Не каждому верилось, но члены новоизбранного правительства и народные депутаты Украины одно из своих обещаний все-таки смогли выполнить еще в последние дни 2007 года. В частности, с нарушением многих промежуточных сроков, но, соблюдая общую процедуру, 28 декабря 2007 года Верховный Совет Украины принял, а Президент Украины подписал Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины».
Как и было обещано, бюджет является явно социальным. Например, установлен достаточно высокий уровень минимальной заработной платы: 515 грн с 1 января 2007 года, 525 грн — с 1 апреля, 545 грн — с 1 октября, и 605 — с 1 декабря; установлен размер стипендий с 1 сентября 2008 года на уровне от 200 грн студентам профтехучилищ и до 530 грн — вузов I—IV уровня аккредитации. Впрочем, уровень минимальной зарплаты установлен ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения, детей и общего прожиточного минимума, который Законом о Госбюджете установлен в следующих размерах: с 1 января — 592 грн, с 1 апреля — 605 грн, с 1 июля — 607 грн, с 1 октября — 626 грн.
Но социальная направленность Госбюджета не должна вывести из зоны внимания общественности то, что Закон о Госбюджете — нормативный акт, которым регулируются конкретные правоотношения. В частности, обратим внимание на отдельные нормы Закона о Госбюджете. К слову, полномочия министра финансов Украины единолично принимать обязательства от имени Украины, связанные с предусмотренными заимствованиями и государственными гарантиями, включая право отказываться от суверенного иммунитета государства в возможных судебных делах; а Министерства финансов Украины — заключать сделки с государственным долгом без установления дополнительного одобрения правительством выглядит не вполне оправданным. А ведь эти финансовые полномочия могут иметь весьма существенные, в том числе и правовые, последствия.
Кроме того, очевидно, что вряд ли на пользу отечественному правосудию пойдет то, что пунктом 14 статьи 67 Закона о Госбюджете приостановлено действие части 6 статьи 11, части 2 статьи 36 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Таким образом, хозяйственные суды при рассмотрении дел о банкротстве, если должником является государственное предприятие, не имеют права выносить определение о приостановлении процесса приватизации до принятия решения по делу о банкротстве. Обратим внимание, что Закон о Госбюджете содержит нормы материального права, но им приостанавливается действие норм права процессуального.
Миссия невыполнима: продать землю
Впрочем, это отдельные положения, на которые мы обратили внимание. Но наибольший интерес вызывают нововведения в земельное законодательство. Собственно, раздел II Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» содержит перечень норм и изменений к ним, которые направлены на то, чтобы обеспечить реализацию первой части акта — собственно Закона о Госбюджете. Помимо «точечных» поправок в социальные и экономические законы, в данном разделе изложены изменения в Земельный кодекс Украины. Прежде всего, отметим, что отныне срок, после которого будет разрешена продажа земли сельхозназначения, определяется обстоятельством, а не конкретной датой. Речь идет о том, что согласно настоящей редакции ЗК Украины, продажа и другие сделки по отчуждению земли, равно как и внесение земельных прав в качестве доли уставного фонда хозобщества, будут возможны только после вступления в силу законов Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земли. Впрочем, введение такой нормы было ожидаемым для многих.
Вместе с тем это далеко не самое занимательное новшество в регулировании земельных правоотношений. Так, к полномочиям центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов — Государственного комитета по вопросам земельных ресурсов — в сфере земельных отношений отнесена продажа земель сельхозназначения, кроме переданных в частную собственность, и земельных участков, на которых находятся объекты приватизации. Отметим, что до этого года землями, на которых размещены объекты приватизации, распоряжались органы приватизации. Отныне это — совместное полномочие двух органов.
К слову, государственные органы приватизации также имеют право осуществлять продажу земучастков государственной собственности иностранным государствам и иностранным юридическим лицам по согласованию с Кабинетом Министров Украины. Ранее для принятия такого решения необходимо было поручение КМУ и согласование с парламентом.
Изменения также коснулись и аренды земли. В частности, измененной редакцией статьи 124 ЗК Украины установлено, что приобретение права аренды земельных участков, которые находятся не в частной собственности, осуществляется исключительно на аукционах. Исключение составляют земельные участки государственной или коммунальной собственности, на которых размещены объекты недвижимости физических или юридических лиц, в уставном капитале которых нет государственной доли. Вместе с тем прямо запрещается проведение аукционов в отношении земучастков, которые (или сооружения на которых) арендуют бюджетные учреждения, музеи, предприятия и общественные организации сферы культуры и искусств, в том числе национальные творческие союзы и их члены под творческие мастерские.
Определенные изменения претерпел со вступлением в силу Закона о Госбюджете и профильный закон — Закон Украины «Об аренде земли». Одно из основных изменений — права на аренду земли ныне можно получить исключительно по итогам аукциона. Ранее определение арендатора земли государственной или коммунальной собственности допускалось также по итогам проведения конкурса. Кроме того, изменены предельные размеры арендной платы за землю. Так, частью 4 статьи 21 Закона «Об аренде земли» в редакции, действующей до 1 января 2008 года, было установлено, что годовая арендная плата за земельный участок государственной и коммунальной собственности не может быть меньшей, нежели размер земельного налога, установленного Законом Украины «О плате за землю», и превышать 10 % их нормативной денежной оценки. Больший размер арендной платы может быть установлен только в случае определения арендатора на конкурсных началах. Ныне же установлен дифференцированный нижний предел арендной платы. За земли сельхозназначения она осталась на прежнем уровне — не менее размера земельного налога, а вот за земли других категорий увеличена до трехкратного размера ставки земельного налога. Также увеличен и верхний предел размера годовой арендной платы за землю. Он общий для всех категорий земель и составляет 12 % их нормативной денежной оценки.
Кроме изменений в ЗК, некоторые изменения земельного законодательства отразились и в других актах. Так, Закон Украины «О приватизации государственного имущества» продолжает регулировать и вопросы приватизации земли. Вместе с тем отметим, что при принятии данного акта отмечалось, что, учитывая особую важность и специфику земли как объекта, необходимо установить особый порядок ее приватизации. При этом очередной год земельные участки, на которых находятся объекты приватизации, также относятся к числу таких объектов. Отметим, что приватизация также по правовой природе является одним из способов отчуждения, а часть 15 Переходных положений ЗК Украины запрещает его осуществление до принятия обозначенных выше профильных законов. Таким образом, имеет место противоречие между законодательством, регулирующим вопросы приватизации и профильного земельного законодательства. Обратим внимание, оба закона — специальные. Более того, приватизация земли регулируется общим законом о приватизации «принудительно». Следовательно, на наш взгляд, приватизация земельных участков в 2008 году также не должна осуществляться, иначе это будет нарушением законодательства.
Изменениями в Закон Украины «О плате за землю» в двадцать раз уменьшены ставки налога на земельные участки, денежная оценка которых не осуществлена. Также указано, что в случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правовой сделки сумма налога рассчитывается, исходя из денежной оценки земли, если же денежная оценка участка является меньшей, нежели сумма, указанная в сделке, то сумма налога рассчитывается, исходя из суммы сделки.
Бюджетная математика
Очевидно, что социализация бюджета требует привлечения или экономии средств. Почему-то сократить расходы бюджетных средств предлагается за счет сокращения финансирования социального содержания государственных служащих и судей. В том числе лиц, пребывающих на пенсии (в отставке).
В частности, в Законе Украины «О Кабинете Министров Украины» установлено, что максимальный размер пенсии со всеми надбавками и доплатами не может превышать 10 тыс грн. Аналогичная норма установлена и в Законе Украины «О статусе судей» для размера пожизненного содержания судей в отставке. Напомним, что в отношении материального и социального обеспечения судей Конституционный Суд Украины неоднократно высказывал позицию, что установление предельного размера пожизненного содержания судей в отставке, равно как и иные сокращения материального обеспечения судей, являются неконституционными.
Но это еще не все. Вопреки положениям пункта 14 части 1 статьи 92 Конституции Украины, в статью 44 Закона Украины «О статусе судей» было внесено изменение, согласно которому размеры должностных окладов судей устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Ранее данная статья отображала процентное соотношение должностных окладов судей к окладу председателя Верховного Суда Украины и председателя соответствующего суда. Но Конституция четко определила в указанной выше норме, что вопросы статуса судей могут определяться исключительно законами Украины.
В завершение сделаем акцент на нескольких фактах, которые стоит учитывать при оценке Закона. Так, общеизвестно, что по результатам реализации закона в январе-феврале к нему будут готовиться изменения. Следующее — он, равно как и большинство изменяемых им норм, действуют только в 2008 году, то есть (если не будут приняты другие акты), с 1 января 2009 года будут действовать неизмененные нормы. Кроме того, КСУ имеет богатую практику проверки на конституционность норм законов о Государственном бюджете Украины, а также изменяемых им норм. Но хотелось бы, чтобы очевидные нарушения не допускались.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…