С 1 января с.г. вступило в силу постановление Правления Национального банка Украины «Об утверждении положения о порядке проведения выездных, невыездных (камеральных) проверок относительно соблюдения банками, другими финансовыми учреждениями, национальным оператором почтовой связи требований валютного законодательства Украины и проверок пунктов обмена иностранной валюты на территории Украины» № 338 от 21 сентября 2007 года.
Первое, что следует отметить в новой редакции комментируемого Положения, так это то, что такие проверки теперь будут проводиться не только в банках и других финансовых учреждениях, но и в отделениях почтовой связи. Также новшеством данного документа является введение нового вида проверок — невыездные (камеральные). Это внеплановые проверки, которые проводятся уполномоченными сотрудниками в помещении Департамента валютного контроля и лицензирования (далее — Департамент) и валютных подразделений на основании статистической отчетности и/или других документов.
Основания для проверки
Новой редакцией Положения определено, что внеплановые выездные или невыездные проверки могут проводиться при наличии весомых оснований. Среди таких оснований установлены следующие:
— обращения органов валютного контроля, других государственных контрольных и правоохранительных органов на основании результатов осуществленных ими проверок или же при наличии у них заявлений, жалоб либо другой информации, свидетельствующей о нарушении валютного законодательства, а также обращения этих органов по материалам, полученным в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности по фактам возбуждения уголовных дел и открытия производств по делам об административных нарушениях;
— результаты анализа статистической отчетности, свидетельствующие о возможных нарушениях валютного законодательства;
— негативные тенденции на валютном рынке Украины, выявленные во время исполнения НБУ законодательно закрепленной за ним функции по обеспечению стабильности денежной единицы;
— другие основания, предусмотренные законодательством Украины.
Кроме того, основанием для проведения внеплановой проверки может стать наличие в Департаменте или валютном подразделении информации, в частности, полученной во время предоставления банками (финансовыми учреждениями) соответствующих пакетов документов относительно осуществленной или запланированной реорганизации банка (финансового учреждения), его подразделений или же относительно прекращения деятельности подразделения банка (финансового учреждения). Комментируемым документом расширен также перечень данных, которые должны указываться в распоряжении о назначении внеплановой проверки. Так, если ранее обязательным было указать в нем лишь полное наименование и местонахождение банка (финансового учреждения), а также основания и цель проверки, то теперь также указывается период, подлежащий проверке, срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки), перечень вопросов, подлежащих проверке, состав рабочей группы и ее руководитель, а также, в случае необходимости, могут указываться и другие данные.
По поручению руководителя
Выездная проверка проводится на основании письменного поручения директора Департамента, начальника территориального управления Национального банка или уполномоченных ими лиц.
Такое письменное поручение руководителя выездной проверки в случае проведения плановой проверки предоставляется в соответствии с планом проверок, а в случае проведения проверки кассы банка (финансового учреждения) относительно соблюдения установленного порядка организации и осуществления валютно-обменных операций — в соответствии с планом проверок касс банков (финансовых учреждений). В случае же проведения внеплановой выездной проверки письменное поручение предоставляется в соответствии с распоряжением председателя Национального банка или уполномоченного им лица, а если проводится внеплановая проверка кассы банка (финансового учреждения) относительно соблюдения установленного порядка организации и осуществления валютно-обменных операций — то в соответствии с распоряжением председателя Национального банка, директора Департамента, начальника территориального управления или уполномоченных ими лиц.
Уведомить или нет?
Положением установлено, что при проведении внеплановой выездной проверки руководитель банка (финансового учреждения) может быть как уведомлен о начале ее осуществления, так и не уведомлен об этом. Решение о таком уведомлении принимает руководитель выездной проверки. Что же касается проведения плановой или внеплановой проверки кассы банка (финансового учреждения) относительно соблюдения установленного порядка организации и осуществления валютно-обменных операций, то такую проверку начинают без уведомления руководителя банка (финансового учреждения) о ее начале.
Невыездные проверки банка
В новой редакции комментируемого Положения особенности проведения проверок разделены. В частности, положения относительно проведения выездных проверок изменений не претерпели, но более детально расписаны положения относительно проведения невыездных проверок. Так, определено, что невыездные проверки назначаются по устному или письменному поручению руководителя проверки или руководства Национального банка Украины. Такая проверка проводится уполномоченными сотрудниками (или сотрудником) без создания рабочей группы. А предметом проведения такой проверки является статистическая отчетность или же другие документы, которые имеются в наличии в Департаменте (валютном подразделении). В случае необходимости получения от банка (финансового учреждения) документов, необходимых для проведения невыездной проверки по адресу банка (финансового учреждения), отправляется подписанный руководителем проверки письменный запрос, содержащий требование относительно подачи необходимых документов. В свою очередь банк должен подать в указанный в запросе срок оригиналы или надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов.
По результатам проведения невыездной проверки в случае выявления нарушений банком (финансовым учреждением) валютного законодательства составляется акт проверки в одном экземпляре, который подписывается уполномоченными сотрудниками и не передается руководителю банка (финансового учреждения).
Нарушения валютного законодательства
Отсутствием в банке (финансовом учреждении) документов, подтверждающих правомерность проведения собственных валютных операций или операций с клиентами, является непредоставление таких документов ответственными работниками банка (финансового учреждения) во время выездной проверки или же непредоставление банком (финансовым учреждением) таких документов на подготовленный Департаментом или валютным подразделением соответствующий запрос во время проведения невыездной проверки.
Если банк (финансовое учреждение) по каким-либо причинам отказывается предоставлять копии документов, свидетельствующие о фактах нарушения валютного законодательства, то в акте проверки обязательно должна быть отражена детальная информация о соответствующей операции (в частности, с указанием реквизитов и названий документов, на основании которых осуществлялась и оформлялась операция).
Протокол о нарушении валютного законодательства может составляться, а постановление о привлечении к ответственности за нарушение валютного законодательства может выноситься на основании оригиналов документов, которые были получены уполномоченными работниками во время проведения проверки и которые свидетельствуют о фактах нарушения валютного законодательства.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…