Концепт по заявкам — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №6 (946) » Концепт по заявкам

Концепт по заявкам

Несмотря на то что Закон Украины «О Государственном бюро расследований Украины» (Закон) принят еще 12 ноября прошлого года, увидеть плоды законодательных стараний можно было лишь спустя два месяца, в середине января с.г., когда глава государства подписал этот документ. Сделал это Петр Порошенко публично, в ходе пресс-конференции для журналистов, отметив, что создание законодательной основы для деятельности нового органа является продолжением процесса реформирования прокуратуры, которая должна быть лишена следственных функций, а ее компетенция — ограничиваться представительством интересов в суде.

Следует отметить, что прежде чем создать материальную законодательную основу для работы Государственного бюро расследований Украины (Госбюро), еще в 2012 году был заложен процессуальный фундамент. Так, изначально (на момент вступления в силу) в части 4 статьи 216 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины была прописана компетенция следователей органов Госбюро, которая ограничивалась не определенной категорией уголовных «дел», а лишь субъектами преступлений: уголовные правонарушения, совершенные представителями высших эшелонов власти, судьями, прокурорами, сотрудниками правоохранительных органов. Но впоследствии законодательные взгляды на функциональный инструментарий сотрудников Госбюро изменились в связи с созданием другого бюро — Национального антикоррупционного, на котором замыкаются правоохранительные и следственные функции по так называемым коррупционным уголовным правонарушениям. Сейчас в указанных положениях статьи 216 УПК предусмотрено, что следователи органов Госбюро осуществляют досудебное расследование преступлений, совершенных, во-первых, должностными лицами, занимающими особо ответственное положение согласно части 1 статьи 9 Закона Украины «О государственной службе», лицами, должности которых отнесены к первой — третьей категориям должностей государственных служащих, судьями и работниками правоохранительных органов, кроме случаев, когда досудебное расследование этих преступлений отнесено к подследственности Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ); во-вторых, должностными лицами НАБУ, заместителем Генерального прокурора Украины — руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры или другими прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры, кроме случаев, когда досудебное расследование этих преступлений отнесено к подследственности детективов подразделения внутреннего контроля НАБУ; в-третьих, против установленного порядка несения военной службы (военные преступления), кроме преступлений, предусмотренных статьей 422 Уголовного кодекса Украины. Соответствующие предписания сейчас фактически дублируются в статье 5 Закона, правда, фронт работы для Госбюро в ней очерчен значительно шире: помимо следственных функций, он наделен и «правоохранительными» опциями (решать задачи по предотвращению, выявлению, прекращению и раскрытию преступлений).

Следует отметить, что указанные нормы УПК пока что находятся в статусе нерабочих, поскольку в заключительных положениях Кодекса предусмотрен временной люфт. Установлено, что указанные нормы вводятся в действие со дня начала деятельности Госбюро, но не позднее пяти лет со дня вступления в силу УПК. Несмотря на пятилетний временной зазор, к вопросу создания специального закона, необходимого для работы Госбюро, парламентарии возвращались перманентно, начиная с 2013 года: на рассмотрение Верховного Совета вносилось несколько соответствующих инициатив, но только последняя нормотворческая попытка — проект закона № 2114 (его авторами выступили практически все члены Комитета Верховного Совета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности (профильный комитет) во главе с председателем Андреем Кожемякиным, а также два представителя непрофильных парламентских подразделений — Елена Сотник и Виктор Чумак) — оказалась успешной.

Как и в случае с созданием НАБУ, ключевым аспектом для парламентариев стал вопрос выбора оптимальной процедуры назначения руководящего звена Госбюро: собственно кто должен принимать итоговое кадровое решение? Изначально предлагался алгоритм, согласно которому, в частности, директора Госбюро назначает Кабинет Министров Украины по представлению премьер-министра в соответствии с представлением конкурсной комиссии. Но впоследствии от такой концепции отказались, предусмотрев участие в этом процессе главы государства. Согласно положениям статьи 11 Закона, директор Госбюро назначается на должность Президентом Украины по представлению премьер-министра в соответствии с представлением конкурсной комиссии; первый заместитель директора Госбюро расследований и заместитель директора назначаются и увольняются директором этого органа по представлению конкурсной комиссии в порядке, предусмотренном частями 2–11 этой статьи. В состав конкурсной комиссии входят девять человек, которых определяют глава государства, парламент и правительство (квоты каждого субъекта формирования одинаковы — три человека). При этом Законом установлено, что «членами конкурсной комиссии могут быть лица, имеющие безупречную деловую репутацию, высшее юридическое образование, высокие профессиональные и моральные качества, общественный авторитет».

Следует отметить, что отдельные из указанных положений (в части, которая касается формирования конкурсной комиссии) действуют с 1 января с.г., тогда как остальные нормы вступят в силу со дня создания Кабинетом Министров Украины Госбюро, но не позднее 1 марта 2016 года, и один из субъектов формирования конкурсной комиссии уже приступил к рассмотрению данного кадрового вопроса. Отметим: согласно пункту 2 части 3 статьи 11 Закона, трех членов конкурсной комиссии парламент должен определять по представлению комитета, к предмету ведения которого относятся организация и деятельность органов досудебного расследования. Таковым является Комитет Верховного Совета Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, который на своем заседании 3 февраля с.г. среди прочего рассмотрел вопрос о заполнении парламентской квоты в составе конкурсной комиссии. В ходе обсуждения председатель профильного комитета Андрей Кожемякин предложил делегировать в ее состав своих коллег по комитету, трех народных депутатов. При этом он уточнил, что из 20 представителей комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности только девять могут претендовать на должности членов конкурсной комиссии, поскольку у них есть высшее юридическое образование. Было и альтернативное предложение, озвученное заместителем председателя комитета Павлом Костенко, который предложил не ограничивать кадровый поиск исключительно парламентариями и делегировать в состав конкурсной комиссии представителей «экспертной среды», в частности Николая Хавронюка, который был в числе разработчиков закона о Госбюро расследований, и Александра Банчука. Но в результате поддержали предложение г-на Кожемякина и определили трех кандидатов из числа представителей профильного комитета — это Николай Паламарчук, Виктор Король и Евгений Дейдей. Такое кадровое решение профильного комитета теперь должно быть поддержано в сессионном зале парламента.

Согласно законодательному замыслу, процесс кадровой комплектации Госбюро должен осуществляться за счет штатной численности следственных подразделений Генеральной прокуратуры Украины, соответствующих подразделений Национальной полиции и других органов государственной власти, противодействующих преступности. Отметим, что, согласно части 2 статьи 9 Закона, предельная численность центрального аппарата и территориальных управлений Госбюро устанавливается на уровне 1,5 тыс. лиц (для сравнения: у НАБУ эта кадровая планка ниже практически в два раза — 700 человек). В заключительных и переходных положениях Закона оговаривается, что в ходе начального формирования подразделений Госбюро устанавливаются определенные квоты. Так, формирование следственных подразделений этого органа обеспечивается за счет: лиц, которые на протяжении последнего года занимали должности следователей, прокуроров — не более чем на 30 %; лиц, которые на протяжении последнего года занимали должности следователей в других органах государственной власти, — не более чем на 19 %; других лиц, которые имеют соответствующий стаж работы в области права, — не менее чем на 51 %. Формирование оперативно-розыскных подразделений, а также подразделения внутренней безопасности Госбюро должно обеспечиваться за счет двух кадровых «категорий»: лиц, которые на протяжении последнего года занимали должности в оперативно-розыскных подразделениях (не более чем на 40 %), а также других лиц, имеющих соответствующий стаж работы в области права (не менее чем на 60 %).

Очевидно, процесс формирования нового органа будет довольно длительным, хотя, возможно, не таким, как в случае с кадровым наполнением того же НАБУ. Если в ходе формирования состава НАБУ практически все кадровые процедуры проходили при участии конкурсных комиссии, то у Госбюро соответствующие предписания содержатся только для руководящего звена: конкурсные комиссии будут проводить отбор на занятие должностей директора, его заместителей, директоров территориальных органов и руководителей подразделений центрального аппарата.

Так или иначе, а создание нового органа для многих юристов — уже давно ожидаемое событие. Так, по словам партнера АО AVER LEX, адвоката Виталия Сердюка, без существования такого органа, как Госбюро, «коррупционная машина» может уничтожить все на своем пути и привести в упадок государство». «Поскольку в результате мы должны получить независимый орган, который будет осуществлять выявление, прекращение, раскрытие и расследование преступлений, совершенных лицами, которых раньше считали «неприкасаемыми» из-за их статуса, хочется верить, что новосозданное Госбюро качественно изменит представление общества о работе следствия на Украине», — отмечает он. Конечно, по словам г-на Сердюка, изначально будут возникать заминки в расследовании уголовных производств. Ведь, согласно Закону, материалы уголовных производств, которые на день вступления Закона в силу находятся в другом органе досудебного расследования на стадии досудебного расследования, но подследственны Госбюро, в трехмесячный срок после начала работы этого органа должны быть переданы в соответствующие подразделения Госбюро. «Каждое уголовное производство, которое будет передано в органы Госбюро, должно быть надлежащим образом изучено, а на это необходимо время», — констатирует Виталий Сердюк.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Забота с риском

Государство и юристы

МЭРТвая тишина

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается изменить статью УК Украины «Незаконное обогащение»

Изменен ГПК в части установления факта рождения на оккупированной территории

КМУ внес очередной проект о реструктуризации кредитов

Государство и юристы

Неправовые акты

Изменения в порядок

Вещательный голос

Концепт по заявкам

Книжная полка

Системное размышление

Неделя права

Формат в деле

Неделя права

Новости из-за рубежа

В Великобритании впервые наложен штраф за нарушения при страховании ответственности юристов

Неделя права

Годность и предубеждение

ВСЮ отчитался

Показатели работы

Новости из зала суда

Судебная практика

ВСУ определил юрисдикцию дел по спорам между адвокатами и КДКА

Студия «1+1» добилась пересмотра дела по «Ревизору» в ВСУ

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» представила интересы «Интертранс» в Верховном Суде Украины

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы компании «Укрречфлот»

МЮФ Integrites усиливает практику разрешения споров в России

ЮФ Aequo консультирует Сбербанк в связи с реструктуризацией кредитной линии

Отрасли практики

Фиктивные делки

Сложное продолжение

Полномочный пошел

Рабочий график

Адвокатские гарантии

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Самое важное

Ускоренное суждение

Замыкая крюк

Техническое прикрепление

Все в очередь!

Судебная практика

Новое начинание

Базовые знания

Судебная практика

Судебные решения

За задержку исполнения судебного решения не начисляются инфляционные потери и 3 % годовых

Квалификация незаконного завладения транспортным средством

О нюансах признания сделок по авалированию векселей недействительными

Судебная практика

Примат публичности

Размытые формы

Тема номера

Сборное предложение

Все будет формально

Сесть на цель

Ролевой порог

Лучший круг

Трибуна

Обет умолчания

Частная практика

GOLAW. Go South. Go West

Інші новини

PRAVO.UA