Чем меньше времени остается до реализации законодательной концепции реформирования системы исполнения судебных решений и решений других органов, которая воплотилась в принятии 2 июня 2016 года парламентом двух новых законов — «Об исполнительном производстве» и «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов», основные положения которых должны вступить в силу 5 октября с.г., тем больше забот у представителей исполнительной власти. В частности, у Министерства юстиции Украины, которому вверено провести организационные мероприятия и подготовить регламентную почву, необходимую в том числе для реализации идеи введения института частных исполнителей. Такой институт, согласно законодательному замыслу, должен появиться в нашем государстве уже в начале января следующего года.
Не так давно в Минюсте был зарегистрирован ряд регламентных документов: Порядок формирования и ведения Единого реестра частных исполнителей Украины и два положения — «Об автоматизированной системе исполнительного производства» и «О Временной квалификационной комиссии частных исполнителей».
Последний документ разработан для реализации предписаний пункта 4 заключительных и переходных положений Закона Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» (Закон). Согласно указанным положениям, для Минюста устанавливается трехмесячный дедлайн (с 5 октября с.г.), в течение которого необходимо сформировать составы Временной квалификационной комиссии частных исполнителей и Временной дисциплинарной комиссии частных исполнителей (каждый орган должен насчитывать по семь человек). Эти временные институции будут осуществлять полномочия соответствующих Квалификационной и Дисциплинарной комиссий до созыва съезда частных исполнителей Украины.
Следует отметить, что в указанных заключительных и переходных положениях Закона о необходимости утверждать положение о Временной квалификационной комиссии речь не идет. Соответствующая опция следует из предписаний статьи 19 Закона, согласно которым Положение о Квалификационной комиссии частных исполнителей должно утверждаться Министерством юстиции Украины.
Среди прочего нормами данного положения предусмотрено, что персональный состав Временной квалификационной комиссии, которая, как уже отмечалось, должна насчитывать семь человек, будет утверждаться приказом Минюста. Для сравнения отметим, что для постоянно действующего органа предусмотрен иной порядок формирования: в состав Квалификационной комиссии будет входить девять членов, по четыре из которых назначаются Министерством юстиции Украины, в том числе министр или заместитель министра, и съездом частных исполнителей Украины, один член назначается Советом судей Украины. При этом предусматривается, что указанные органы имеют право назначать в состав Квалификационной комиссии лиц из числа своих представителей, судей, судей в отставке, ученых, специалистов в области права и частных исполнителей. А вот утвержденное положение никаких предписаний относительно того, из числа каких специалистов будет формироваться Временная комиссия, не содержит. При этом, по аналогии с регламентированной законом деятельностью постоянной комиссии, в соответствующем положении предусматривается, что председателем временного органа должен быть министр юстиции или его заместитель.
До созыва съезда частных исполнителей Украины и формирования Квалификационной комиссии частных исполнителей временный орган, согласно его положению, будет осуществлять следующие функции: определять дату сдачи квалификационных экзаменов лицами, которые намерены осуществлять деятельность частного исполнителя; разрабатывать и утверждать перечень вопросов автоматизированного анонимного тестирования для проведения такого экзамена; рассматривать документы кандидатов; проводить квалификационные экзамены, утверждать их результаты и принимать решение о выдаче удостоверения частного исполнителя.
Что касается другого регламентного документа — Порядка формирования и ведения Единого реестра частных исполнителей Украины (Реестр), то он разработан в соответствии со статьями 17 и 23 Закона. В этом документе предлагается дать следующее определение данному Реестру — это совокупность сведений о частных исполнителях Украины, получивших в установленном законодательством порядке удостоверения, и информации об их деятельности, которую Министерство юстиции получает в процессе реализации своих полномочий как государственного органа, осуществляющего задачи и функции по реализации государственной политики в сфере организации принудительного исполнения судебных решений и решений других органов.
Этим регламентным документом детализируется и порядок доступа к информации. Предусматривается, что доступ к информации из Единого реестра является бесплатным, осуществляется круглосуточно и без ограничений на официальном сайте Министерства юстиции Украины с обеспечением возможности поиска, просмотра, копирования и распечатки информации (соответствующие предписания корреспондируются с частью 5 статьи 23 Закона). При этом конкретизируется, что поиск информации на веб-сайте Реестра осуществляется по совокупности или по одному из следующих реквизитов: фамилия, имя и отчество (при наличии) частного исполнителя; номер удостоверения; исполнительный округ. По результатам поиска формируется информационная справка.
Вместе с тем в соответствии со статьями 8 и 9 нового Закона Украины «Об исполнительном производстве» указом Министерства юстиции Украины было утверждено Положение об автоматизированной системе исполнительного производства. Автоматизированная система исполнительного производства, согласно утвержденному документу, — это компьютерная программа, обеспечивающая сбор, хранение, учет, поиск, обобщение, предоставление сведений об исполнительном производстве, формирование Единого реестра должников и защиту от несанкционированного доступа. Министерство юстиции Украины будет обеспечивать свободный и бесплатный доступ к информации данной системы в сети Интернет на своем официальном веб-сайте с возможностью просмотра, поиска, копирования и распечатки информации (на основе распространенных веб-обозревателей и редакторов) без ограничений и круглосуточно в форме открытых данных.
Как предусматривается соответствующим положением, поиск информации на веб-сайте будет осуществляться по следующим параметрам: фамилия, имя, отчество (при его наличии), число, месяц, год рождения должника — физического лица, фамилия, имя, отчество (при его наличии) взыскателя — физического лица; наименование, идентификационный код в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований для юридического лица — должника и взыскателя; номер исполнительного производства.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…