О границах полномочий прокурора — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №24 (442) » О границах полномочий прокурора

О границах полномочий прокурора

Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона Украины «О прокуратуре», при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением и применением законов прокурор имеет право доступа к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе по письменному требованию, и содержащим коммерческую тайну или конфиденциальную информацию, а по смыслу части 2 статьи 8 этого Закона статистическая и другая информация либо их копии, необходимые для осуществления прокурорского надзора или расследования, выдаются по требованию прокурора или следователя бесплатно. Но такое право на доступ к конфиденциальной информации гарантируется при условии соблюдения прокурором требований Закона относительно цели, с которой это полномочие предоставлено.

Коллегия судей Высшего административного суда Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нежинского межрайонного прокурора Черниговской области на решение Нежинского горрайонного суда Черниговской области от 12 июля 2005 года и определение Апелляционного суда Черниговской области от 26 сентября 2005 года по административному делу по заявлению Нежинского межрайонного прокурора Черниговской области — о признании незаконными действий начальника управления статистики в Нежинском районе Черниговской области, установила следующее.

В июне 2005 года Нежинский межрайонный прокурор, ссылаясь на правила статьи 21 Закона Украины «О прокуратуре», обжаловал в суд отказ начальника управления статистики в Нежинском районе в предоставлении прокурору отчетов по труду формы 1-ПВ «Отчеты по труду».

Он отметил, что в процессе прокурорской проверки соблюдения требований законодательства об оплате труда, вытребовал статистические отчеты указанной формы за январь-апрель 2005 года. Письмом от 17 мая 2005 года начальник управления статистики, по мотивам конфиденциальности запрашиваемой информации, отказала в предоставлении документов, а протест прокурора на этот отказ отклонила.

Считая, что такие действия противоречат Закону Украины «О прокуратуре», просил признать их незаконными.

Решением Нежинского горрайонного суда Черниговской области от 12 июля 2005 года, оставленным без изменений определением Апелляционного суда Черниговской области от 26 сентября 2005 года в удовлетворении заявления отказано.

В поданной кассационной жалобе прокурор, со ссылкой на нарушение судами норм материального права, просит обжалованные судебные решения отменить и постановить новое.

Заслушав судью-докладчика, выслушав пояснения представителей управления статистики в Нежинском районе Черниговской области, обсудив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, коллегия судей считает, что жалоба удовлетворению не подлежит на следующих основаниях.

Правовые отношения в области государственной статистики регулируются Законом Украины «О государственной статистике».

По правилам статьи 19 Закона, органы государственной власти имеют право на сводную обезличенную статистическую информацию.

Согласно требованиям статьи 21 Закона первичные данные, полученные органами государственной статистики от респондентов во время проведения статистических наблюдений, а также административные данные относительно респондентов, полученные органами государственной статистики от органов, которые занимаются деятельностью, связанной со сбором и использованием административных данных, являются конфиденциальной информацией, охраняемой Законом и используемой исключительно для статистических целей в сводном обезличенном виде.

Распространение статистической информации, на основании которой можно определить конфиденциальную статистическую информацию относительно конкретного респондента, запрещается.

Статистическая информация, полученная органами государственной статистики в процессе статистических наблюдений, не может требоваться органами государственной власти, должностными лицами с целью использования для принятия решений о конкретном респонденте.

По смыслу статьи 22 Закона, статистическая информация, позволяющая прямо или опосредованно установить конкретного респондента или определить первичные данные относительно него, может быть распространена по согласию этого респондента и в соответствии с согласованными с ним условиями, либо если она получена из общедоступных источников.

Статьей 24 Закона предусмотрено, что порядок и условия предоставления органам государственной власти, органам местного самоуправления, другим юридическим, а также физическим лицам статистической информации по запросам устанавливаются согласно Закону Украины «Об информации» и этим Законом.

Закон Украины «Об информации», кроме указания в статье 30 о том, что правовой режим по вопросам статистики определяется Верховным Советом Украины, не конкретизирует режим доступа к государственной статистической информации органов прокуратуры.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона Украины «О прокуратуре», при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением и применением законов прокурор имеет право доступа к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе по письменному требованию, и содержащим коммерческую тайну или конфиденциальную информацию, а по смыслу части 2 статьи 8 этого Закона статистическая и другая информация либо их копии, необходимые для осуществления прокурорского надзора или расследования, выдаются по требованию прокурора или следователя бесплатно.

По смыслу статьи 19 Закона Украины «О прокуратуре» предметом прокурорского надзора за соблюдением и применением законов являются: соответствие актов, издаваемых всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, требованиям Конституции Украины и действующим законам; соблюдение законов о неприкосновенности личности, социально-экономических, политических, личных правах и свободах граждан, защита их чести и достоинства, если законом не предусмотрен другой порядок защиты этих прав; соблюдение законов, касающихся экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности.

Это означает, что право на доступ к конфиденциальной информации гарантируется при условии соблюдения прокурором требований закона относительно цели, с которой это полномочие предоставлено.

Судами установлено, что основанием для истребования статистических отчетов в запросе прокурора указана «возникшая потребность».

При тех обстоятельствах, что истребование не было связано с расследованием конкретного дела, совершено вне пределов прокурорского надзора, определенных законом, суд первой инстанции (апелляционный суд обоснованно согласился с таким решением) пришел к правильному выводу о правомерности отказа в предоставлении прокурору конфиденциальной информации.

Доводы кассационной жалобы относительно неправильного применения материального права выводов судов не опровергают, поскольку являются обобщенным трактованием положений упомянутых в решениях законов без учета конкретных обстоятельств дела, в частности, относительно оснований и порядка получения конфиденциальной информации.

По правилам части 1 статьи 224 КАС Украины, если суды не допустили нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалованных судебных решений, то суд кассационной инстанции оставляет кассационную жалобу без удовлетворения, а судебные решения — без изменений.

Руководствуясь приведенным, статьями 223, 224, 230 КАС Украины, коллегия судей постановила:

— кассационную жалобу Нежинского межрайонного прокурора Черниговской области оставить без удовлетворения, а решение Нежинского горрайонного суда Черниговской области от 12 июля 2005 года и определение Апелляционного суда Черниговской области от 26 сентября 2005 года — без изменений.

Определение вступает в законную силу с момента оглашения и обжалованию не подлежит.

(Определение Высшего административного суда Украины от 2 февраля 2006 года. Председательствующий — Панченко А.Н. Судьи — Костенко М.И., Ланченко Л.В., Пилипчук Н.Г., Цуркан М.И.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Работа над процедурными вопросами

Виртуальные судебные решения Реестра…

Деловая практика

Регистрация представительства

Законодательная практика

Оппозицию хотят узаконить

Комментарии и аналитика

Рыночный статус экономики и демпинг

«Заблуждавшие» торговые марки

Неделя права

АМКУ выступает против «принудительного питания»

Наследство надо декларировать

3 грн 40 коп.с Президента

Bud’у быть! Во всем мире

Оптимизация разрешительной системы на Украине

Реестр событий

Судебная реформа с индексом!

Мандат согласно активности

«Исключили» из ВСЮ за должность

Судьи недовольны оценкой Президента

Репортаж

Обмен опытом ради совершенствования

Судебная практика

Ты где? А я на море!!! Мог бы быть...

Судебные решения

Об особенностях заключения и расторжения срочного трудового договора

Об основаниях для приобретения денежных средств

О лицах, имеющих право на материальное обеспечение и социальные услуги

О границах полномочий прокурора

Тема номера

Организация туристического бизнеса

Трибуна

Стороны! Судьи требуют уважения!

Частная практика

Некоторые аспекты защиты нотариального процесса

Юридический форум

Готовимся к мундиалю — 2006

Нотариусы — под солнцем в Крыму

Старт во имя здоровья!

Інші новини

PRAVO.UA