Отношения Верховного Суда Украины (ВСУ) и Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) по квалификационному вопросу сложились как-то неправильно с самого начала. Началось все еще с вопроса согласования подзаконной «нормативки» для проведения квалификационного оценивания. Этот процесс затянулся настолько, что шестимесячные сроки оценивания судей ВСУ истекли. Кто виноват в этом? Наверное, законодатель, предусмотревший столь сжатые сроки для оценивания судей. А может, кто-то другой… Тем не менее, без вмешательства законодателя эти сроки не изменить.
Проблема длительного согласования документов повлекла за собой другую — Комиссия не могла осуществлять «вертикальные переводы». Тем временем количество вакансий в судах росло, увеличивалось количество вакансий и в ВСУ. А законодатели придумали новые рычаги влияния на процесс квалифоценивания судей, заложив в одном из проектов возможность назначения на судейские должности в высших инстанциях ученых и адвокатов. В ВСУ с высоких трибун стали настойчиво рекомендовать ВККС взяться за вопрос заполнения вакансий в суде.
В Комиссии молчали. Вернее, там с головой погрузились в процедуру первичного квалификационного оценивания первой сотни судей местных судов, первых трех сотен судей апелляционных судов.
5 мая с.г. в Комиссии состоялось рабочее совещание, на котором обсуждался вопрос проведения конкурса на занятие вакантных должностей судей в ВСУ. Тогда высказывались мнения о необходимости привлечения к подготовке конкурса Совета судей Украины. Подчеркивалась важность обсуждения кандидатур на должности судей ВСУ в широких профессиональных кругах ассоциаций судей, других профессиональных объединений юристов, в том числе при помощи юридических средств массовой информации.
«Расскажите детальнее об идее привлекать юридическое сообщество, в том числе Совет судей Украины, к организации конкурса на замещение вакантных должностей судей ВСУ», — просим мы председателя Высшей квалификационной комиссии судей Украины Сергея Козьякова. «Идее просить совета у органа судейского самоуправления, а не привлекать его к работе комиссий по проведению конкурса, — уточняет г-н Козьяков, поясняя: — Смотрите, конкурс в Верховный Суд Украины должен проходить через процедуру квалификационного оценивания. Конкурс, как известно, имеет определенные условия. Некоторые условия содержатся в Законе Украины «О судоустройстве и статусе судей», но есть еще и морально-этические личные качества кандидатов. Претенденты в ВСУ должны быть самыми профессиональными и иметь безупречную репутацию».
Сергей Козьяков подчеркнул, что именно поэтому в ВККС появилась идея привлекать к обсуждению условий конкурса, в частности, Совет судей Украины, профессиональную юридическую общественность и профессиональные юридические СМИ. «Вы говорите о Совете, юробщественности и СМИ, а как насчет Высшего совета юстиции, Национальной школы судей (НШС) Украины?» — интересуемся у председателя ВККС. НШС Украины и так активно работает с нами в этом процессе, ведь она разрабатывает практические задания, тесты для оценивания, отвечает г-н Козьяков. «К слову, тесты и практические задания для квалификационного оценивания претендентов в ВСУ уже переданы Комиссии. Что касается документального оформления этого «нового формата», то Комиссия самостоятельно будет утверждать условия конкурса», — уточняет глава ВККС.
По его словам, возможны два варианта развития ситуации. Первый вариант — разрабатывать условия по действующему законодательству. Но есть опасения (или ожидания), что Закон «О судоустройстве и статусе судей» вскоре может претерпеть изменения. А это будут уже совсем другие условия конкурса. Теперь ВККС должна спрогнозировать, когда поправки в Закон будут приняты, чтобы не работать вхолостую, утвердив условия конкурса по законодательству, которое через два-три месяца может измениться.
Мы просим Сергея Козьякова сделать прогноз, когда же начнется заполнение вакансий в ВСУ. «Скорее всего, осенью. К примеру (я подчеркиваю, что это только предварительно), мы 1 июня с.г. объявляем о начале проведения конкурса на замещение вакантных должностей в ВСУ. Документы от кандидатов будут приниматься месяц, еще два месяца понадобится для проведения специальной проверки, затем состоятся заседания по квалификационному оцениванию кандидатов и принятию решений». «Где же в этой временной линейке место для органов судейского самоуправления, юридических организаций?» — интересуемся мы. «Сначала мы обговорим в профессиональном юридическом сообществе условия конкурса. Когда нам будет известно, кто подал заявления для участия в конкурсе, почему же Совету судей Украины и юридической общественности не дать возможность, в том числе с помощью профессиональной юридической прессы, высказать свое мнение по поводу этих кандидатур? Если это будет доказательно (а не просто эмоционально), ВККС учтет эти пожелания. Иногда говорят: «Этот судья плохой, это все знают…». Для нас в административных процедурах такой подход не работает», — комментирует Сергей Козьяков.
Комментарий от руководства Высшего совета юстиции или одной из самых крупных юридических ассоциаций — Ассоциации юристов Украины, нам, к сожалению, получить не удалось.
«Как вы относитесь к идее привлечения Совета судей Украины, общественных юридических организаций, СМИ к конкурсу на замещение вакансий в Верховном Суде Украины?» — адресуем вопрос председателю Совета судей Украины Валентине Симоненко. «Давайте начнем с конца, — предлагает она. — Что касается привлечения общественных организаций, прессы, то я эту идею полностью поддерживаю, потому что конкурсы должны быть прозрачными, понятными, а лица, изъявившие желание принять участие в конкурсе на замещение вакансий в ВСУ, должны быть известны, по крайней мере в юридическом сообществе, причем «позитивно известны». А общество вправе высказаться по поводу этих кандидатур. Другое дело — привлечение Совета судей Украины. Это не профильное направление органа судейского самоуправления. Переводы, проведение конкурсов относятся к юрисдикции ВККС, ВСЮ. Совет судей Украины согласен присоединиться к этой процедуре в качестве консультантов, советников. Если орган, имеющий компетенцию для решения кадровых вопросов, намерен вынести на обсуждение Совета судей Украины какие-то вопросы, нуждающиеся в обсуждении именно в судейском сообществе, — мы готовы помочь, но не вмешиваясь в юрисдикцию самого органа».
На вопрос, обращалась ли ВККС уже к Совету судей Украины с какими-то предложениями по поводу конкурса на замещение вакансий в ВСУ Украины, Валентина Симоненко ответила отрицательно. «Нет, до этого времени такие предложения в Совет судей Украины не поступали. Как я понимаю, вопросы концепции, сроков еще не решены. Для начала с концепцией должна определиться сама Комиссия. Я полагаю, как только в Комиссии будут готовы, они презентуют свое видение обществу», — прокомментировала председатель Совета судей Украины.
«Не отсрочит ли предложенный ВККС порядок, включающий более широкое обсуждение кандидатур, вопрос заполнения вакансий ВСУ, как вы считаете?» — спрашиваем. «По-другому быть не может. Ведь Законом предусмотрен конкурс. Все зависит от того, как этот конкурс проводить, какие временные рамки определить. Если обсуждение будет проходить активно, конкурс можно провести в сжатые сроки», — отвечает судья. Г-жа Симоненко говорит, что при желании, конечно, данный процесс можно растянуть на годы, но для этого времени нет.
Особого отношения не надо
Ярослав РОМАНЮК,
Председатель Верховного Суда Украины
К тому, что такой конкурс готовится, я отношусь положительно и, более того, приветствую эту подготовку. В Верховном Суде Украины (ВСУ) вакансии все время прибавляются. У нас 48 штатных должностей судей, но осуществлять правосудие сейчас могут лишь 35 судей. Проблема ярко выражена в Судебной палате по гражданским делам — осуществляют правосудие шесть судей с минимальным кворумом для рассмотрения дел (четыре судьи).
В ближайшие полгода еще двум нашим коллегам исполнится 65 лет, и количество судей ВСУ, имеющих полномочия на осуществление правосудия, уменьшится до 33. Поэтому ВСУ действительно нуждается в новых кадрах. Но я хочу обратить внимание на квалификационные характеристики претендентов на занятие должностей судей в наивысшей судебной инстанции.
Подчеркну, что задача ВСУ — это даже не рассмотрение конкретного дела как такового. Призвание ВСУ, главная идея его деятельности — путем разрешения конкретного правового спора сформировать обоснованную правовую позицию, разъяснить правовые нормы для применения судами в дальнейшей работе и таким образом направить судебную практику в единое и правильное русло.
Поэтому ВСУ нужны не просто хорошие юристы, профессиональные судьи с определенным стажем работы, которые формально соответствуют требованиям, определенным Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей». ВСУ требуются судьи с глубокой теоретической подготовкой, навыками толкования правовых норм, с новым, европейским вектором мышления. Уверен, что такие судьи не только смогут обеспечивать эффективное осуществление правосудия, но и станут своего рода двигателем в усовершенствовании работы суда как учреждения.
Если говорить о привлечении Совета судей Украины к подготовке конкурса, то, по моему мнению, участие этого органа целесообразно в нормотворческом процессе, при разработке и согласовании локального нормативного документа, регламентирующего проведение конкурса и т.п. Такая форма участия Совета судей Украины будет оптимальным образом соответствовать его компетенции как высшего органа судейского самоуправления.
Но непосредственно проведение конкурса должно оставаться в ведении ВККС. Участие Совета судей Украины в процессе конкурса не соответствует цели деятельности этого органа, в основные полномочия которого входят разработка и организация исполнения мер по обеспечению независимости судов и судей, решение вопросов их правовой защиты. Совет судей Украины не является органом, решающим отдельные вопросы подбора судейских кадров для отдельных судов.
Что касается обсуждения кандидатур на должности судей, то ВККС при решении кадровых вопросов во всех без исключения судах (назначение, избрание, перевод) уже давно действует публично и открыто. На сайте этого органа постоянно публикуются соответствующие объявления с целью получения информации о кандидатах на должность судьи из разных источников. Любой желающий, а не только профессиональный юрист, может обратиться в ВККС и предоставить информацию, которую Комиссия как государственный орган проверяет и учитывает при принятии решений. Эффективность такого механизма проверена временем, и я не вижу целесообразности в том, чтобы в отношении кандидатов на должности судей ВСУ проводилось особое, специфическое и широкое обсуждение.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…