Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Закон) ориентирован на восстановление платежеспособности предприятия и предусматривает процедуры распоряжения имуществом, санации и ликвидации.
В ходе процедуры распоряжения имуществом анализируется финансовое и инвестиционное положение должника, его положение на рынках. По результату такого анализа собрание кредиторов принимает решение о следующей оптимальной процедуре (санации, мировом соглашении или ликвидации) по удовлетворению в полном объеме или частично требований кредиторов.
Санация и мировое соглашение направлены на восстановление платежеспособности должника, и только в случае, если невозможна ни санация, ни мировое соглашение, принимается решение о ликвидации предприятия.
Следует отметить, что переход к процедуре санации возможен и на стадии ликвидации, если кредиторы в силу каких-то причин, например появления инвестора, увидят возможность восстановить платежеспособность должника.
Санация как она есть
В соответствии со статьей 28 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» под санацией понимается система мер, осуществляемых во время производства по делу о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации, направленная на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворения в полном объеме или частично требований кредиторов путем реструктуризации предприятия, долгов и активов и/или изменения организационно-правовой и производственной структуры должника.
Система мер, направленная на восстановление платежеспособности должника, регламентируется в специальном документе — плане санации, который должен разработать управляющий санации. План санации включает в себя и условия погашения требований кредиторов. Естественно, от качества подготовки плана санации зависит его реализация.
Кроме этого, план санации должен быть утвержден комитетом кредиторов должника, письменно согласован с залоговыми кредиторами, а в случае наличия государственной собственности — с органом, уполномоченным управлять государственным имуществом, и только после этого документ направляется в суд для утверждения. При этом Законом установлен трехмесячный срок для подачи плана санации в суд, который исчисляется с момента введения процедуры санации. В случае если план санации в течение шести месяцев не подан управляющим санацией на утверждение в суд, последний имеет право по собственной инициативе принять решение о прекращении процедуры санации и переходе к ликвидационной процедуре.
Реалии практики
Переход к процедуре санации со стадии распоряжения имуществом или со стадии ликвидации довольно распространен и каких-либо сложностей не представляет. Суды, как правило, удовлетворяют соответствующие ходатайства и вводят процедуру санации.
Сложности в процедуре санации начинаются на этапе подготовки, согласования и утверждения плана санации.
Например, вопрос согласования плана санации с залоговыми кредиторами очень часто является неразрешимой проблемой.
Во-первых, Закон не устанавливает каких-либо критериев, на основании которых такой кредитор имеет право не согласовывать план санации, и с учетом наличия гарантированной возможности получить удовлетворение своих требований за счет реализации залогового имущества ему, как правило, невыгодно согласовывать план санации.
Во-вторых, в случае если такой кредитор отказывается согласовать план санации, Законом предусмотрены следующие варианты: выделение залоговых вещей из имущества должника, их продажа на аукционе в порядке, определенном этим Законом, и удовлетворение требований такого кредитора за счет полученных от продажи средств; выкуп долга согласно сведениям реестра требований кредиторов. При этом решение о выборе первого или второго варианта принимает не залоговый кредитор, отказавшийся согласовать план санации, а другие кредиторы. В большинстве случаев решение, принятое другими кредиторами, не устраивает такого залогового кредитора, так как первым невыгодно устанавливать какие-либо привилегии отдельно взятому кредитору, а второму невыгодно подстраиваться под мнение большинства.
Кроме изложенного выше, следует обратить внимание на то, что Законом не установлен момент, с которого следует считать в вышеуказанном случае план санации согласованным: с момента принятия решения другими кредиторами, с момента реализации принятого решения или с момента окончания судебных тяжб.
Следует отметить, что план санации, который предусматривает полное либо частичное погашение задолженности в короткие сроки за счет денежных средств должника, проблем обычно не создает. Но в подобных случаях участники в деле о банкротстве предпочитают заключать мировое соглашение.
План санации обычно содержит более сложный механизм восстановления платежеспособности. Например, в активе у должника есть объект незавершенного строительства. План санации в таком случае может предусматривать привлечение инвестора, достройку, введение объекта в эксплуатацию и продажу с целью удовлетворения требований кредиторов.
Естественно, разработка такого плана санации требует значительных усилий и привлечения специалистов в области строительства. Но даже в случае надлежащей подготовки плана санации возникает вопрос его согласования, потому что невозможно точно спрогнозировать, когда будет закончено строительство, когда и за какую стоимость будет продан объект недвижимости. Таким образом, план санации не может однозначно ответить на вопрос кредитора (залогового кредитора), когда и в каком размере будут получены денежные средства.
Если же управляющему санацией все-таки удалось утвердить план санации, то возникает проблема с его реализацией. В случае, приведенном выше, это может быть задержка выполнения работ подрядчиками (субподрядчиками), изменение цен на материалы и работы, проблемы с получением разрешительных документов, прекращение финансирования инвестором, отсутствие спроса на рынке недвижимости и т.д. Таким образом, не всегда утвержденный план санации удается реализовать.
Потенциального инвестора может отпугнуть возможность комитета кредиторов внести изменения в план санации. Ведь решение о внесении изменений в план санации считается принятым, если за него проголосовало более половины кредиторов — членов комитета кредиторов. При этом на заседании комитета кредиторов инвестор права голоса, а тем более права наложения вето не имеет.
Возможно, все эти обстоятельства и служат причиной тому, что в редких случаях процедура санации заканчивается выполнением плана санации, утверждением отчета управляющего санацией и восстановлением платежеспособности должника.
Вышеперечисленные проблемы, а также многие другие вопросы, возникающие в процедуре санации, не урегулированы в достаточной мере судебной практикой. И по мере урегулирования той или иной спорной ситуации судебными инстанциями, думаю, процедура санации предприятий будет становиться более эффективной.
КОНОПЛЯ Андрей — арбитражный управляющий, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…