В августе вступили в силу новые постановления правления Национального банка Украины (НБУ), касающиеся валютной сферы. Регулятор считает их важным шагом в либерализации валютного режима и объясняет стабилизацией ситуации на валютном рынке. Снятие одних ограничений сопровождается появлением новых удобств, таких как расширение использования электронных сервисов. В то же время некоторые новации неоднозначно оцениваются экспертами: НБУ получает новые полномочия, а на банки возлагаются новые обязательства.
Без паспорта
В первую очередь следует отметить постановление правления НБУ «О внесении изменений в Инструкцию о порядке организации и осуществления валютно-обменных операций на территории Украины» от 2 августа 2016 года № 364.
Банкам и финучреждениям разрешается продавать иностранную валюту за наличные гривны на сумму, эквивалентную менее чем 150 тыс. грн, без предъявления документов. Также без документов можно осуществить конвертацию иностранной валюты одного государства в иностранную валюту другого государства на такую же сумму. Уточняется, что кассиры обязаны выяснять, является ли резидентом физическое лицо «путем устного опроса».
Предыдущий порядок был гораздо более обременительным и для банка, и для клиента. Так, обменять деньги на сумму, не превышающую или равную 15 тыс. грн, можно было лишь при предъявлении документа, удостоверяющего личность и резидентность. Обмен валюты на сумму более 15 тыс. грн, но менее 150 тыс. грн, осуществлялся при указании в квитанции данных паспорта. В свою очередь на сумму свыше 150 тыс. грн обмен производился лишь при отображении в квитанции регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика. Помимо этого на работника банка или финучреждения возлагалась обязанность копирования страниц паспорта.
Исключена норма, требующая от банков и финучреждений осуществлять контроль в режиме реального времени за соблюдением установленной суммы проведения физлицами валютно-обменных операций.
Данные поправки в целом были положительно восприняты в обществе. Вместе с тем представители банковской системы отмечают, что давление на курс гривны с тех пор усилилось.
Электронизация
НБУ предоставил возможность банкам и их клиентам применять современные коммуникационные технологии и электронные документы, копии документов в электронной форме при покупке и перечислении иностранной валюты. Соответствующие новации предусмотрены постановлением правления НБУ «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины» от 4 августа 2016 года № 366.
Копии документов в электронной форме клиенты будут создавать путем сканирования с оригинала документа на бумажном носителе информации, удостоверять электронной цифровой подписью и подавать в банк посредством программно-технических комплексов «Клиент-банк», «Клиент-Интернет-банк» и др.
«Расширение электронного документооборота может потребовать некоторой оптимизации и доработки программного обеспечения со стороны банков и НБУ. Подобные операции проводятся через защищенную систему «Клиент-банк», и каких-то очевидных рисков мы не усматриваем», — уверен в надежности такого подхода Евгений Важинский, юрист Redcliffe Partners.
Требование к представлению исключительно оригиналов сохраняется только в отношении документов об источниках происхождения гривны для физических лиц — нерезидентов.
Резидент, привлекший кредит в инвалюте путем размещения денежных средств за пределами Украины, должен подать уполномоченному банку, обслуживающему этот кредит, справку НБУ об объеме фактически полученного резидентом кредита и погашения задолженности. Предыдущая редакция нормы обязывала получать справку территориального управления НБУ.
С учетом рейтинга
Еще одним шагом в рамках либерализации стало принятие постановления правления НБУ «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины» от 11 августа 2016 года № 368. Изменения вносятся в Положение о порядке получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и предоставлении резидентами займов в иностранной валюте нерезидентам.
Привлечение кредитов резидентами-импортерами без зачисления на их счет возможно путем непосредственной оплаты нерезидентом-кредитором нерезиденту-экспортеру за поставленные товары либо путем получения кредитных средств украинским обслуживающим банком от нерезидента (к примеру, с целью формирования покрытия по выпущенному аккредитиву) для дальнейшей оплаты нерезиденту-экспортеру. При этом второй вариант привлечения кредитов будет возможен только при условии предоставления кредита при участии экспортно-кредитного агентства или международной финансовой организации (МФО).
Новация состоит в том, что уполномоченные банки привлекают такие кредиты только в случае, если кредит предоставляется с участием иностранного экспортно-кредитного агентства, страна регистрации которого имеет рейтинговую оценку не ниже категории «А», подтвержденную в бюллетене одной из ведущих мировых рейтинговых компаний (Fitch Ratings, Standard & Poor’s, Moody’s), либо с участием международной финансовой организации, членом которой является Украина/МФО, в отношении которой Украина обязалась обеспечить правовой режим, предоставляемый другим МФО или резидентам.
Уплата резидентом-заемщиком в пользу нерезидента-кредитора комиссий, сборов и других платежей (в том числе возмещение резидентом-заемщиком затрат нерезидента-кредитора, понесенных в связи с оплатой услуг, связанных с реализацией кредитного проекта, юридических и т.д.) за счет кредитных средств без их зачисления на счет резидента-заемщика разрешается при условии, что этим нерезидентом-кредитором является иностранный банк, страна которого также соответствует описанным выше критериям.
«Что касается требований к аккредитивной форме расчетов (обязательной для контрактов на сумму свыше 1 млн долл. США), то аккредитивы теперь могут не подтверждаться первоклассным банком в случае, если финансирование импорта осуществляется при участии экспортно-кредитного агентства из страны с определенной рейтинговой оценкой», — уточняет Евгений Важинский.
Может ли введение в регуляторное поле показателей рейтингов привести к возникновению трудностей? «Прежде всего стоит посмотреть на данные рейтинги с учетом позиции Украины (S&P — «B», Moody’s — «Caa3», Fitch Ratings — «CCC»). Этим НБУ подтверждает, что с такой страной, как наша, лучше не работать. Кроме того, география сотрудничества ограничивается Западом, так как Россия, Беларусь и Казахстан этому критерию не соответствуют», — заявил «ЮП» специалист в области международных финансов Денис Шевченко. По его словам, на практике есть случаи, когда европейские банки за значительную комиссию подтверждают сделку между ненадежными контрагентами. «Следовательно, затраты на сделку увеличиваются, и время заключения сделки — тоже, поскольку не все европейские банки имеют желание и возможность страховать эти сделки. В этом случае дочерние банки западных банков имеют большее конкурентное преимущество перед украинскими, так как материнские банки могут стать этими подтверждающими банками», — добавил г-н Шевченко.
Риск и аннулирование
Согласно поправкам, НБУ аннулирует регистрацию договора в случае выявления в документах, которые поданы резидентом-заемщиком в обслуживающий банк и/или уполномоченным банком в НБУ и на основании которых осуществлена регистрация договора, недостоверной, неполной (в том числе вследствие непредоставления дополнительных/подтверждающих документов) информации и/или информации, свидетельствующей о нарушении резидентом-заемщиком/уполномоченным банком требований законодательства Украины. В предыдущей редакции пункта 2.11 аннулирование было возможно только в случае подачи недостоверной информации.
Аннулирование производится и в случае выявления НБУ признаков осуществления рисковой деятельности, угрожающей интересам вкладчиков или других кредиторов банка, во время выполнения уполномоченным банком функции обслуживающего банка по договору.
Таким образом, у НБУ появляется больше пространства для манипуляций и злоупотреблений, полагает Евгений Важинский: «Такого рода изменения не могут не насторожить иностранных инвесторов, поскольку их право на возврат кредита может быть ограничено вследствие аннулирования регистрации НБУ. По нашему мнению, логично было бы выявлять такие факты и осуществлять проверку на стадии регистрации договора, а не после его регистрации. Вообще в контексте либерализации валютного регулирования давно пора отменить (или, по крайней мере, существенно упростить) требование о регистрации в НБУ кредитов от нерезидентов».
В целом ожидается, что указанные постановления упростят привлечение кредитов при участии экспортно-кредитных агентств, ускорят обслуживание клиентов, будут содействовать автоматизации процессов обработки документов и внедрению современных коммуникационных технологий, а также активизируют внешнеэкономическую деятельность, резюмирует г-н Важинский. «Но, на наш взгляд, значение указанных изменений все же не стоит преувеличивать», — добавил юрист.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…