Государство в очередной раз намерено решить проблемы, касающиеся каждого украинца. Министерство социальной политики Украины разработало новую редакцию проекта Закона Украины «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» (проект). Действующему Закону «О предупреждении насилия в семье» (Закон) исполняется в этом году уже 15 лет. Какие правовые гарантии призваны одолеть аморальные явления, существующие в нашем обществе?
Определения
Уже на уровне понятийного аппарата (статья 1) предлагаемый проект выглядит более адекватным современным реалиям и демонстрирует более глубокое понимание проблемы. Действующий Закон оперирует категорией «насилие в семье», что уже сужает сферу его применения. Новый документ содержит термин «домашнее насилие», что включает акты физического, сексуального, психологического или экономического насилия, происходящие не только в семье, но и между бывшими супругами или партнерами (даже если они не проживают по одному адресу).
Определение физического насилия охватывает, среди прочего, незаконное лишение свободы. Психологическое насилие включает угрозы в адрес третьих лиц, а не только адресованные члену семьи. Экономическое насилие предполагает запрет работать, принуждение к труду, запрет учиться и др. правонарушения.
Ребенок признается жертвой насилия в том числе, когда он стал свидетелем насилия.
На уровне закона предлагается конкретизировать, что к полномочиям профильных структурных подразделений местных органов власти (помимо весьма абстрактных вроде «проведение исследований» и «обобщение данных») относятся: определение потребности в создании специализированных учреждений для оказания помощи пострадавшим; прием и рассмотрение заявлений и сообщений о совершении домашнего насилия, обеспечение применения мер по его прекращению, оказание помощи лицам, пострадавшим от домашнего насилия; обеспечение создания и функционирования местных круглосуточных «горячих линий».
К полномочиям Нацполиции (статья 10) отнесены: вынесение срочных запретительных предписаний лицам, совершившим домашнее насилие; постановка на профилактический учет лиц, совершивших домашнее насилие; осуществление контроля за выполнением лицом, совершившим домашнее насилие, спецмероприятий по противодействию домашнему насилию. Важно, что в этом контексте упоминается даже принятие мер по аннулированию разрешений на право приобретения, хранения, ношения оружия в случае совершения ими домашнего насилия, а также изъятие оружия.
Статья 11 возлагает функции по искоренению насилия в семье даже на работников учебных заведений (школ). В случае выявления факта домашнего насилия в отношении ребенка они срочно уведомляют службу по делам детей и орган Национальной полиции. Аналогичным образом должны поступать и медицинские работники, выявившие телесные повреждения, «которые могли возникнуть в результате совершения домашнего насилия». Однако только в отношении центров помощи пострадавшим прописано, что они должны информировать Нацполицию и другие уполномоченные органы о случившемся факте насилия (статья 14).
Инструменты
Систематизировать методы противодействия актам угнетения в семье призвано создание Единого государственного реестра случаев домашнего насилия. Он является конфиденциальным, а порядок его ведения будет уточнен правительством (статья 16).
Статья 24 проекта содержит специальные меры противодействия домашнему насилию, направленные на обидчиков: срочное запрещающее предписание; ограничительное предписание; постановка на профилактический учет; направление на прохождение программы для обидчиков.
Срочное запрещающее предписание может содержать обязательство покинуть место проживания пострадавшего лица, запрет заходить в места проживания пострадавшего лица и находиться в нем, запрет контактировать с пострадавшим лицом. При реализации мероприятий предоставляется приоритет безопасности пострадавшего лица.
Срочное запрещающее предписание выносится сроком до десяти суток по заявлению жертвы, а также по своему усмотрению работником Нацполиции по результатам оценки рисков (статья 25 проекта). Отметим, что сейчас основанием для применения подобных ограничений выступает получение сообщения о совершении акта насилия (статья 4 Закона).
Усовершенствуется регулирование ограничительного предписания (статья 26). Его вынесение может предусматривать устранение препятствий в пользовании имуществом (общим или личным); ограничение общения с ребенком; запрет приближаться на определенное расстояние к месту пребывания, учебы, работы, других мест частого посещения пострадавшим лицом. Запрещается не только разыскивать лицо и вести с ним коммуникацию, но и осуществлять это через третьих лиц.
Сфера действия предписания расширяется. Но нельзя сказать, что добиться его станет проще. Согласно статье 13 действующего Закона, защитное предписание выносится на срок до 90 дней после получения официального предупреждения о недопустимости насилия работниками Нацполиции по согласованию с начальником соответствующего органа Нацполиции и прокурором, тогда как в соответствии с Проектом порядок выдачи судом ограничительного предписания определяется Гражданским процессуальным кодексом (ГПК) Украины. Раздел IV ГПК Украины будет дополнен новой главой 13 «Рассмотрение судом дел о выдаче ограничительных предписаний». Соответствующие дела рассматриваются не позже 72 часов с момента поступления заявления. Ограничение налагается на срок до шести месяцев.
Проектом вносятся изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП). Согласно предлагаемой редакции статьи 1732 КУоАП, ответственность наступает за совершение одиночных актов домашнего насилия, невыполнение срочного запретного предписания или неуведомление органа Нацполиции о месте своего временного пребывания в случае вынесения предписания. Отметим, что действующая редакция предполагает и наказание за непрохождение коррекционной программы. К тому же санкции смягчаются — максимальный срок ареста за совершение нарушения впервые сокращен с семи до пяти дней.
Следует отметить, что действие документа выходит за рамки семейных отношений и распространяется на совершение актов насилия по месту работы. Изменения вносятся и в Кодекс законов о труде Украины: установленный судом факт сексуальных домогательств на работе станет основанием для увольнения. Подать заявление о вынесении ограничительного предписания могут и лица, которые оказались жертвой дискриминации на рабочем месте.
Декларации
Помимо предусмотренных сегодня прав на бесплатную медицинскую, социальную, психологическую и правовую помощь, жертвы насилия могут реализовать и другие права (статья 21). Так, предусматривается право на выбор специалиста того же пола, а также на возмещение обидчиком причиненного материального ущерба и вреда. Вместе с тем отдельные нормы напоминают больше общие процессуальные принципы, например о праве на своевременное получение информации об окончательных решениях суда.
Однако этим декларативность проекта не ограничивается. Также среди целей проекта называются: содействие пониманию обществом гендерно обусловленной природы домашнего насилия, искоренение дискриминационных представлений о семейных ролях и обязанностях, а также привлечение лиц мужского пола к просветительской работе. Однако далеко не все разделяют оптимизм насчет того, что благие нормы будут легко превращены в практику.
Опрошенные «ЮП» адвокаты высказывают скепсис в отношении возможности применения предлагаемого акта. Действующий закон заслуженно называется «мертвым». Во многом это связано с психологическими причинами. Недопустимость насилия в семье воспринимается как аксиома, но в обществе не сформировано понимание необходимости борьбы. Часто жены не желают неблагоприятных юридических последствий мужьям под влиянием внушения о необходимости сохранения семьи. Поэтому применение механизмов, описанных в проекте, требует работы по подготовке общества.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…