Координация в движении — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №34 (973) » Координация в движении

Координация в движении

В отличие от большинства президентских законодательных инициатив, которые, как правило, имеют статус неотложных и рассматриваются Верховным Советом Украины в первую очередь, парламентская судьба двух проектов — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения системы автоматизированного ареста средств в гражданском и хозяйственном судопроизводстве» (№ 3768) и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения электронного приказного производства в гражданском и хозяйственном судопроизводстве» (№ 3769), инициированных главой государства еще в середине января с.г., сложилась иначе. Данные новации, напомним, стали первыми нормотворческими ласточками в процессе реформирования процессуального законодательства, направленными на расширение опций «электронного суда», упрощение доступа граждан к правосудию и существенную разгрузку Фемиды, а также на обеспечение оперативного исполнения судебных решений и постановлений государственного исполнителя о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на банковских счетах.

К рассмотрению указанных законопроектов, несмотря на предоставление им статуса неотложных, народные депутаты приступили лишь в середине мая с.г., и если идею о введении электронного приказного производства они «забраковали» (19 мая с.г. после нескольких нерезультативных голосований в сессионном зале проект № 3769 был отклонен и снят с рассмотрения), то инициативе, направленной на обеспечение оперативного исполнения судебных решений и постановлений исполнителей о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на банковских счетах, подарили второй шанс — повторное первое чтение. Законопроект № 3768 был направлен в профильный парламентский комитет — по вопросам правовой политики и правосудия — для подготовки к повторному первому чтению с целью согласования его положений с нормами Законов Украины «Об исполнительном производстве» (на тот момент законопроект № 2507а) и «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» (на тот момент проект закона № 2506а), которые, как известно, были приняты Верховным Советом Украины 2 июня 2016 года.

15 июня 2016 года Министерство юстиции Украины направило в профильное парламентское подразделение доработанный проект закона, редакция которого учитывает положения новых законов. По результатам рассмотрения согласованного текста законодательной инициативы на заседании Комитета по вопросам правовой политики и правосудия (состоялось 7 июля с.г.) было принято решение рекомендовать парламенту принять указанный проект за основу.

Если сравнить оба текста — первоначальный и доработанный, то в части внесения изменений в Хозяйственный и Гражданский процессуальные кодексы Украины нормотворческая концепция новаций осталась прежней. Предусматривается создание и обеспечение функционирования в судах системы автоматизированного ареста средств, обеспечивающей автоматизированным способом в порядке обеспечения иска оперативное наложение ареста на денежные средства, находящиеся на банковских счетах. Спектр «опций» такой системы довольно обширный, среди прочего она обеспечивает: осуществление обработки информации, внесенной пользователями такой системы, по аресту средств, принадлежащих ответчику и находящихся на банковских счетах; направление запросов в банки с целью выявления счетов ответчиков, средства которых подлежат аресту; осуществление обработки соответствующей информации, полученной от банков; арест средств, принадлежащих ответчику и находящихся на банковских счетах в пределах суммы, определенной судом в порядке обеспечения иска; снятие ареста с денежных средств и т.д. Информация об аресте средств на основании определения суда об обеспечении иска, согласно законодательному замыслу, будет вноситься судьей (председательствующим судьей в случае коллегиального рассмотрения дела) в систему автоматизированного ареста средств, скрепляется его электронной цифровой подписью и кодируется. Информация о процессах в системе автоматизированного ареста средств подлежит фиксации, архивированию и хранению в течение десяти лет. Распорядителем этой системы будет Государственная судебная администрация Украины (ГСА), а техническим администратором — определенное ею же соответствующее государственное унитарное предприятие.

Основные отличия аутентичного текста законопроекта от его модифицированной версии заключаются в корректировках, которые предлагается внести в новую редакцию Закона Украины «Об исполнительном производстве», которая, напомним, вступает в силу 5 октября с.г. Этот Закон дополняется новеллой — статьей 81 «Система автоматизированного ареста средств» (отметим: в президентской версии законопроекта соответствующие вопросы предлагалось урегулировать путем дополнения статьи 4 действующего Закона Украины «Об исполнительном производстве» новыми частями 3–15), и вносятся изменения в статью 48. Так, последняя дополняется новой частью 5, которой, в частности, предусмотрено, что постановление государственного исполнителя, частного исполнителя об аресте средств, принадлежащих должнику и находящихся на банковском счете, подлежит немедленному исполнению с момента его принятия путем внесения соответствующей информации в систему автоматизированного ареста средств.

С учетом введения в нашем государстве института частных исполнителей предложено расширить и перечень субъектов, которым будет предоставляться доступ к системе автоматизированного ареста средств на банковских счетах. Наряду с государственными исполнителями соответствующая опция будет доступна и частным, правда, с определенной оговоркой. Устанавливается, что пользователями такой системы являются государственные исполнители, а частные — имеют доступ к ней в порядке, определенном Министерством юстиции Украины. Информация об аресте средств на основании исполнительного документа в эту систему может вноситься как государственным, так и частным исполнителем. Она скрепляется их электронной цифровой подписью и подлежит кодированию.

Как свидетельствует доработанный вариант законопроекта № 3768, в вопросе усовершенствования нормотворческой идеи о введении системы автоматизированного ареста средств законодатели ограничились рамками заявленного согласования с новым законодательством об исполнительном производстве, при этом определенные недочеты предложенной инициативы, на которые обращали внимание эксперты на этапе ее обсуждения, остались вне поля законодательного зрения. Например, проблема отсутствия четкого алгоритма работы такой системы так и не была решена. Согласно нормотворческому видению, механизм ее функционирования должен быть детализирован в принятом впоследствии регламентирующем документе — специальном положении, утверждать которое будет Министерство юстиции Украины совместно с ГСА по согласованию с Советом судей Украины.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Мотивированный график

Акцент

Скрытое — рядом

Государство и юристы

Рискованная забота

Время процесса

Третий акт

Государство и юристы

Новости законотворчества

Распространение незарегистрированных СМИ может стать наказуемым

НКЦБФР изменяет порядок эмиссии облигаций

Отменено обязательство импортеров получать акт ценовой экспертизы

Государство и юристы

Палатные услуги

Координация в движении

Документы и аналитика

Банковское лишение

Переходная фраза

Неделя права

Первое признание

Административная динамика

Налоговое обжалование

Неделя права

Новости из-за рубежа

Юрфирмы помогут полиции Англии в судах

Неделя права

Фискальное сокращение

Новости из зала суда

Судебная практика

Дарницкая РГА оспаривает передачу в ипотеку имущественных прав на недостроенное жилье

Суд признал недействительным свидетельство на торговую марку «Сбербанк», зарегистрированное «Ощадбанком»

Новости юридических фирм

Частная практика

Sayenko Kharenko представила интересы украинских производителей труб в пересмотре антидемпинговых пошлин

МЮФ Eterna Law выступила юридическим советником Swarovski AG

Юристы ILF выиграли спор о доначисленном налоге на прибыль по сделке клиента с офшорной компанией

Axon Partners сопровождает телеком-акселератор ВДНГ-TECH

Отрасли практики

Фальшивое бремя

Глас свыше

Акт налицо

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

«Таврийские звезды»

Решения недели

Судебная практика

Правильный способ

Конкурс не предусмотрен

Последствия не созданы

Самое важное

В рамках отличия

Частные наполнители

Пустить сроки

Судебная практика

Судебные решения

Имущество ФЛП подлежит разделу

Судебная практика

Считать между строк

Бесспорное взыскание

Негосударственные тайны

Не просите изменений

Судебная практика

Судебные решения

Об условиях осуществления правосудия не на государственном языке

Тема номера

КАСнить нельзя

Привлекательные лица

Регулярные кейсы

Коварная стоимость

Спеху ради

Банковая атака

Частная практика

Бизнес во власти

Інші новини

PRAVO.UA