Неправовые акты — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №6 (946) » Неправовые акты

Неправовые акты

Государство в очередной раз намерено решить проблемы, касающиеся каждого украинца. Министерство социальной политики Украины разработало новую редакцию проекта Закона Украины «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» (проект). Действующему Закону «О предупреждении насилия в семье» (Закон) исполняется в этом году уже 15 лет. Какие правовые гарантии призваны одолеть аморальные явления, существующие в нашем обществе?

Определения

Уже на уровне понятийного аппарата (статья 1) предлагаемый проект выглядит более адекватным современным реалиям и демонстрирует более глубокое понимание проблемы. Действующий Закон оперирует категорией «насилие в семье», что уже сужает сферу его применения. Новый документ содержит термин «домашнее насилие», что включает акты физического, сексуального, психологического или экономического насилия, происходящие не только в семье, но и между бывшими супругами или партнерами (даже если они не проживают по одному адресу).

Определение физического насилия охватывает, среди прочего, незаконное лишение свободы. Психологическое насилие включает угрозы в адрес третьих лиц, а не только адресованные члену семьи. Экономическое насилие предполагает запрет работать, принуждение к труду, запрет учиться и др. правонарушения.

Ребенок признается жертвой насилия в том числе, когда он стал свидетелем насилия.

На уровне закона предлагается конкретизировать, что к полномочиям профильных структурных подразделений местных органов власти (помимо весьма абстрактных вроде «проведение исследований» и «обобщение данных») относятся: определение потребности в создании специализированных учреждений для оказания помощи пострадавшим; прием и рассмотрение заявлений и сообщений о совершении домашнего насилия, обеспечение применения мер по его прекращению, оказание помощи лицам, пострадавшим от домашнего насилия; обеспечение создания и функционирования местных круглосуточных «горячих линий».

К полномочиям Нацполиции (статья 10) отнесены: вынесение срочных запретительных предписаний лицам, совершившим домашнее насилие; постановка на профилактический учет лиц, совершивших домашнее насилие; осуществление контроля за выполнением лицом, совершившим домашнее насилие, спецмероприятий по противодействию домашнему насилию. Важно, что в этом контексте упоминается даже принятие мер по аннулированию разрешений на право приобретения, хранения, ношения оружия в случае совершения ими домашнего насилия, а также изъятие оружия.

Статья 11 возлагает функции по искоренению насилия в семье даже на работников учебных заведений (школ). В случае выявления факта домашнего насилия в отношении ребенка они срочно уведомляют службу по делам детей и орган Национальной полиции. Аналогичным образом должны поступать и медицинские работники, выявившие телесные повреждения, «которые могли возникнуть в результате совершения домашнего насилия». Однако только в отношении центров помощи пострадавшим прописано, что они должны информировать Нацполицию и другие уполномоченные органы о случившемся факте насилия (статья 14).

Инструменты

Систематизировать методы противодействия актам угнетения в семье призвано создание Единого государственного реестра случаев домашнего насилия. Он является конфиденциальным, а порядок его ведения будет уточнен правительством (статья 16).

Статья 24 проекта содержит специальные меры противодействия домашнему насилию, направленные на обидчиков: срочное запрещающее предписание; ограничительное предписание; постановка на профилактический учет; направление на прохождение программы для обидчиков.

Срочное запрещающее предписание может содержать обязательство покинуть место проживания пострадавшего лица, запрет заходить в места проживания пострадавшего лица и находиться в нем, запрет контактировать с пострадавшим лицом. При реализации мероприятий предоставляется приоритет безопасности пострадавшего лица.

Срочное запрещающее предписание выносится сроком до десяти суток по заявлению жертвы, а также по своему усмотрению работником Нацполиции по результатам оценки рисков (статья 25 проекта). Отметим, что сейчас основанием для применения подобных ограничений выступает получение сообщения о совершении акта насилия (статья 4 Закона).

Усовершенствуется регулирование ограничительного предписания (статья 26). Его вынесение может предусматривать устранение препятствий в пользовании имуществом (общим или личным); ограничение общения с ребенком; запрет приближаться на определенное расстояние к месту пребывания, учебы, работы, других мест частого посещения пострадавшим лицом. Запрещается не только разыскивать лицо и вести с ним коммуникацию, но и осуществлять это через третьих лиц.

Сфера действия предписания расширяется. Но нельзя сказать, что добиться его станет проще. Согласно статье 13 действующего Закона, защитное предписание выносится на срок до 90 дней после получения официального предупреждения о недопустимости насилия работниками Нацполиции по согласованию с начальником соответствующего органа Нацполиции и прокурором, тогда как в соответствии с Проектом порядок выдачи судом ограничительного предписания определяется Гражданским процессуальным кодексом (ГПК) Украины. Раздел IV ГПК Украины будет дополнен новой главой 13 «Рассмотрение судом дел о выдаче ограничительных предписаний». Соответствующие дела рассматриваются не позже 72 часов с момента поступления заявления. Ограничение налагается на срок до шести месяцев.

Проектом вносятся изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП). Согласно предлагаемой редакции статьи 1732 КУоАП, ответственность наступает за совершение одиночных актов домашнего насилия, невыполнение срочного запретного предписания или неуведомление органа Нацполиции о месте своего временного пребывания в случае вынесения предписания. Отметим, что действующая редакция предполагает и наказание за непрохождение коррекционной программы. К тому же санкции смягчаются — максимальный срок ареста за совершение нарушения впервые сокращен с семи до пяти дней.

Следует отметить, что действие документа выходит за рамки семейных отношений и распространяется на совершение актов насилия по месту работы. Изменения вносятся и в Кодекс законов о труде Украины: установленный судом факт сексуальных домогательств на работе станет основанием для увольнения. Подать заявление о вынесении ограничительного предписания могут и лица, которые оказались жертвой дискриминации на рабочем месте.

Декларации

Помимо предусмотренных сегодня прав на бесплатную медицинскую, социальную, психологическую и правовую помощь, жертвы насилия могут реализовать и другие права (статья 21). Так, предусматривается право на выбор специалиста того же пола, а также на возмещение обидчиком причиненного материального ущерба и вреда. Вместе с тем отдельные нормы напоминают больше общие процессуальные принципы, например о праве на своевременное получение информации об окончательных решениях суда.

Однако этим декларативность проекта не ограничивается. Также среди целей проекта называются: содействие пониманию обществом гендерно обусловленной природы домашнего насилия, искоренение дискриминационных представлений о семейных ролях и обязанностях, а также привлечение лиц мужского пола к просветительской работе. Однако далеко не все разделяют оптимизм насчет того, что благие нормы будут легко превращены в практику.

Опрошенные «ЮП» адвокаты высказывают скепсис в отношении возможности применения предлагаемого акта. Действующий закон заслуженно называется «мертвым». Во многом это связано с психологическими причинами. Недопустимость насилия в семье воспринимается как аксиома, но в обществе не сформировано понимание необходимости борьбы. Часто жены не желают неблагоприятных юридических последствий мужьям под влиянием внушения о необходимости сохранения семьи. Поэтому применение механизмов, описанных в проекте, требует работы по подготовке общества.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Забота с риском

Государство и юристы

МЭРТвая тишина

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается изменить статью УК Украины «Незаконное обогащение»

Изменен ГПК в части установления факта рождения на оккупированной территории

КМУ внес очередной проект о реструктуризации кредитов

Государство и юристы

Неправовые акты

Изменения в порядок

Вещательный голос

Концепт по заявкам

Книжная полка

Системное размышление

Неделя права

Формат в деле

Неделя права

Новости из-за рубежа

В Великобритании впервые наложен штраф за нарушения при страховании ответственности юристов

Неделя права

Годность и предубеждение

ВСЮ отчитался

Показатели работы

Новости из зала суда

Судебная практика

ВСУ определил юрисдикцию дел по спорам между адвокатами и КДКА

Студия «1+1» добилась пересмотра дела по «Ревизору» в ВСУ

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» представила интересы «Интертранс» в Верховном Суде Украины

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы компании «Укрречфлот»

МЮФ Integrites усиливает практику разрешения споров в России

ЮФ Aequo консультирует Сбербанк в связи с реструктуризацией кредитной линии

Отрасли практики

Фиктивные делки

Сложное продолжение

Полномочный пошел

Рабочий график

Адвокатские гарантии

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Самое важное

Ускоренное суждение

Замыкая крюк

Техническое прикрепление

Все в очередь!

Судебная практика

Новое начинание

Базовые знания

Судебная практика

Судебные решения

За задержку исполнения судебного решения не начисляются инфляционные потери и 3 % годовых

Квалификация незаконного завладения транспортным средством

О нюансах признания сделок по авалированию векселей недействительными

Судебная практика

Примат публичности

Размытые формы

Тема номера

Сборное предложение

Все будет формально

Сесть на цель

Ролевой порог

Лучший круг

Трибуна

Обет умолчания

Частная практика

GOLAW. Go South. Go West

Інші новини

PRAVO.UA