Украинскому M&А-рынку присущи неупорядоченность и непрозрачность. Поэтому добросовестные субъекты хозяйствования вынуждены проходить ряд согласований и получать разрешительные документы, чтобы провести процедуру объединения.
Концентрация упрощена
Законодательные требования, действовавшие до недавнего времени, безусловно, обременяли предпринимателей и создавали дополнительные препятствия в осуществлении объединения. Последняя редакция Закона Украины «О защите экономической конкуренции» не соответствовала требованиям и вызовам времени и провоцировала бюрократическую волокиту. Потому необходимость внести изменения в законодательство, регулирующее M&А-рынок, стала результатом длительного ожидания.
Верховный Совет Украины в январе 2016 года принял изменения в Закон Украины «О защите экономической конкуренции» (Закон), а 18 мая они вступили в силу.
Цель, которую ставили авторы законодательных изменений, заключалась в упрощении процедуры концентрации украинских предпринимателей, снижении регуляторного давления антимонопольного ведомства на бизнес, создании оптимального бизнес-климата и способствовании рождению на Украине новых «бизнес-акул».
Во-первых, сокращен список условий, которым должны соответствовать субъекты хозяйствования. Теперь разрешение на экономическую концентрацию, которое предусматривает ее предварительное согласование с Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ), нужно только в тех случаях, если «совокупная стоимость активов или совокупный объем реализации товаров участников концентрации с учетом отношений контроля превышает сумму, эквивалентную 30 миллионам евро… при этом стоимость (совокупная стоимость) активов или объем (совокупный объем) реализации товаров на Украине не менее чем у двух участников концентрации с учетом отношений контроля превышает сумму, эквивалентную 4 миллионам евро».
В старой редакции Закона первая совокупная стоимость активов составляла 12 млн евро, а вторая — 1 млн евро. Из вышеуказанного становится понятным, что, повысив порог показателей, с учетом которых нужно или не нужно получать разрешение от АМКУ, законодатель значительно сократил количество предпринимателей, которые должны пройти длительный процесс контроля.
Этому нововведению, несомненно, можно предсказывать успех. Ведь оно приводит к освобождению экономически и конкурентно незначительных трансакций от контроля АМКУ. К тому же, согласно измененным положениям, проверке подлежат только те компании, у которых в результате слияния годовой оборот превысит 150 млн евро. Покупка/продажа компаний, стоимость активов которых не превышает 8 млн евро, впредь не будет объектом контроля Антимонопольного комитета.
Во-вторых, следует отметить, что улучшения, предложенные в рамках изменений в Закон Украины «О защите экономической конкуренции», создают для предпринимателей возможность быть ближе к Антимонопольному комитету. Здесь имеется в виду получение компанией от АМКУ в рамках консультационных процедур информации и перечня документов, необходимых для подачи заявления с целью концентрации бизнеса. То есть АМКУ должен предоставить всю необходимую информацию для проведения M&A-сделки. Однако вопрос воплощения в жизнь этого изменения все же остается открытым.
Улучшенные процедуры
Еще одним положительным шагом на пути к улучшению позиций предпринимателей в процессе концентрации является введение упрощенной процедуры рассмотрения заявления АМКУ или его административным советом. Эта процедура предусматривает рассмотрение заявления в 25-дневный срок с момента его подачи. Она будет применяться к тем субъектам хозяйствования, которые не влияют на конкурентоспособность на рынке и не создают своей деятельностью угрозы нарушения норм антимонопольного законодательства. При этом в изменениях четко указаны требования, которым должны отвечать участники концентрации, для использования упрощенной процедуры рассмотрения заявления. Среди таких требований законодатель выделяет осуществление деятельности на Украине только одним участником концентрации, а также ситуации, когда совокупная доля участников концентрации на одном и том же рынке не превышает 15 %. Первый критерий имеет ряд положительных последствий. В частности, речь идет о привлечении иностранных инвестиций путем освобождения незначительных для транснационального уровня концентраций от административных процедур предварительного контроля.
Также интересна в рамках изменений реализация принципа «молчание — знак согласия». Формулировка такова: решение о предоставлении разрешения на согласованные действия, концентрацию также считается принятым, если в течение срока рассмотрения заявления органы Антимонопольного комитета Украины не начали рассмотрение дела о согласованных действиях, то есть если на протяжении трех месяцев с момента подачи заявления о предоставлении разрешения на согласованные действия АМКУ не выявил оснований для запрета концентрации и не начал рассмотрение дела о согласованных действиях, решение считается принятым. Дело о согласованных действиях открывается при необходимости проведения сложного углубленного исследования или экспертизы.
Подводные камни
Несмотря на ряд положительных изменений, внесенных в Закон Украины «О защите экономической конкуренции», существует вероятность того, что представители малого и среднего бизнеса, которые не планировали слияния, могут почувствовать значительное усиление конкуренции. Полноценное функционирование на рынке потребует от них больше усилий и дополнительных затрат.
Своего рода подвох заключается и в том, что, несмотря на введение новых порогов для согласования концентрации, остаются действенными старые подходы: начисления, формирующие стоимость активов и объемов реализации, осуществляются «с учетом отношений контроля».
Именно эта формулировка — «с учетом отношений контроля» препятствует реализации одной из ключевых целей изменений — упрощению концентрации с участием иностранных предприятий. В частности, речь идет об усложнении трансакций между иностранными компаниями средней величины. О таких трансакциях должен быть уведомлен АМКУ. При этом объект, который приобретается в результате поглощения, к Украине никакого отношение не имеет. И единственное, что связывает эти сделки с украинской юрисдикцией, — это факт деятельности некоторых компаний из группы продавца на территории Украины.
Данный подход является консервативным и устаревшим, и его применение на практике создаст трудности для иностранных компаний, которых сложившаяся ситуация может отпугнуть от инвестирования в украинский бизнес.
Таким образом, при определении порога активов в 4 млн евро (когда необходимо получение разрешения АМКУ) нужно учитывать не только активы самой компании — участницы М&A, но и компаний, которые она контролирует.
ЦЫХОНЯ Денис — управляющий партнер ЮК Tsykhonya Lawyers, г. Одесса
Смягчение климата
Николай АЛЕКСЮК,
адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
18 мая вступили в силу существенные изменения, внесенные парламентом в Закон Украины «О защите экономической конкуренции».
Среди главных нововведений следует отметить следующие:
— увеличение стоимостных показателей (размера активов и объемов реализации товаров и услуг), достижение которых требует обращения субъектов хозяйствования в Антимонопольный комитет с целью получения разрешения на планируемую сделку (концентрацию);
— введение упрощенной процедуры подачи заявлений, предусматривающей сокращение сроков рассмотрения заявления комитетом, а также ощутимое уменьшение перечня документов и объема информации, которые необходимо предоставить для получения разрешения;
— возможность проведения предварительных консультаций между заявителями и сотрудниками комитета и согласования окончательного текста решения.
С высокой долей вероятности можно утверждать, что планируемые новшества значительно поспособствуют смягчению отечественного бизнес-климата: случаев необходимости обращения в регуляторный орган станет гораздо меньше, разрешения будут предоставляться оперативнее, а Антимонопольный комитет сосредоточится на действительно значимых для рынка слияниях и поглощениях.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…