Одним из неотложных направлений работы парламента можно считать усовершенствование правового регулирования национальной финансовой системы, как того требует международное сообщество — во избежание очередных санкций. Прекращение активного мониторинга со стороны Международной организации по борьбе с отмыванием денежных средств (Financial Action Task Force, FATF) в феврале 2006 года считается одним из экономических достижений Украины. Напомним, что Украина прошла путь от включения в «черный список» FATF (в сентябре 2001 года) до полного исключения из него (в феврале 2004 года) и снятия всех подозрений со стороны международного сообщества. Этому предшествовало принятие базового Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и внесение изменений в другие нормативные акты, регулирующие порядок осуществления финансовых операций. Но мировое сообщество не стоит на месте — FATF были разработаны новые стандарты и рекомендации, и для предотвращения применения новых санкций Украине вновь необходимо адаптировать свое законодательство.
В декабре 2006 года разработанный Кабинетом Министров Украины законопроект был зарегистрирован в парламенте V созыва под № 2847, а 20 марта 2007 года этот законопроект был рассмотрен Верховным Советом Украины и направлен в Комитет по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией для подготовки к повторному первому чтению. Законопроект был рассмотрен Верховным Советом 5 и 19 июня 2007 года, но в связи с нелегитимностью парламента, по мнению Президента Украины, принятый закон не был им подписан.
И вот 24 декабря 2007 года народный депутат Украины Григорий Омельченко внес на рассмотрение парламента законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (регистрационный № 1268). Отметим, что нормы этого законопроекта практически дословно повторяют положения законопроекта, принятого летом 2007 года.
Основные положения
Законопроект предусматривает внесение шестидесяти изменений в: Гражданский кодекс Украины, законы Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», «О банках и банковской деятельности» и «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг». В большей части основаниями для этих изменений являются требования Сорока и Девяти специальных рекомендаций FATF, статей 6-7 и 10 Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Также учтены отдельные положения Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2005/60/ЕС о предотвращении использования финансовой системы с целью отмывания денежных средств и финансирования терроризма.
Положения законопроекта направлены на усовершенствование существующей ныне системы финансового мониторинга и приведение ее в соответствие с международными стандартами, в частности, предлагается расширить перечень субъектов системы финансового мониторинга, как непосредственно занимающихся или принимающих участие в финансовой и нефинансовой деятельности, так и осуществляющих соответствующее регулирование и надзор (министерства экономики, транспорта и связи, финансов, юстиции).
Отдельные положения законопроекта определяют порядок приостановления финансовых операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов и могущих касаться финансирования терроризма, а также предусматривают улучшение работы субъектов первичного финансового мониторинга относительно регистрации и отчетности о подозрительных финансовых операциях, идентификации клиента.
Уполномочены на мониторинг
Законопроектом предусматривается расширение перечня субъектов финансового мониторинга. Так, предусматривается, что мероприятия по осуществлению первичного финмониторинга будут осуществлять не только банковские и страховые учреждения, операторы почтовой связи, ломбарды, игорные заведения, компании по управлению активами и другие финансовые учреждения, как это предусмотрено действующим законодательством, но также и представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины; торговцы недвижимостью (риэлторы); торговцы драгоценными металлами и драгоценными камнями; нотариусы, адвокаты, юридические лица и физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие юридические услуги; аудиторы, аудиторские фирмы, субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету; физические и юридические лица, осуществляющие финансовые операции с товарами за наличные средства. Но и этот перечень неполный, первичный финмониторинг также будут обязаны осуществлять другие лица, которые в соответствии с законодательством предоставляют услуги по осуществлению финансовых операций. Также предлагается существенно расширить их полномочия относительно границ осуществления такого мониторинга, истребования и предоставления уполномоченному органу сведений о финансовой операции, подлежащей контролю, применения превентивных мер.
Отметим, что в законопроекте № 1268 не учтены замечания Главного научно-экспертного управления Аппарата Верховного Совета Украины, высказанные по предыдущему проекту, относительно конкретизации «лиц, которые предоставляют юридические услуги» и «других лиц, которые в соответствии с законодательством предоставляют услуги по осуществлению финансовых операций», поскольку нечеткое определение законодательной нормы вызывает определенные сложности при ее практическом применении.
Кроме того, целесообразным с точки зрения техники нормотворчества представляется необходимость согласования включения в перечень субъектов первичного финансового мониторинга нотариусов, адвокатов, аудиторов, других лиц, которые предоставляют юридические услуги и осуществляют финансовые операции с требованиями законов Украины «Об адвокатуре», «Об аудиторской деятельности», «О нотариате» и другими специальными законами, чего, к сожалению, не предусмотрено законопроектом № 1268.
Уполномочены на контроль
Также законопроектом предлагается уточнить перечень органов, уполномоченных осуществлять надзор и контроль в данной сфере, — вместо обобщенного «центральные органы исполнительной власти и Национальный банк Украины, которые в соответствии с законом выполняют функции регулирования и надзора за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих осуществление финансовых операций» предлагается установить, что такую деятельность осуществляют исключительно Национальный банк, Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство транспорта и связи, Министерство экономики, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины, а в новой редакции статьи 10 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» предлагается установить их полномочия относительно осуществления контроля за деятельностью субъектов первичного финмониторинга.
Право на тайну
Отрадно, что в стремлении к усовершенствованию финансового мониторинга на Украине учитываются нормы специальных законов относительно гарантирования субъектам первичного мониторинга права на соблюдение профессиональной тайны. В частности, законопроектом № 1268 предусмотрено, что нотариусы как субъекты первичного финансового мониторинга не сообщают о своих подозрениях, если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, которые являются предметом тайны осуществляемых нотариальных действий, кроме случаев удостоверения договоров купли-продажи недвижимого имущества, при условии, что такая операция осуществляется в наличной форме и ее сумма равняется или превышает установленную сумму.
Кроме того, предлагается установить, что адвокаты, лица, предоставляющие юридические услуги, аудиторы, аудиторские фирмы, субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, не сообщают о своих подозрениях, если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, которые являются предметом их адвокатской и/или профессиональной тайны, в том числе когда они выполняют свои обязанности относительно защиты клиента, представительства его интересов в судебных органах и по делам досудебного урегулирования споров.
Что касается режима соблюдения банковской тайны, отметим, что законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», уточнив, что банки будут предоставлять информацию, содержащую банковскую тайну, не по письменному требованию (как установлено в действующей редакции), а по запросу специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга. Однако такое предложение не согласовывается с законодательными нормами относительно предоставления информации с ограниченным доступом и требует дальнейшей доработки на последующих стадиях законодательного процесса.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…