Финансовый лизинг на Украине вскоре должен получить второе дыхание — в парламенте зарегистрирован законопроект, призванный помочь украинским предприятиям повысить производительность и конкурентоспособность, а значит, и в целом позитивно повлиять на развитие экономики. Законопроектом № 6395 предлагается новая редакция Закона Украины «О финансовом лизинге», среди целей изменений — устранение противоречивых законодательных норм в данной сфере, создание необходимых условий для привлечения инвестиций, улучшение государственного регулирования лизинговой деятельности, усиление защиты прав потребителей финансовых услуг.
О важной роли лизинговых услуг на Украине говорят уже давно, ведь в условиях ограниченных возможностей банковского кредитования лизинг является едва ли не единственным инструментом обновления основных средств и технологий. При этом большое количество операторов отечественного рынка лизинга прекратили свою деятельность, вместе с тем применяются мошеннические схемы лизинга. Таким негативным тенденциям способствовали как экономическая ситуация, так и несовершенство законодательства. Действующий Закон Украины «О финансовом лизинге» последний раз обновлялся в 2004 году, поэтому уже давно морально устарел и не учитывает многих актуальных экономических реалий, содержит целый ряд противоречий, недостаточно защищает участников правоотношений. Реанимировать финансовый лизинг на Украине призван законопроект № 6395, который больше года разрабатывался Ассоциацией «Украинское объединение лизингодателей» совместно с профильным парламентским комитетом по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, а также регулятором рынка — Нацкомфинуслуг. Кроме того, законопроект подготовлен в соответствии с европейской практикой, обобщенной ассоциацией LEASEUROPE, и с учетом норм проекта европейского модельного закона о лизинге.
«Создание более благоприятных условия для финансового лизинга — важный момент для предпосылок развития экономики, выхода ее из стагнации, — отмечает Марина Масич, директор Ассоциации «Украинское объединение лизингодателей». — В условиях ограниченного банковского кредитования и дефицита длинного финансового ресурса в целом лизинг может стать панацеей для многих сегментов реального сектора, задыхающегося от недостатка фондирования. А в условиях высокой (до 80 % в некоторых отраслях) изношенности основных фондов вопрос зачастую становится критичным. Все развитые экономики мира прибегали и прибегают к помощи именно этого финансового инструмента для развития, обновления и внедрения инноваций. Именно благодаря ему выходили из кризисов и послевоенных катаклизмов. Думаю, Украина не станет исключением. Показатель проникновения лизинга в капитальные инвестиции в западноевропейских странах колеблется в пределах 40–60 %, тогда как у нас пока на порядок ниже».
В новом законе предлагается установить единый порядок регулирования отношений, связанных с финансовым лизингом, его отдельными видами и формами, определить четкие требования к форме договора финансового лизинга и его существенные условия, защитить права лизингополучателей на предмет лизинга. Запланировано расширить понятие «лизингодатель» и уточнить, что право предоставлять услуги финлизинга имеют только те субъекты, которые приобрели в установленном порядке соответствующий статус. Законопроект предусматривает и внедрение механизма привлечения лизинговых посредников, деятельность которых не относится к финансовым услугам и может включать только консультирование, предоставление информационных и других посреднических услуг в сфере финлизинга. Отдельно предлагается установить существенные условия договорных отношений, связанных с сублизингом, в частности, для защиты прав лизингодателя.
Защите прав лизингодателя в законопроекте посвящен целый раздел (тогда как в действующем законе есть раздел только о защите прав лизингополучателя). Также в отдельном разделе предлагается определить особенности заключения договора финлизинга с физическими лицами. Физлица в силу низкой финансовой грамотности — самые незащищенные клиенты, отмечает Марина Масич, поэтому для них даже вводится обязательный письменный документ, предваряющий подписание договора, куда будут вписываться все нюансы предложения лизингодателя. «Это в том числе и попытка перекрыть кислород мошенникам от псевдолизинга, которые собирают авансы и ничего не поставляют в итоге», — обращает внимание г-жа Масич.
Также законопроектом предусмотрены порядок и условия перехода предмета лизинга в собственность лизингополучателя; механизм возврата предмета лизинга в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса; обязанность лизингополучателя в случае досрочного расторжения договора вернуть предмет лизинга в состоянии, в котором ему этот предмет лизинга был предоставлен в пользование (за вычетом нормального износа), и передать лизингодателю все документы. Поскольку предмет лизинга является собственностью лизингодателя, во избежание противоречий, связанных с определением ликвидационной массы в случае ликвидации лизингополучателя, предлагается четко прописать, что предмет лизинга не может быть включен в такую ликвидационную массу.
Законопроектом четко устанавливается отсутствие необходимости нотариально удостоверять договор, если на то нет специальной воли обеих сторон. «Именно в силу нечеткости данных норм в действующей нормативной базе появились десятки абсурдных судебных решений всех инстанций о признании договора недействительным, ничтожным и т.д., несмотря на то что он реально выполнялся обеими сторонами длительный период. Это привело к злоупотреблениям недобросовестных лизингополучателей и создало серьезную угрозу стабильности лизингового рынка», — разъясняет Марина Масич. Отдельная статья законопроекта регулирует последствия признания договора недействительным или ничтожным (с учетом прав лизингополучателя), дабы исключить лазейки для недобросовестных клиентов и судебные казусы, допускающие бесплатное пользование предметом лизинга. Планируется также ввести уголовную ответственность за мошенничество с документами и злоупотребления лизинговым имуществом — по аналогии с ответственностью за такие же действия с банковским залогом.
Несомненно, украинскому бизнесу важно получить качественный механизм использования лизинга как альтернативного долгосрочного механизма финансирования приобретения транспорта, оборудования, техники, недвижимости. Поэтому принятие нового закона, решающего многие наболевшие проблемы, очень ожидаемо на рынке. Использование механизма финансового лизинга должно стать тем «финансовым плечом», на которое смогут опереться предприятия различных отраслей для обновления своих производственных мощностей. Как рассказали в «Украинском объединении лизингодателей», сейчас к внесению в парламент готовится еще один проект — относительно урегулирования некоторых проблемных налоговых аспектов финансового лизинга. Что касается перспектив законопроекта № 6395, то его разработчики и авторы верят: ответственность за экономическое развитие страны позволит депутатскому корпусу безотлагательно поддержать принятие этого важного нормативного акта.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…