Оппозицию хотят узаконить — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №24 (442) » Оппозицию хотят узаконить

Оппозицию хотят узаконить

Неотъемлемой составляющей какого-либо парламента является оппозиция, роль которой в политической жизни государства весьма существенна.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 25 мая с.г. был утвержден ориентировочный план законопроектной работы на 2006 год, согласно которому на Министерство юстиции Украины при участии Национальной комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права возложена обязанность по подготовке законопроекта «О парламентской оппозиции». Законопроект должен определить основы формирования, организации и прекращения деятельности парламентской оппозиции, а также ее правовой статус. Указом Президента Украины «О Плане мер по выполнению обязанностей и обязательств Украины, вытекающих из ее членства в Совете Европы» также предусмотрена необходимость принятия такого законодательного акта, что соответствовало бы требованиям Резолюции ПАСЕ № 1466. Резолюцией, в частности, предусмотрено обязательство Украины установить на законодательном уровне гарантии и условия деятельности парламентской оппозиции.

Законодательное регулирование оппозиционной деятельности

В настоящее время законодательное регулирование оппозиционной деятельности ограничивается отдельными положениями Закона Украины «О политических партиях на Украине». Законом, в частности, предусмотрено, что политическим партиям гарантируется свобода оппозиционной деятельности. Данная свобода выражается в возможности излагать публично и отстаивать свою позицию по вопросам государственной и общественной жизни; принимать участие в обсуждении, обнародовать и обосновывать критическую оценку действий и решений органов власти, используя для этого государственные и негосударственные средства массовой информации в порядке, установленном законодательством; вносить в органы государственной власти Украины и органы местного самоуправления предложения, обязательные для рассмотрения соответствующими органами в установленном порядке.

Недавно в Верховном Совете Украины был зарегистрирован законопроект «Об оппозиционной политической деятельности», поданный народными депутатами: Раисой Богатыревой, Николаем Комаром, Тарасом Чорновилом и Валерием Бевзенко. Как следует из преамбулы законопроекта, он определяет правовые основы и гарантии оппозиционной политической деятельности на Украине, а также порядок формирования и принципы организации деятельности политической оппозиции, права и обязанности ее субъектов.

Напомним, что идея принятия Закона, регулирующего оппозиционную деятельность, не нова. Вопрос о придании законного статуса оппозиции обсуждается на Украине уже давно. В 1998—2004 годах в Верховном Совете Украины было зарегистрировано 11 соответствующих законопроектов. Из них только два обсуждались в парламенте, однако оба были отклонены.

Оппозиция оппозиции рознь

Законопроектом предлагается расширить понятие «оппозиция», заменив его на понятие «оппозиционная политическая деятельность». Под последней следует понимать добровольную деятельность, направленную на защиту гарантированных Конституцией Украины прав и свобод граждан в случае их нарушения, несоблюдения или ненадлежащего выполнения требований Конституции Украины действующей государственной властью, несоответствия официального курса власти задекларированным ею программным целям и задачам.

Документ предусматривает, что формы оппозиционной деятельности могут быть самыми разнообразными: политическая оппозиция, общественная оппозиция, парламентская оппозиция, объединенная парламентская оппозиция, местная представительская оппозиция и объединенная местная представительская оппозиция. Например, общественной оппозицией законопроект предлагает считать общественные организации и их объединения, группы граждан и отдельных граждан, законные интересы которых не учитываются (игнорируются) практическими действиями действующей государственной власти.

Большинство положений законопроекта посвящены правовому регулированию политической оппозиции на Украине. Вообще под политической оппозицией принято понимать партию или группу лиц внутри какого-либо государственного органа, партии, противопоставляющую свои взгляды, политику взглядам и политике большинства. Законопроект определяет, что политической оппозицией являются политические партии, их коалиции (блоки), программные цели которых не согласовываются с официальным курсом действующей государственной власти.

Законопроект определяет политическую партию (блок) главным субъектом оппозиционной деятельности. Парламентские фракции и фракции политических партий в местных советах, согласно законопроекту, лишь выполняют решения своих партий об оппозиционной деятельности.

Об оппозиции в Верховном Совете

Немалое количество статей законопроекта посвящено порядку ведения оппозиционной деятельности в Верховном Совете Украины. Предусмотрено, что субъектами парламентской оппозиционной деятельности являются депутатские фракции политических партий, если их партии приняли решение о переходе к оппозиционной политической деятельности.

Депутатские фракции оппозиционных политических партий в Верховном Совете Украины могут на добровольной основе сформировать объединенную парламентскую оппозицию. Высшим руководящим органом объединенной парламентской оппозиции является Координационный совет, в состав которого должны быть включены руководители депутатских фракций, создавших объединенную парламентскую оппозицию.

Позаботились авторы законопроекта о праве на представительство парламентской оппозиции в руководстве Верховного Совета Украины, его комитетах и комиссиях. В частности, парламентской оппозиции предлагается гарантировать право на замещение народными депутатами Украины — представителями оппозиции должностей председателей комитетов Верховного Совета по вопросам бюджета; свободы слова и средств массовой информации; законодательного обеспечения правоохранительной деятельности и борьбы с коррупцией. Мнение относительно необходимости закрепления отдельных парламентских комитетов за оппозицией неоднозначны. Действительно, можно представить себе ситуацию, когда в парламентскую коалицию войдут все политические силы, принимавшие участие в избирательной кампании. В таком случае непонятно, кто должен работать в вышеуказанных комитетах.

Также предлагается, чтобы в комитетах, не возглавляемых представителями парламентской оппозиции, первыми заместителями председателей комитетов были представители оппозиции. В случае создания объединенной парламентской оппозиции ей гарантируется право на замещение должности заместителя Председателя Верховного Совета Украины и должностей не менее чем одной трети комитетов Верховного Совета Украины народными депутатами — представителями объединенной парламентской оппозиции.

Для осуществления прав в сфере информации парламентская оппозиция имеет право использовать собственные и государственные средства массовой информации, а также распространять информацию среди населения без использования средств массовой информации. Отметим, что, согласно законопроекту, печатные средства массовой информации, учредителями которых является Верховный Совет Украины и Кабинет Министров Украины, обязаны не реже одного раза в неделю бесплатно печатать материалы о деятельности парламентской оппозиции объемом не более 10 тыс. знаков. Также общенациональные теле- и радиоканалы по законопроекту обязаны бесплатно предоставлять парламентской оппозиции эфирное время не менее чем один раз в неделю, продолжительностью от 10 до 30 минут для официальных сообщений о ее деятельности на всю территорию Украины за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных на финансирование освещения деятельности Верховного Совета Украины.

Кабинету Министров Украины есть альтернатива?

Законопроект предусматривает возможность политической оппозиции создавать альтернативный Кабинет Министров. Альтернативный («теневой») Кабинет Министров может быть сформирован политической оппозицией при условии наличия в Верховном Совете Украины объединенной парламентской оппозиции. Действует он на общественных началах как консультационно-совещательный орган оппозиции. Предусмотрено, что его состав и представительство будут определены Соглашением между оппозиционными партиями. Законопроектом определено, что альтернативный Кабинет Министров осуществляет постоянный мониторинг деятельности Кабинета Министров Украины и иных органов исполнительной власти; готовит и рассматривает предложения, в том числе и альтернативные, относительно программы деятельности и решений Кабинета Министров Украины и подает их в установленном порядке на рассмотрение Президенту Украины и Кабинету Министров Украины.

По мнению авторов законопроекта, его принятие позволит ускорить политическую структуризацию общества, оптимизировать работу Верховного Совета Украины, местных советов и снизить политическое напряжение в обществе.

Как бы там ни было, создание комплексной законодательной базы относительно деятельности политических сил на Украине невозможно без принятия законодательного акта, регламентирующего оппозиционную деятельность на Украине.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Работа над процедурными вопросами

Виртуальные судебные решения Реестра…

Деловая практика

Регистрация представительства

Законодательная практика

Оппозицию хотят узаконить

Комментарии и аналитика

Рыночный статус экономики и демпинг

«Заблуждавшие» торговые марки

Неделя права

АМКУ выступает против «принудительного питания»

Наследство надо декларировать

3 грн 40 коп.с Президента

Bud’у быть! Во всем мире

Оптимизация разрешительной системы на Украине

Реестр событий

Судебная реформа с индексом!

Мандат согласно активности

«Исключили» из ВСЮ за должность

Судьи недовольны оценкой Президента

Репортаж

Обмен опытом ради совершенствования

Судебная практика

Ты где? А я на море!!! Мог бы быть...

Судебные решения

Об особенностях заключения и расторжения срочного трудового договора

Об основаниях для приобретения денежных средств

О лицах, имеющих право на материальное обеспечение и социальные услуги

О границах полномочий прокурора

Тема номера

Организация туристического бизнеса

Трибуна

Стороны! Судьи требуют уважения!

Частная практика

Некоторые аспекты защиты нотариального процесса

Юридический форум

Готовимся к мундиалю — 2006

Нотариусы — под солнцем в Крыму

Старт во имя здоровья!

Інші новини

PRAVO.UA