Налоговый учет — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №35 (975) » Налоговый учет

Налоговый учет

Предсказуемость и стабильность налогового законодательства — одно из главных пожеланий бизнеса разработчикам очередных изменений в Налоговом кодексе Украины. В последних обнародованных предварительных изменениях налогового законодательства, разработанных Министерством финансов Украины совместно с экспертами, народными депутатами, представителями бизнеса, учтены существенные пожелания бизнеса, которые неоднократно озвучивались при предыдущих попытках реформирования налоговой системы.

К слову, очередной виток налоговой реформы стартовал с распоряжения Кабинета Министров Украины от 27 мая с. г., которым утвержден План приоритетных действий правительства на 2016 год, среди которых предусматривается реформа налоговой системы и Государственной фискальной службы.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, документ направлен на улучшение инвестиционного климата за счет упрощения налоговой системы, повышения прозрачности и качества администрирования налогов, ликвидации распространенных схем уклонения от налогообложения, устранения несогласованностей.

Именно в вопросе администрирования налогов предлагаются кардинальные изменения. Так, предусматривается всю базу данных Государственной фискальной службы передать в ведение Министерства финансов Украины. Это касается как порядка администрирования налогов, бюджетного возмещения НДС, так и процедуры технического сопровождения баз данных и порядка учета налогоплательщиков. Непосредственно администрирование всех баз должно проводиться Минфином или отдельной структурой при министерстве. Вероятно, данное государственное предприятие при ведомстве по своей структуре и принципу работы будет похоже на соответствующий орган при Министерстве юстиции.

Значительные изменения в связи с этим коснутся и Государственной фискальной службы, в частности, в аспекте структуры и работы органов на областном и районном уровнях. Так, налоговые районные инспекции будут выполнять исключительно сервисные функции, на областном же уровне останется лишь проверочная функция. Таким образом, должно существенно сократиться количество налоговых инспекторов, особенно в небольших населенных пунктах, что в свою очередь облегчит работу бизнесу.

Скорректирован порядок проведения налоговых проверок. Так, планы проведения налоговых проверок должны быть опубликованы на сайте Минфина. Проверка будет осуществляться на протяжении 30 дней, о ее проведении контролирующие органы обязаны предупреждать налогоплательщика за 15 рабочих дней. Напомним, что действующее законодательство предусматривает норму, согласно которой такое предупреждение должно осуществляться за десять дней. Но, как показывает практика, сегодня у налогоплательщиков возникает много вопросов к контролирующим органам как в части обнародования плана налоговых проверок, так и в части своевременного уведомления об их проведении.

Проектом также предлагается внедрение электронного кабинета налогоплательщика, который станет персональным автоматизированным рабочим местом налогоплательщика и позволит обеспечить достаточно широкий объем функций. В частности, предусмотрены доступ ко всей налоговой информации о плательщике, проведение сверки расчетов с бюджетом, заполнение и предоставление налоговой отчетности, управление излишне уплаченными средствами, регистрация налоговых и акцизных накладных, информирование о проверках и предоставление актов или справок проверок, переписка с контролирующим органом.

Разработчики законопроекта также предлагают существенно упростить процедуру предоставления документов по запросам контролирующего органа. Так, планируется освободить крупных налогоплательщиков от обязанности предоставлять в электронном виде копии документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, если такие документы создаются им в электронной форме.

Отметим, что в законопроекте появляется понятие «Финансовая полиция» — подразделение, подконтрольное Министерству финансов Украины — центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной финансовой политики. Больше никаких упоминаний о данном органе в проекте закона не содержится. Таким образом, пока остается множество вопросов, как новая структура будет работать и будет ли действительно ликвидирована налоговая милиция.

К слову, еще весной в парламенте был зарегистрирован законопроект, направленный на разделение сервисной и правоохранительной функций фискальной службы, ликвидацию налоговой милиции, оптимизацию структуры и численности органов, ведущих борьбу с преступлениями в сфере финансов, устранение дублирования их функций и создание финансовой полиции. Но, к сожалению, каких-либо существенных сдвигов в его принятии пока не наблюдается.

Отметим, что изменения коснулись не только администрирования, но и налогов на доходы, добавочную стоимость, единого налога и пр.

Сегодня практически ни у кого не возникает сомнений, что данный документ будет существенно доработан и принят уже по сложившейся традиции под Новый год. Остается лишь надеяться, что в принятых изменениях в НК Украины будут учтены пожелания бизнеса в вопросе администрирования, а сама система налогообложения станет прозрачной, стабильной и предсказуемой.

 


Мнение

Существенно доработать

Вита ФОРСЮК,

руководитель налоговой практики ЮК Jurimex

Предложенный Минфином проект в основном касается администрирования и не предусматривает кардинального реформирования налогового законодательства. Но такой подход — именно то, что ожидает бизнес, ведь основные конфликты, которые возникают между налогоплательщиками и налоговыми органами, связаны с администрированием налогов. В то же время, несмотря на положительные идеи, которые предлагает Минфин (например, общение через электронный кабинет или единый реестр заявлений о возврате сумм бюджетного возмещения), в целом проект достаточно сырой и требует значительной доработки. В частности, на наш взгляд, абсолютно не проработана часть относительно ответственности, поскольку внедрение в Налоговый кодекс института вины требует значительного массива дополнительных положений, необходимых как для понимания сущности этого явления, так и в части изменений действующих составов налоговых правонарушений. Кроме того, проект не предусматривает какого-либо урегулирования проблемы юридического разрыва между заключениями налоговых проверок и налоговыми уведомлениями-решениями посредством объединения их в единый документ. А предложение относительно изменений земельного налога в части введения налогового агента по уплате налога собственниками помещений в многоквартирных домах вызывает искреннее недоумение, ведь оно никак не согласуется с нормами земельного законодательства и общей частью Налогового кодекса.

С учетом объема работы над законопроектом, которую еще предстоит сделать, его принятие в текущем году представляется достаточно сомнительным.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Знак препирания

Государство и юристы

Формула 1

Государство и юристы

Новости законотворчества

Народным депутатам могут ограничить право на передвижение

Предлагается изменить правила начисления субсидий

НБУ принял ряд поправок к валютному законодательству

Государство и юристы

Налоговый учет

Обменный маневр

Эксплуатация трудна

Неделя права

Новости из-за рубежа

Прозрачные расценки

Неделя права

Судебная собственность

Расчетный порядок

Информационная взаимоподдержка

Профессиональное признание

Неделя права

Новости из-за рубежа

Стажерам можно платить меньше

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ отказал судье в отмене решения о ее отстранении от должности

Суд обязал Россию выплатить более 1 млн грн вынужденной переселенке

Новости юридических фирм

Частная практика

Aequo выступила юридическим советником ЕБРР в связи с предоставлением кредита «Астарте»

Sayenko Kharenko представила интересы польского производителя полимерных материалов в специальном расследовании

АО «Гесторс» выступило юрсоветником ACCA по вопросам трудового права

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» защитила интересы Shell в налоговом споре

Integrites консультирует Delphi Automotive по расширению бизнеса на Украине

АО AVER LEX представляет интересы ПАО «Диамантбанк» в уголовном производстве против бывших топ-менеджеров

Отрасли практики

Плен санации

Земля вне опасности

Дольная борьба

Топливный баг

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Производные перспективы

Решения недели

Судебная практика

Ввести в заблуждение

Не собственное производство

Подтверждение квалификации

Самое важное

Усилием роли

Служебная запись

Дать возмещение

Санкционный нажим

Судебная практика

Домовые споры

Ранее отработанное бремя

Судебная практика

Судебные решения

О надлежащем способе защиты прав налогоплательщиков

Об уменьшении ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль

Судебная практика

Утраченное производство

Вести к нулю

Судебные решения

Течение исковой давности начинается с истечением льготного срока для исполнения требования о погашении кредита

Тема номера

Лекарственные нравы

Поле клиники

Частная практика

Промовход

Выходное предложение

Інші новини

PRAVO.UA