В отличие от большинства президентских законодательных инициатив, которые, как правило, имеют статус неотложных и рассматриваются Верховным Советом Украины в первую очередь, парламентская судьба двух проектов — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения системы автоматизированного ареста средств в гражданском и хозяйственном судопроизводстве» (№ 3768) и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения электронного приказного производства в гражданском и хозяйственном судопроизводстве» (№ 3769), инициированных главой государства еще в середине января с.г., сложилась иначе. Данные новации, напомним, стали первыми нормотворческими ласточками в процессе реформирования процессуального законодательства, направленными на расширение опций «электронного суда», упрощение доступа граждан к правосудию и существенную разгрузку Фемиды, а также на обеспечение оперативного исполнения судебных решений и постановлений государственного исполнителя о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на банковских счетах.
К рассмотрению указанных законопроектов, несмотря на предоставление им статуса неотложных, народные депутаты приступили лишь в середине мая с.г., и если идею о введении электронного приказного производства они «забраковали» (19 мая с.г. после нескольких нерезультативных голосований в сессионном зале проект № 3769 был отклонен и снят с рассмотрения), то инициативе, направленной на обеспечение оперативного исполнения судебных решений и постановлений исполнителей о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на банковских счетах, подарили второй шанс — повторное первое чтение. Законопроект № 3768 был направлен в профильный парламентский комитет — по вопросам правовой политики и правосудия — для подготовки к повторному первому чтению с целью согласования его положений с нормами Законов Украины «Об исполнительном производстве» (на тот момент законопроект № 2507а) и «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» (на тот момент проект закона № 2506а), которые, как известно, были приняты Верховным Советом Украины 2 июня 2016 года.
15 июня 2016 года Министерство юстиции Украины направило в профильное парламентское подразделение доработанный проект закона, редакция которого учитывает положения новых законов. По результатам рассмотрения согласованного текста законодательной инициативы на заседании Комитета по вопросам правовой политики и правосудия (состоялось 7 июля с.г.) было принято решение рекомендовать парламенту принять указанный проект за основу.
Если сравнить оба текста — первоначальный и доработанный, то в части внесения изменений в Хозяйственный и Гражданский процессуальные кодексы Украины нормотворческая концепция новаций осталась прежней. Предусматривается создание и обеспечение функционирования в судах системы автоматизированного ареста средств, обеспечивающей автоматизированным способом в порядке обеспечения иска оперативное наложение ареста на денежные средства, находящиеся на банковских счетах. Спектр «опций» такой системы довольно обширный, среди прочего она обеспечивает: осуществление обработки информации, внесенной пользователями такой системы, по аресту средств, принадлежащих ответчику и находящихся на банковских счетах; направление запросов в банки с целью выявления счетов ответчиков, средства которых подлежат аресту; осуществление обработки соответствующей информации, полученной от банков; арест средств, принадлежащих ответчику и находящихся на банковских счетах в пределах суммы, определенной судом в порядке обеспечения иска; снятие ареста с денежных средств и т.д. Информация об аресте средств на основании определения суда об обеспечении иска, согласно законодательному замыслу, будет вноситься судьей (председательствующим судьей в случае коллегиального рассмотрения дела) в систему автоматизированного ареста средств, скрепляется его электронной цифровой подписью и кодируется. Информация о процессах в системе автоматизированного ареста средств подлежит фиксации, архивированию и хранению в течение десяти лет. Распорядителем этой системы будет Государственная судебная администрация Украины (ГСА), а техническим администратором — определенное ею же соответствующее государственное унитарное предприятие.
Основные отличия аутентичного текста законопроекта от его модифицированной версии заключаются в корректировках, которые предлагается внести в новую редакцию Закона Украины «Об исполнительном производстве», которая, напомним, вступает в силу 5 октября с.г. Этот Закон дополняется новеллой — статьей 81 «Система автоматизированного ареста средств» (отметим: в президентской версии законопроекта соответствующие вопросы предлагалось урегулировать путем дополнения статьи 4 действующего Закона Украины «Об исполнительном производстве» новыми частями 3–15), и вносятся изменения в статью 48. Так, последняя дополняется новой частью 5, которой, в частности, предусмотрено, что постановление государственного исполнителя, частного исполнителя об аресте средств, принадлежащих должнику и находящихся на банковском счете, подлежит немедленному исполнению с момента его принятия путем внесения соответствующей информации в систему автоматизированного ареста средств.
С учетом введения в нашем государстве института частных исполнителей предложено расширить и перечень субъектов, которым будет предоставляться доступ к системе автоматизированного ареста средств на банковских счетах. Наряду с государственными исполнителями соответствующая опция будет доступна и частным, правда, с определенной оговоркой. Устанавливается, что пользователями такой системы являются государственные исполнители, а частные — имеют доступ к ней в порядке, определенном Министерством юстиции Украины. Информация об аресте средств на основании исполнительного документа в эту систему может вноситься как государственным, так и частным исполнителем. Она скрепляется их электронной цифровой подписью и подлежит кодированию.
Как свидетельствует доработанный вариант законопроекта № 3768, в вопросе усовершенствования нормотворческой идеи о введении системы автоматизированного ареста средств законодатели ограничились рамками заявленного согласования с новым законодательством об исполнительном производстве, при этом определенные недочеты предложенной инициативы, на которые обращали внимание эксперты на этапе ее обсуждения, остались вне поля законодательного зрения. Например, проблема отсутствия четкого алгоритма работы такой системы так и не была решена. Согласно нормотворческому видению, механизм ее функционирования должен быть детализирован в принятом впоследствии регламентирующем документе — специальном положении, утверждать которое будет Министерство юстиции Украины совместно с ГСА по согласованию с Советом судей Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…