Перевозка железнодорожным транспортом — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №47 (361) » Перевозка железнодорожным транспортом

Перевозка железнодорожным транспортом

Рубрика Тема номера

Общие принципы

Транспортные отношения вообще и перевозки грузов железнодорожным транспортом в частности регулируются достаточно широким кругом нормативных актов. Принципы организации и эксплуатации транспорта определяются исключительно законами Украины (пункт 5 части 1 статьи 92 Конституции). Общие правовые, экономические, организационные и социальные основания деятельности транспорта определены Законом Украины «О транспор­те» от 10 ноября 1994 года. К данным отношениям применяются также нормы законов Украины «О перевозках опасных грузов» от 6 апреля 2000 года, «О транзите грузов» от 20 октября 1999 года и ряда других.

Специальным законом в сфере перево­зок грузов железнодорожным транспортом является Закон Украины «О железнодорожном транспорте» от 4 июля 1996 года, определяющий основные правовые, экономические и организационные условия деятельности железнодорожного транспорта общего пользования, его роль в экономике и социальной сфере Украины, регулирующий его отношения с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, другими видами транспорта, пассажирами, отправителями и получателями грузов, багажа и почты с учетом специфики функционирования этого вида транспорта как единого производственно-технологического комплекса.

Права, обязанности и ответственность железных дорог, а также предприятий, организаций, учреждений и граждан, пользующихся железнодорожным транспортом, порядок заключения договоров, организация и основные условия перевозок грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и почты регулируются Уставом железных дорог Украины (УЖД), утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) № 457 от 6 апреля 1998 года.

Согласно статье 5 УЖД, к компетенции Министерства транспорта Украины (Минтранс) отнесено утверждение Правил перевозки грузов (Правила), Технических условий погрузки и крепления грузов, Правил перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом Украины, других нормативных документов. Правила перевозки являются важным источником транспортного права. Как дополнение к УЖД, они содержат как положения общего характера, так и специальные правила, касающиеся перевозок отдельных видов груза. Во исполнение статьи 5 УЖД Минтрансом принят приказ № 644 от 21 ноября 2000 года, которым утверждены отдельные разделы Правил перевозки грузов, в частности Правила приемки грузов к перевозке, Правила оформления перевозных документов, Правила реализации грузов, Правила составления актов и другие разделы Правил, конкретизирующие положения УЖД.

Следует отметить, что отдельные разделы Правил появились только спустя два года после утверждения УЖД, дополнялись в дальнейшем, а в настоящее время некоторые все же отсутствуют. Поэтому к отношениям, не урегулированным законодательством Украины, согласно постановлению Верховного Совета Украины от 12 сентября 1991 года «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства СССР», применяются Правила перевозки грузов по железным дорогам СССР, а также Правила, принятые Советом железнодорожного транспорта государств — участников СНГ. Такой временный режим установлен приказом Минтранса № 174 от 8 мая 1998 года «О порядке временного действия отдельных нормативно-правовых актов».

Кроме указанных Правил, Минтрансом приняты, в частности, приказ № 53 от 2 февраля 1999 года «Об утверждении ставок платы за пользование вагонами и контейнерами железных дорог», приказ № 113 от 25 февраля 1999 года «Об утверждении Правил пользования вагонами и контейнерами» и другие.

Согласно статье 3 Закона Украины «О железнодорожном транспорте», управление железными дорогами и другими предприятиями железнодорожного транспорта, относящимися к общегосударственной собственности, осуществляется органом управления железнодорожным транспортом — Государственной администрацией железнодорожного транспорта «Укрзализныця» («Укрзализныця»). Статус «Укрзализныци» закреплен в соответствующем Положении, утвержденном постановлением КМУ № 262 от 29 февраля 1996 года. Основными структурными подразделениями в системе железнодорожного транспорта являются железные дороги — уставные территориально-отраслевые объединения, в состав которых входят предприятия, учреждения и организации железнодорожного транспорта и которые при централизованном управлении осуществляют перевозку пассажиров в определенном регионе транспортной сети. Их на Украине шесть: Донецкая, Львовская, Одесская, Южная, Юго-Западная и Приднепровская. Как «Укрзализныця», так и железные дороги наделены полномочиями в пределах своей компетенции принимать ведомственные нормативные акты.

Отношения в области перевозок железнодорожным транспортом регулируются также положениями Конвенции о международных железнодорожных перевозках от 9 мая 1980 года, Соглашения о международном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 года и целого ряда других международных правовых актов.

Впрочем, перечислить все нормативные акты, составляющие нормативную базу, регулирующую перевозки железнодорожным транспортом, не представляется возможным. Вместе с тем анализ таких актов в данной области позволяет прийти к заключению, что «Укрзализныця» очень умело использует свое монопольное положение.

УЖД превратил грузоотправителей, грузополучателей, а также все виды транспорта в бесправную толпу под названием «клиентура». Сравнение положений УЖД и Устава железных дорог СССР (утвержден постановлением Совета министров СССР № 270 от 6 апреля 1964 года) показывает, что вся работа по «созданию» УЖД была сведена его разработчиками к исключению из Союзного устава положений, неудобных для «Укрзализныци», к перефразированию ряда статей в ее пользу и максимальному снижению ответственности железной дороги в процессе перевозки грузов за счет перенесения ответственности на «клиентуру» и другие виды транспорта. Ряд статей УЖД противоречат Законам Украины, постановлениям КМУ, Гражданскому кодексу Украины, а также друг другу.

Договор перевозки

Особенность перевозок железнодорожным транспортом на Украине заключается в том, что «Укрзализныця» является монополистом в этой сфере, а также одновременно осуществляет как функции контроля и управления, так и функции субъекта хозяйствования. Согласно статье 8 Закона Украины «О железнодорожном транспорте» и статье 17 УЖД, перевозки грузов осуществляются «Укрзализныцей» на договорных началах. Договорные начала возникновения обязательств по договорам перевозки грузов регулируются статьями 908—927 Гражданского кодекса Украины (ГК) и статьями 306—315 Хозяйственного кодекса Украины (ХК). Новые ГК и ХК более широко рассматривают нормы, которые до этого содержались только в уставах и кодексах соответствующего вида транспорта.

Согласно статье 909 ГК, по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить доверенный ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязывается уплатить за перевозку груза установленную плату. Практически аналогичное определение содержит статья 307 ХК, но в ней добавлено еще одно существенное условие договора — срок перевозки.

Таким образом, сторонами по договору перевозки являются перевозчик и отправитель. Еще одно лицо — получатель груза — как правило, не является стороной по договору и связано другими договорными отношениями с отправителем (например, договором купли-продажи, поставки и т.д.).

Согласно части 2 статьи 908 ГК, условия перевозки грузов отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам устанавливаются договором, если иное не установлено Кодексом, другими законами, транспортными кодексами (уставами), иными нормативно-правовыми актами и правилами, издаваемыми в соответствии с ними.

Договор перевозки грузов по сути является договором о предоставлении услуг. Услуги, предоставляемые при перевозках, не имеют материальной формы и потребляются пользователями (грузополучателями) в процессе их предоставления, то есть в процессе самой деятельности исполнителя (перевозчика). Груз (материальные ценности, перевозимые транспортом) является объектом услуг.

Договор перевозки грузов заключается в письменной форме. Заключение такого договора подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа, установленного транспортными кодексами (уставами). Согласно статье 6 УЖД, накладная является обязательной двусторонней письменной формой договора на перевозку груза, заключаемого между отправителем и железной дорогой в пользу третьей стороны — получателя. Накладная сопровождает груз на всем пути перевозки до станции назначения. Форма накладной утверждена приказом Минтранса № 460 от 19 ноября 1998 года и оформляется в соответствии с Правилами оформления перевозочных документов, утвержденными приказом Минтранса № 644 от 21 ноября 2000 года.

Накладная одновременно является договором залога груза для обеспечения гарантии внесения платежей за перевозку. Согласно части 4 статьи 916 ГК, перевозчик имеет право удержать переданный ему для перевозки груз для обеспечения внесения провозной платы и иных платежей, если иное не установлено законом, другими нормативно-правовыми актами или не вытекает из сути обязательства. Общие правила удержания, права и обязанности, вытекающие из него, установлены статьями 594—597 ГК. Хотя ГК 1963 года не содержал норм, регулирующих институт удержания, статьи 49, 51 УЖД, Правила расчетов за перевозку грузов, утвержденные приказом Минтранса № 644 от 21 октября 2000 года, еще до принятия нового ГК наделяли железную дорогу залоговым правом и правом на реализацию груза в случае уклонения грузоотправителя или грузополучателя от уплаты надлежащих платежей. Реализация грузов осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минтранса № 644 от 21 ноября 2000 года.

Платежи и тарифы

Согласно части 2 статьи 916 ГК, плата за перевозку груза, осуществляемую транспортом общего пользования, определяется договоренностью сторон, если не установлена тарифами, утвержденными в установленном порядке. Статьей 311 ХК установлено, что плата за перевозку грузов и выполнение иных работ, связанных с перевозкой, определяется ценами, установленными в соответствии с законодательством. Согласно статье 9 Закона Украины «О железнодорожном транспорте» и пункту 57 УЖД, стоимость перевозки грузов в пределах Украины определяется на основании государственной бюджетной ценовой и тарифной политики в порядке, определенном КМУ. Такой порядок определен постановлением КМУ № 1548 от 25 декабря 1996 года «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)», с последующими изменениями и дополнениями.

Им, в частности, установлено, что тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с этим услуги устанавливаются КМУ по предложению Минтранса. До внесения изменений постановлением КМУ № 105 от 21 января 2003 года эти тарифы устанавливались Минтрансом по согласованию с Министерством экономики (приказ Минтранса № 551 от 15 ноября 1999 года «Об утверждении Сборника тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом Украины и Коэффициентов, применяемых к тарифам этого Сборника). В 2004 году тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом и связанные с этим услуги в очередной раз повышены уже распоряжением КМУ № 455-р от 13 июля 2004 года «О тарифах на перевозку грузов железнодорожным транспортом». Хотелось бы верить, что изменение тарифов на более высоком уровне ограничит произвол «Укр­зализныци».

Грузовые тарифы существенно влияют на конечные цены товаров — это непреложная истина. Любое их изменение (неважно, в какую сторону) может повлечь за собой задержку получения и отправки груза, изменить цену товара и, в конечном итоге, усложнить жизнь и его получателю, и отправителю. Поэтому ценовая политика Минтранса и отдельных железных дорог, которые, согласно пункту 60 УЖД, наделены полномочиями по установлению некоторых тарифов (например, на перевозку грузов по железнодорожным линиям, не относящимся к общей сети железных дорог), неоднократно была предметом рассмотрения как судами, так и Антимонопольным комитетом Украины.

Так, приказом Минтранса № 934 от 27 декабря 2002 года были повышены коэффициенты, применяемые к тарифам Сборника тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, а также отменены льготные тарифы на перевозку экспортного металлопроката. В обращении группы народных депутатов Украины, направленном премьер-министру и председателю Антимонопольного комитета, отмечалось, что убытки металлургов только от повышения платы за использование вагонов и тарифов на грузоперевозки оценивается экспертами в 180 млн грн в год. Предприятия отрасли, в последние годы получившие возможность использовать заработанные средства на техническое переоснащение и реконструкцию, будут вынуждены пересмотреть свои планы в сторону сокращения объемов модернизации производства. Вместе с тем снижение прибыли металлургов приведет к снижению налоговых поступлений в бюджет. Только в виде налога на прибыль госбюджет недополучит 61 млн грн в течение года. Повышение тарифов отразилось и на других сферах. Предприятия цементной отрасли вынуждены повысить цены на свою продукцию из-за необходимости в железнодорожных перевозках сырья, что, в свою очередь, затрагивает интересы горнодобывающих и строительных предприятий. Анализ структуры повышения железнодорожных тарифов по видам грузов показывает, что оно коснулось в первую очередь перевозки дорогостоящих грузов: нефтепродуктов и металлопродукции, являющихся основными из экспортируемых Украиной. Поэтому повышение железнодорожных тарифов приводит к снижению объема транзита грузов и ухудшает работу портов Украины.

Таким образом, «Укрзализныця» вместо использования своих значительных резервов для повышения уровня прибыльности предпочитает выживать за счет предприятий других отраслей. Вместе с тем в ответе Антимонопольного комитета Украины на обращение народных депутатов указано, что новые тарифы введены в действие согласно процедуре, определенной действующим законодательством. Тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины находятся в сфере государственного регулирования, контроль за формированием и установлением тарифов на эти перевозки не входит в компетенцию Антимонопольного комитета Украины. Согласно статье 13 Закона Украины «О ценах и ценообразовании», он контролирует требования антимонопольного законодательства в сфере действия свободных цен. Вместе с тем с целью недопущения необоснованного повышения цен на услуги железнодорожного транспорта Антимонопольный комитет неоднократно вносил предложения о необходимости усовершенствования системы регулирования цен и тарифов на услуги «Укрзализныци». По мнению Антимонопольного комитета, существенным шагом в формировании тарифов на железнодорожные услуги должно стать создание независимого государственного органа регулирования — Национальной комиссии по вопросам регулирования транспорта, деятельность которой предусмотрена Законом Украины «О государственных монополиях».

Ответственность сторон

Согласно статье 920 ГК, в случае нарушения обязательств, вытекающих из договора перевозки, стороны несут ответственность, установленную договоренностью сторон, если иное не установлено кодексом, иными законами, транспортными кодексами (уставами). Гражданско-правовая ответственность перевозчика основывается на общих принципах, закрепленных в главе 51 ГК. Вместе с тем в статье 114 УЖД указано, что не предусмотренные договором перевозки расходы и убытки возмещению не подлежат, что прямо противоречит общим принципам возмещения ущерба.

Согласно статье 921 ГК, перевозчик за непредоставление транспортного средства для перевозки груза, а отправитель — за непредоставление груза или неиспользование предоставленного транспортного средства по иным причинам несут ответственность, установленную договором, если иное не установлено транспортными кодексами (уставами). Таким образом, стороны несут ответственность по договору перевозки в пределах и размерах, предусмотренных УЖД и отдельными договорами. Статьями 105—109 УЖД установлены размеры и случаи ответственности за непредоставление вагонов и грузов. Для обеспечения исполнения договорных обязательств предприятиями железнодорожного транспорта осуществляется планирование перевозок. Правила планирования перевозок грузов утверждены приказом Минтранса № 873 от 9 декабря 2002 года.

В соответствии со статьей 313 ХК, размер штрафов, взыскиваемых с перевозчиков за просрочку доставки грузов, определяется согласно закону. В соответствии со статьей 923 ГК, в случае просрочки доставки груза перевозчик обязан возместить другой стороне убытки, причиненные нарушением срока перевозки, если иные формы ответственности не установлены договором, транспортными кодексами (уставами). Таким образом, ГК опять отсылает к УЖД. Убытки и их объем определяются статьями 22, 623 ГК. Задержка доставки может привести к полной утрате или порче груза. В этом случае должны применяться правила возмещения стоимости груза согласно статье 924 ГК. Частью 4 статьи 313 ХК установлено, что уплата штрафа за доставку груза с просрочкой не освобождает перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза, произошедшие вследствие просрочки. Статья 116 УЖД предусматривает штрафную ответственность железной дороги за сам факт просрочки, даже если она не повлияла на состояние груза. Однако железная дорога уплатит штраф только в том случае, если получатель в течение суток со дня получения уведомления о прибытии груза вывезет груз со станции или раскредитует перевозочные документы на него. В такой короткий срок можно уложиться лишь при прибытии одиночных вагонов, и далеко не всегда это возможно при массовом поступлении вагонов в адрес одного получателя, такого как, например, морские порты и крупные предприятия.

Согласно статье 924 ГК, железная дорога несет ответственность за сохранность груза с момента его принятия к перевозке и до выдачи получателю, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Перевозчик отвечает за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятого к перевозке груза в размере фактического вреда, если не докажет, что это произошло не по его вине. Аналогичную норму содержит статья 314 ХК, статья 13 Закона Украины «О транспорте» и статья 23 Закона Украины «О железнодорожном транспорте». Таким образом, ответственность железной дороги возникает с момента приема груза к перевозке и заканчивается в момент его выдачи. Правила приема грузов к перевозке и Правила выдачи грузов установлены приказом Минтранса № 644 от 21 ноября 2000 года. Ответственность железной дороги в пределах стоимости груза установлена также статьями 113, 114 УЖД. В статье 111 УЖД перечислены случаи, при которых железная дорога освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятого к перевозке груза. При этом далеко не всегда и не во всех из перечисленных в данной статье случаях можно согласиться с отсутствием вины железной дороги. Например, железная дорога освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случае, если он перевозился в сопровождении проводника отправителя или получателя. Однако сопровождение груза проводником является правом, а не обязанностью отправителя (получателя). Согласно статье 110 того же УЖД, обязанность охраны и сопровождения грузов несет отправитель только в случае перевозки особо ценных и опасных грузов согласно перечню, утверждаемому Правилами.

Согласно статье 925 ГК и статье 315 ХК, до предъявления перевозчику иска, вытекающего из договора перевозки груза, обязательным является предъявление ему претензии в порядке, установленном законом, а также транспортными кодексами (уставами). Иск к перевозчику может быть предъявлен только в случае полного или частичного отказа перевозчика в удовлетворении претензии либо неполучения от перевозчика ответа в месячный срок. Кроме этого, согласно разъяснениям Высшего хозяйственного суда Украины, иск к железной дороге может быть подан и в случае отказа перевозчика от рассмотрения претензии по сути. ГК не регламентирует порядок и условия предъявления и рассмотрения претензий к железным дорогам — они установлены статьей 315 ХК и статьями 129—134 УЖД. Статья 315 ХК и статья 134 УЖД устанавливают шестимесячный срок обращения с претензией к перевозчику. При этом ХК, в отличие от УЖД, выделяет специальный срок в 45 дней для предъявления претензий об уплате штрафов и премий.

Следует отметить, что ГК устанавливает срок исковой давности к требованиям, вытекающим из договора перевозки груза, в один год — как для перевозчика, так и для отправителя (получателя). Согласно ГК 1963 года действовали различные и более короткие сроки исковой давности для отправителя — два месяца, для перевозчика — шесть месяцев. ХК так же, как и ГК, устанавливает одинаковый для перевозчиков, отправителей и получателей срок исковой давности. Однако в отличие от ГК он составляет шесть месяцев. Таким образом, ХК, который является специальным законом по отношению к ГК, а также статьи 136, 137 УЖД содержат аналогичные положения о шестимесячном сроке исковой давности для всех субъектов договора перевозки.

Статья 137 УЖД предусматривает право железных дорог предъявлять иски к грузоотправителям, грузополучателям и пассажирам. Поэтому предъявление исков прокурора в интересах государства в лице предприятий железной дороги является неправомерным. Об этом свидетельствует судебная практика (постановление Высшего арбитражного суда Украины от 28 апреля 2001 года по заявлению ОАО «Подволочское хлебоприемное предприятие» о проверке решения и постановления Арбитражного суда Тернопольской области по делу по иску Тернопольского транспортного прокурора в интересах государства в лице государственного предприятия по перевозке грузов и пассажиров к ОАО «Подволочское хлебоприемное предприятие», СП «Райз-инвест» о взыскании 116 609 грн 64 коп. платы за пользование вагонами).

Одинаковое и правильное применение законодательства при разрешении споров, возникающих из перевозок грузов железнодорожным транспортом, представляют обзорное письмо Высшего арбитражного суда Украины № 01-8/737 от 11 декабря 2000 года «О практике разрешения некоторых категорий споров», а также разъяснение Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики разрешения споров, возникающих из перевозки грузов железнодорожным транспортом» № 04-5/601 от 29 мая 2002 года.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Внешняя разведка по-украински...

Договорная практика

Договор управления имуществом и доверительная собственность

Законодательная практика

«Замораторенные» участки

Зарубежная практика

Актуальные вопросы арбитража

Неделя права

Нет налоговой дискриминации!

Переписка осужденных с Европейским судом будет просматриваться

Реалии и перспективы недвижимости

Государственных исполнителей возьмут под защиту

Собственность кооперации защищена

Реестр событий

Мертворожденные админсуды

ВККС: проблемы к кворуму не сводятся

Судебные решения

Определение характера повреждения груза при перевозке

Возмещение убытков по договору перевозки

Легитимность решений ГКЦБФР

Тема номера

Неисповедимы пути автоперевозчиков

Перевозка железнодорожным транспортом

Частная практика

Административный персонал в работе юридической фирмы

Юридический форум

Земельный и Гражданский кодексы: работа над ошибками

Юрисконсульт

БесЦЕННЫЕ бумаги: много шума из...

Срок действия договора — это существенно!

Проблемы передачи векселя

Мировые соглашения в хозпроцессе

Інші новини

PRAVO.UA