Если FATF сказала «надо»… — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №4 (526) » Если FATF сказала «надо»…

Если FATF сказала «надо»…

Одним из неотложных направлений работы парламента можно считать усовершенствование правового регулирования национальной финансовой системы, как того требует международное сообщество — во избежание очередных санкций. Прекращение активного мониторинга со стороны Международной организации по борьбе с отмыванием денежных средств (Financial Action Task Force, FATF) в феврале 2006 года считается одним из экономических достижений Украины. Напомним, что Украина прошла путь от включения в «черный список» FATF (в сентябре 2001 года) до полного исключения из него (в феврале 2004 года) и снятия всех подозрений со стороны международного сообщества. Этому предшествовало принятие базового Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и внесение изменений в другие нормативные акты, регулирующие порядок осуществления финансовых операций. Но мировое сообщество не стоит на месте — FATF были разработаны новые стандарты и рекомендации, и для предотвращения применения новых санкций Украине вновь необходимо адаптировать свое законодательство.

В декабре 2006 года разработанный Кабинетом Министров Украины законо­проект был зарегистрирован в парламенте V созыва под № 2847, а 20 марта 2007 года этот законопроект был рассмот­рен Верховным Советом Украины и направлен в Комитет по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией для подготовки к повторному первому чтению. Законопроект был рассмотрен Верховным Советом 5 и 19 июня 2007 года, но в связи с нелегитимностью парламента, по мнению Президента Украины, принятый закон не был им подписан.

И вот 24 декабря 2007 года народный депутат Украины Григорий Омельченко внес на рассмотрение парламента законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (регистрационный № 1268). Отметим, что нормы этого законопроекта практически дословно повторяют положения законопроекта, принятого летом 2007 года.

Основные положения

Законопроект предусматривает внесение шестидесяти изменений в: Гражданский кодекс Украины, законы Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», «О банках и банковской деятельности» и «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг». В большей части основаниями для этих изменений являются требования Сорока и Девяти специальных рекомендаций FATF, статей 6-7 и 10 Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Также учтены отдельные положения Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2005/60/ЕС о предотвращении использования финансовой системы с целью отмывания денежных средств и финансирования терроризма.

Положения законопроекта направлены на усовершенствование существующей ныне системы финансового мониторинга и приведение ее в соответствие с международными стандартами, в частности, предлагается расширить перечень субъектов системы финансового мониторинга, как непосредственно занимающихся или принимающих участие в финансовой и нефинансовой деятельности, так и осуществляющих соответствующее регулирование и надзор (министерства экономики, транспорта и связи, финансов, юстиции).

Отдельные положения законопроекта определяют порядок приостановления финансовых операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов и могущих касаться финансирования терроризма, а также предусматривают улучшение работы субъектов первичного финансового мониторинга относительно регистрации и отчетности о подозрительных финансовых операциях, идентификации клиента.

Уполномочены на мониторинг

Законопроектом предусматривается расширение перечня субъектов финансового мониторинга. Так, предусматривается, что мероприятия по осуществлению первичного финмониторинга будут осуществлять не только банковские и страховые учреждения, операторы поч­товой связи, ломбарды, игорные заведения, компании по управлению активами и другие финансовые учреждения, как это предусмотрено действующим законодательством, но также и представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины; торговцы недвижимостью (риэлторы); торговцы драгоценными металлами и дра­гоценными камнями; нотариусы, адво­каты, юридические лица и физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие юридические услуги; аудиторы, аудиторские фирмы, субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету; физические и юридические лица, осуществляющие финансовые операции с товарами за наличные средства. Но и этот перечень неполный, первичный финмониторинг также будут обязаны осуществлять другие лица, которые в соответствии с законодательством предоставляют услуги по осуществлению финансовых операций. Также предлагается существенно расширить их полномочия относительно границ осуществления такого мониторинга, истребования и предоставления уполномоченному органу сведений о финансовой операции, подлежащей контролю, применения превентивных мер.

Отметим, что в законопроекте № 1268 не учтены замечания Главного ­научно-экспертного управления Аппарата Верховного Со­вета Украины, высказанные по предыдущему проекту, относительно конкретизации «лиц, которые предоставляют юридические услуги» и «других лиц, которые в соответствии с законодательством предоставляют услуги по осуществлению финансовых операций», поскольку нечеткое определение законодательной нормы вызывает определенные сложности при ее практическом применении.

Кроме того, целесообразным с точки зрения техники нормотворчества представляется необходимость согласования включения в перечень субъектов первичного финансового мониторинга нотариусов, адвокатов, аудиторов, других лиц, которые предоставляют юридические услуги и осуществляют финансовые операции с требованиями законов Украины «Об адвокатуре», «Об аудиторской деятельности», «О нотариате» и другими специальными законами, чего, к сожалению, не предусмотрено законопроектом № 1268.

Уполномочены на контроль

Также законопроектом предлагается уточнить перечень органов, уполномоченных осуществлять надзор и контроль в данной сфере, — вместо обобщенного «центральные органы исполнительной власти и Национальный банк Украины, которые в соответствии с законом выполняют функции регулирования и надзора за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих осуществление финансовых операций» предлагается установить, что такую деятельность осуществляют исключительно Национальный банк, Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство транспорта и связи, Министерство экономики, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины, а в новой редакции статьи 10 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» предлагается установить их полномочия относительно осуществления контроля за деятельностью субъектов первичного финмониторинга.

Право на тайну

Отрадно, что в стремлении к усовершенствованию финансового мониторинга на Украине учитываются нормы специальных законов относительно гарантирования субъектам первичного мониторинга права на соблюдение профессиональной тайны. В частности, законопроектом № 1268 предусмотрено, что нотариусы как субъекты первичного финансового мониторинга не сообщают о своих подозрениях, если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, которые являются предметом тайны осуществляемых нотариальных действий, кроме случаев удостоверения договоров купли-продажи недвижимого имущества, при условии, что такая операция осуществляется в наличной форме и ее сумма равняется или превышает установленную сумму.

Кроме того, предлагается установить, что адвокаты, лица, предоставляющие юридические услуги, аудиторы, аудиторские фирмы, субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, не сообщают о своих подозрениях, если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, которые являются предметом их адвокатской и/или профессиональной тайны, в том числе когда они выполняют свои обязанности относительно защиты клиента, представительства его интересов в судебных органах и по делам досудебного урегулирования споров.

Что касается режима соблюдения банковской тайны, отметим, что законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», уточнив, что банки будут предоставлять информацию, содержащую банковскую тайну, не по письменному требованию (как установлено в действующей редакции), а по запросу специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга. Однако такое предложение не согласовывается с законодательными нормами относительно предоставления информации с ограниченным доступом и требует дальнейшей доработки на последующих стадиях законодательного процесса.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Где посеешь, там, может, и пожнешь

Деловая практика

Контроль валютных операций

Законодательная практика

Если FATF сказала «надо»…

Иностранности

Министр юстиции Италии ушел в отставку из-за своей супруги

В Латвии священнику не удалось восстановить свой сан через суд

В США беглый заключенный подал в суд на тюрьму

Двое россиян осуждены в Британии за секс в самолете

Италия: тайная видеозапись секса со своим партнером законна

Комментарии и аналитика

В борьбе с «этнической преступностью» — этнический профайлинг недопустим!

Процедура преобразования ООО в АО: проблемы, комментарии и предложения

Об образовании органов управления АО при 100-процентном владении уставным капиталом одним акционером

Неделя права

С аккордеоном против коррупции

Помедленнее, я записываю

Евросуд ждать не будет!

Демократия «по-комитетски»

Мы делили… подкомитеты

Новости делового мира

Об отчетности финансовых компаний

Обнародование информации на фондовом рынке

Лицензия на теле- и радиовещание

Изменено Положение о концентрации

Новости законотворчества

Госрегулирование хоздеятельности будет усовершенствовано

Ответственность за нарушения при регистрации НПА откладывается

В порядке устранения коллизий и пробелов правового регулирования

Новости из зала суда

Суд отказался признать незаконным избрание О. Мысовской председателем Днепровского райсовета

Юлия Ковалевская не распространяла недостоверной информации

ВХСУ приостановил признание недействительным решения об увеличении УФ «Днепрэнерго»

Генпрокуратура просит суд обязать компанию «Юджин» снести недостроенный ТРЦ «Троицкий»

Новости из-за рубежа

Налоговая информация о контрагентах не является тайной

Евросоюз возбудил дело против Microsoft

4 года лишения свободы за отрицание Холокоста

За уклонение от уплаты налогов осужден победитель игры в «Джек пот»

Новости профессии

В Минюсте определены ответственные за взаимодействие с парламентскими комитетами

Вопросы коррупции обсудили в Минюсте

Истолкованы задачи третейских судов

Состоялась встреча министра юстиции Украины с председателем Венецианской комиссии

Новости юридических фирм

Изменения в партнерском составе «Лавринович и Партнеры»

Новости юридического мира

В Алматы открылось новое представительство международной юрфирмы

У Dewey & LeBoeuf — новый специальный консультант

В Cleary Gottlieb Steen & Hamilton — новый партнер

Skadden Arps консультирует Doughty Hanson

Партнер Baker Botts возглавит энергетическое ведомство США

Реестр событий

Право инспектора на права

Пленум ВСУ на защите судей

Что написано пером, то…

С нового года — на новую должность

«Юридическая печень» государства

Служебная лестница

НАЗНАЧЕНИЯ

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела:

Судебная практика

Утилизация по-украински

Судебные дела недели

ВСУ удовлетворил кассационное представление Генерального прокурора Украины

Дело по иску ООО «Строительно-инвестиционная группа» направлено в ВХСУ

Кассационная жалоба АО «Транс Оил» была оставлена без удовлетворения

Судебные решения

О публичных торгах по реализации арестованного имущества

Об основаниях возобновления срока на подачу заявления об апелляционном обжаловании

О рассмотрении дела в порядке отдельного производства

О возможности вынесения судом заочного решения

Об определении ответчика в деле об оспаривании правильности требований, указанных в исполнительной надписи

О нюансах апелляционного обжалования

Об определении подведомственности дел

О договоре пожизненного содержания

Об изменении очередности получения права на наследование

Тема номера

Сначала исполняем, а затем расторгаем

Некоторые проблемы наследования долей в уставных капиталах ООО

Частная практика

Освободите помещение

Юридический форум

Исполнение без «судов-посредников»

Чтобы помнили своих наставников!

Інші новини

PRAVO.UA