: Всеукраинская ассоциация автомобильных перевозчиков.

Статус: объединение юридических лиц, неприбыльная организация.

Президент: Виталий Рева.

Членство: 76 членов, среди них — областные ассоциации, перевозчики, производители, страховая компания.

Год основания: 1997.

Деятельность: координация и объединение усилий субъектов, действу­ющих в сфере автомобильных перевозок пассажиров и грузов на Украине для защиты их экономических, производственно-технических и социальных интересов.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Внешняя разведка по-украински...

Договорная практика

Договор управления имуществом и доверительная собственность

Законодательная практика

«Замораторенные» участки

Зарубежная практика

Актуальные вопросы арбитража

Неделя права

Нет налоговой дискриминации!

Переписка осужденных с Европейским судом будет просматриваться

Реалии и перспективы недвижимости

Государственных исполнителей возьмут под защиту

Собственность кооперации защищена

Реестр событий

Мертворожденные админсуды

ВККС: проблемы к кворуму не сводятся

Судебные решения

Определение характера повреждения груза при перевозке

Возмещение убытков по договору перевозки

Легитимность решений ГКЦБФР

Тема номера

Неисповедимы пути автоперевозчиков

Перевозка железнодорожным транспортом

Частная практика

Административный персонал в работе юридической фирмы

Юридический форум

Земельный и Гражданский кодексы: работа над ошибками

Юрисконсульт

БесЦЕННЫЕ бумаги: много шума из...

Срок действия договора — это существенно!

Проблемы передачи векселя

Мировые соглашения в хозпроцессе

Інші новини

PRAVO.UA