О возмещении ущерба, причиненного по вине поставщика электроэнергии — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №21 (960) » О возмещении ущерба, причиненного по вине поставщика электроэнергии

О возмещении ущерба, причиненного по вине поставщика электроэнергии

Обязанность возместить вред (убытки) следует связывать с не­испол­нением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств между потребителем и энергопоставщиком, поскольку вред, причиненный нарушением договорных обязательств, может возмещаться по указанным нормам внедоговорных отношений только в случаях, прямо предусмотренных законом.

В случае наличия между сторонами договорных правоотношений положения статьи 1187 Гражданского кодекса Украины, предусматривающей ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, к спорным правоотношениям применению не подлежат

 

27 апреля 2016 года Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в судебном заседании дело по иску гр-ки Д. к публичному акционерному обществу «К» (ПАО «К») о возмещении имущественного ущерба по заявлению ПАО «К» о пересмотре судебных решений, установила следующее.

В марте 2013 года гр-ка Д. обратилась в суд с иском к ПАО «К» о возмещении имущественного ущерба.

Иск мотивирован тем, что она является собственником домовладения, состоящего из жилого дома общей площадью * м2, двух сараев общей площадью 51,3 м2 и 27,4 м2, временного сооружения общей площадью 100 м2, деревянного забора длиной 40 погонных метров, расположенных на земельном участке по адресу: **, которое принадлежит ей на основании свидетельства о наследстве по закону от 10 апреля 2002 года № ***.

Гр-ка Д является потребителем электроэнергии, которую предоставляет ПАО «К».

Домовладение истицы было подключено к электросети от отдельной опоры электропередачи.

11 июня 2012 года в 13.00 в проезде шириной примерно 6 метров, расположенном между забором истца и забором соседки — гр-ки П., ведущим к снесенному домовладению, к которому также была подведена воздушная электрическая сеть, расположенная над указанным проездом, в районе бетонной опоры б/н, куда в прошлом было подключено снесенное домовладение, а не домовладение истицы, возник пожар на площади около 8 м2, в результате чего уничтожена и повреждена усадьба истицы.

Согласно акту о пожаре от 11 июня 2012 года, вероятная причина пожара — короткое замыкание электросети воздушной линии электропередач в районе опоры электропередач, рядом с которой росли два дерева, через чью крону проходила линия электропередачи.

Поскольку ПАО «К» осуществляет деятельность по владению и обслуживанию линий электрических передач, которые являются источником повышенной опасности, и в связи с ненадлежащим исполнением обществом своих обязательств по обслуживанию указанных линий электропередач ответчик, как лицо, осуществляющее деятельность, являющуюся источником повышенной опасности, несет ответственность за причиненный истице вред в соответствии с требованиями статей 1187, 1192 Гражданского кодекса (ГК) Украины.

Учитывая изложенное, гр-ка Д. просила взыскать с ответчика причиненные ей убытки в размере 248 271 грн и расходы на проведение оценки испорченного недвижимого имущества, а всего — 256 771 грн.

Решением Мироновского районного суда Киевской области от 31 марта 2015 года, оставленным без изменений определением Апелляционного суда Киевской области от 31 марта 2015 года, исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с ПАО «К» в пользу гр-ки Д. причиненный имущественный ущерб в размере 181 726 грн. Решен вопрос о распределении судебных расходов.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Определением Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 23 декабря 2015 года кассационная жалоба ПАО «К» отклонена, решения судов предыдущих инстанций оставлены без изменений.

В поданном в Верховный Суд Украины заявлении ПАО «К» просит отменить судебные решения по делу и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неодинаковое применение судом кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, а именно: статьи 1187 ГК Украины, пунктов 49–52 Правил пользования электрической энергией для населения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины № 1357 от 26 июля 1999 года (Правила № 1357).

Заслушав судью-докладчика, пояснения представителей ПАО «К» — гр-на Н., гр-на Г. в поддержку заявления, проверив доводы заявления, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины пришла к выводу, что заявление удовлетворению не подлежит.

Согласно статье 3605 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Украины, Верховный Суд Украины отказывает в удовлетворении заявления, если обстоятельства, ставшие основанием для пересмотра дела, не подтвердились, или нормы права в решении, о пересмотре которого подано заявление, были применены правильно.

Судом установлено, что истец является собственником домовладения, состоящего из жилого дома общей площадью * м2, двух сараев общей площадью 51,3 м2 и 27,4 м2, временного сооружения общей площадью 100 м2, деревянного забора длиной 40 погонных метров, расположенных на земельном участке по адресу: **, которое принадлежит гр-ке Д. на основании свидетельства о наследстве по закону от 10 апреля 2002 года № ***.

Земельный участок, на котором расположена усадьба гр-ки Д., по адресу:  ** выделен ей на праве собственности на основании решения Карапышевского сельского совета Мироновского района Киевской области от 16 мая 2008 года.

Истец является потребителем электроэнергии по адресу: **, кс № ****.

На основании акта о пожаре от 11 июня 2012 года по адресу: ** между забором гр-ки Д. и забором гр-ки П., которые находятся примерно на расстоянии 6 метров друг от друга, произошел пожар, в результате чего уничтожены и повреждены жилой дом общей площадью * м2 (лит. А), два сарая общей площадью 51,3 м2 (лит. Б) и 27,4 м2 (лит. В), деревянный забор длиной 40 погонных метров. ­Ориентировочные прямые убытки составляют 1 505 000 грн, побочные ориентировочные убытки — 1 524 545 грн. Вероятная причина пожара — короткое замыкание электросети воздушной линии электропередач.

Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, исходил из того, что причиной пожара было короткое замыкание электросети воздушной линии электропередач, то есть это последствие действия источника повышенной опасности, а поэтому энергоснабжающая организация, как владелец источника повышенной опасности, должна нести ответственность в соответствии с положениями статьи 1187 ГК Украины.

Однако в предоставленном для сравнения определении Верховного Суда Украины от 8 декабря 2005 года суд кассационной инстанции, отменяя решение судов предыдущих инстанций и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, исходил из того, что стороны находятся в договорных отношениях и их отношения регулируются Правилами пользования электрической энергией для населения, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины № 1357 от 26 июля 1999 года. Обязанность возместить вред (убытки) следует связывать с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств между потребителем и энергопоставщиком, поскольку вред, причиненный нарушением договорных обязательств, может возмещаться по указанным нормам внедоговорных отношений только в случаях, прямо предусмотренных законом. Законом Украины «Об энергетике» и Законом Украины «О защите прав потребителей» предусмотрено право потребителей электроэнергии на возмещение убытков, причиненных вследствие нарушения его прав, согласно законодательству. Поэтому при рассмотрении дела суду необходимо было руководствоваться именно этим законодательством, а не статьями 450 и 4401 ГК УССР, которыми предусмотрена ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности и причиненный моральный вред.

Изложенное свидетельствует о том, что существует неодинаковое применение судом кассационной инстанции статьи 1187 ГК Украины и Правил № 1357.

Решая вопрос об устранении разногласий в применении судом кассационной инстанции указанной нормы материального права, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины исходит из следующего.

Гр-ка Д. является потребителем электроэнергии, предоставляемой ПАО «К», то есть стороны находятся в договорных отношениях, которые регулируются Правилами пользования электрической энергией для населения (утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 26 июля 1999 года № 1357).

Согласно статье 509 ГК Украины, обязательством является правоотношение, в котором одна сторона (должник) обязана совершить в пользу второй стороны (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, предоставить услугу, уплатить деньги и т.п.) или воздержаться от совершения определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В соответствии со статьей 526 ГК Украины обязательство должно исполняться надлежащим образом согласно условиям договора и требованиям этого Кодекса, других актов гражданского законодательства, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или другими требованиями, которые обычно предъявляются.

Как следует из статей 610, 611 ГК Украины, нарушением обязательства является его неисполнение или исполнение с нарушением условий, определенных содержанием обязательства (ненадлежащее исполнение). В случае нарушения обязательства наступают правовые последствия, установленные договором или законом.

Согласно статье 901 ГК Украины, по договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию второй стороны (заказчика) предоставить услугу, потребляемую в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если другое не установлено договором.

В соответствии со статьей 906 ГК Украины убытки, нанесенные заказчику невыполнением или ненадлежащим выполнением договора о предоставлении услуг за плату, подлежат возмещению исполнителем в случае наличия его вины в полном объеме, если иное не установлено договором. Исполнитель, нарушивший договор о предоставлении услуг за плату при осуществлении им предпринимательской деятельности, несет ответственность за это нарушение, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, если другое не установлено договором или законом.

Отсюда следует, что обязанность возместить вред (убытки) следует связывать с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств между потребителем и энергопоставщиком, поскольку вред, причиненный нарушением договорных обязательств, может возмещаться по указанным нормам внедоговорных отношений только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Закон Украины «Об электроэнергетике» определяет правовые, экономические и организационные принципы деятельности в электроэнергетике и регулирует отношения, связанные с производством, передачей, распределением, снабжением и использованием энергии, обеспечением энергетической безопасности Украины, конкуренцией и защитой прав потребителей и работников отрасли. Этим Законом предусмотрено право потребителей электроэнергии на возмещение убытков, причиненных вследствие нарушения его прав, в соответствии с законодательством (статьи 241, 25 Закона).

Согласно статье 24 вышеуказанного Закона, электропередающие организации обязаны обеспечивать надлежащее техническое состояние и организацию эксплуатации объектов электроэнергетики в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, нормативно-технических документов, нормативных документов по вопросам технической эксплуатации электрических станций и сетей и энергетического оборудования, надежное и качественное снабжение (транспортировку) энергии в соответствии с условиями лицензий и договоров.

Согласно пунктам 38, 42 Правил № 1357, энергопоставщик обязуется гарантировать безопасное пользование услугами, связанными с электроснабжением, при условии соблюдения потребителями требований правил безопасной эксплуатации внутренней электросети, электроустановок и бытовых электроприборов; потребитель электрической энергии обязан не препятствовать обрезанию ветвей деревьев, которые растут на территории, принадлежащей потребителю, для обеспечения расстояния не менее 1 метра от проводов воздушной линии электросети напряжением 0,4 кВ и на расстоянии 2 м для электрических линий напряжением 10 кВ.

Защита прав потребителей электрической энергии, а также механизм реализации защиты этих прав регулируется настоящим Законом, Законом Украины «О защите прав потребителей» и другими нормативно-правовыми актами (часть 2 статьи 25 Закона).

Потребитель энергии обязан использовать энергию лишь на основании договора с энергопоставщиком, соблюдать требования нормативно-технических документов и договора о поставках энергии (статья 26 Закона).

Правовой анализ вышеизложенных норм права дает основания для вывода, что в случае наличия между сторонами договорных правоотношений положения статьи 1187 ГК Украины, предусматривающей ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, к спорным правоотношениям применению не подлежат.

Таким образом, по пересматриваемому делу суды пришли к ошибочному выводу о том, что к договорным правоотношениям, существующим между сторонами, подлежит применению норма статьи 1187 ГК Украины, ответственность по которой применяется в деликтных правоотношениях.

Судами установлено, что в соответствии с актом о пожаре от 11 июня 2012 года вероятная причина пожара — короткое замыкание электросети воздушной линии электропередач в районе опоры электропередач, рядом с которой росли два дерева, через чью крону проходила линия электропередачи.

В соответствии с пунктом 13 типового договора о пользовании электрической энергией энергопоставщик обязуется обеспечивать надежное снабжение электрической энергии согласно условиям лицензий и договора о пользовании электрической энергией; гарантировать безопасное пользование услугами, связанными с электроснабжением, при условии соблюдения потребителем требований правил безопасной эксплуатации внутренней электросети, электроустановок и бытовых электроприборов.

В соответствии с пунктом 11 данного договора потребитель электрической энергии обязуется не препятствовать обрезанию ветвей деревьев, которые растут на территории, принадлежащей потребителю, для обеспечения расстояния не менее 1 метра от проводов воздушной линии электросети.

С учетом пунктов 38, 42 Правил № 1357, положений статьи 24 Закона Украины «Об электроэнергетике», а также пунктов 11, 13 типового договора о пользовании электрической энергией энергопоставщик несет ответственность за обрезку деревьев, а потому, удовлетворяя исковые требования о возмещении имущественного вреда, суды хотя и не учли тех обстоятельств, что к спорным правоотношениям не подлежит применению норма статьи 1187 ГК Украины, но правильно разрешили спор по сути, и поскольку в результате принятия Судебной палатой по гражданским делам Верховного Суда Украины собственного решения результат по сути спора не изменится, судебные решения судов первой, апелляционной и кассационной инстанций следует оставить без изменений.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 355, пунктом 2 части 1 статьи 3603, частью 1 статьи 3605 ГПК Украины, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины постановила:

— в удовлетворении заявления публичного акционерного общества «К» отказать.

Постановление является окончательным и может быть обжаловано только на основании, установленном пунктом 3 части 1 статьи 355 ГПК Украины.

 

(Постановление Верховного Суда Украины от 27 апреля 2016 года. Дело № 6-261цс16. Председательствующий — Романюк Я.М. Судьи — Гуменюк В.И., Охримчук Л.И., Симоненко В.Н., Ярема А.Г.)

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Мимольготное видение

Акцент

Бросить совет

В фокусе: адвокатура

Дух эволюции

Государство и юристы

Сутки в сторону

Государство и юристы

Новости законотворчества

Е-услуги урегулируют законом

Государство и юристы

Тихий Запад

Амортизация при финансовом лизинге

Печатный караул

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается криминализировать использование офшоров

Государство и юристы

Новости из зала суда

Суд оставил в силе лишение А. Вишневского статуса адвоката

ВАСУ отменил очередную рекомендацию ВККС об увольнении судьи

Государство и юристы

Новости законотворчества

Изменяется порядок выдворения иностранцев

Неделя права

Новости из-за рубежа

Тюремная реформа в Великобритании

Арбитражная статистика

Новости юридических фирм

Частная практика

П. Белоусов включен в рекомендательный список арбитров МКАС при ТПП Украины

Interlegal обеспечила арест судна в рамках признания и приведения в исполнение арбитражного решения

ЮФ Redcliffe Partners консультирует ЕБРР

А. Павленко вернулась в Pavlenko Legal Group

ЮФ Kinstellar поддержала Kyiv Euro Marathon

Отрасли практики

Давление без остатка

Призвать необходимость

IP-компания

Цифровой сигнал

Неведомая сторона

Исковый результат

Рабочий график

Юрпремия-2016

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Самое важное

Гибридная война

Структурный компонент

Публичное право

Страх возмещения

Светлая память

Памяти юриста

Судебная практика

Судебные решения

Органы госрегистрации прав являются правопреемниками стороны исполнительного производства по исполнению судебного решения

В случае нарушения директором общества ограничения полномочий заключенный им договор может быть признан недействительным

Судебная практика

Повторное обжалование

Судебная практика

Судебные решения

О возмещении ущерба, причиненного по вине поставщика электроэнергии

Судебная практика

Статусное лишение

Хранить залог

Тема номера

Часть по чести

Подставить оценку

Частная практика

Индивидуальный подход

В западном управлении

Закрученный бюджет

Юридический форум

«Вечное» слияние

Банковский день

Інші новини

PRAVO.UA