Полномочный пошел — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №6 (946) » Полномочный пошел

Полномочный пошел

Учитывая продолжающиеся на Украине дискуссии о юрисдикции Международного уголовного суда (МУС) в отношении событий на Донбассе, а также о ратификации Римского статута в свете недавнего предложения Президента отсрочить ратификацию на три года, необходимо осветить основания и условия осуществления юрисдикции МУС, и в частности, в отношении событий на Донбассе.

Римский статут

Начну с вопроса, каким образом Римский статут регламентирует основания, условия и критерии осуществления юрисдикции МУС. Римский статут четко регламентирует правовые основания и условия осуществления юрисдикции Международного уголовного суда (МУС). Так, что касается правовых оснований, то МУС может осуществлять свою юрисдикцию в отношении военных преступлений, преступлений против человечности и преступлений геноцида, предположительно совершенных лицом, которое является гражданином государства — участника Римского статута или государства, не являющегося участником Римского статута, но которое признало юрисдикцию МУС посредством заявления, либо совершенных на территории государства — участника Римского статута, или государства, которое не является участником Римского статута, но признало юрисдикцию МУС посредством заявления, независимо от гражданства лиц, совершивших данные преступления, либо совершенных гражданином или на территории любого государства, если соответствующая ситуация передается на рассмотрение МУС Советом безопасности ООН. Положение Римского статута о юрисдикции МУС относительно преступления агрессии на сегодня не вступило в силу, а после вступления в силу (предположительно после 1 января 2017 года) оно, вероятнее всего, не будет иметь ретроактивного применения.

Даже при наличии указанных выше оснований МУС не вправе осуществлять свою юрисдикцию автоматически, это возможно только при определенных условиях, в частности, если соответствующая ситуация передается Офису Прокурора МУС либо государством — участником Римского статута, либо Советом безопасности ООН, либо Офис Прокурора МУС принимает решение о возбуждении расследования по собственной инициативе (proprio motu). Однако даже при наличии указанных выше оснований и выполнения вышеупомянутых условий МУС может осуществлять свою юрисдикцию только в случае соблюдения критериев приемлемости, которые регламентированы Римским статутом. Ключевой правовой принцип деятельности МУС — это принцип комплементарности (principle of complementarity), в соответствии с которым МУС не вправе осуществлять свою юрисдикцию, если предположительно совершенные преступления являются предметом уголовного производства на национальном уровне, за исключением случаев, когда существуют достаточные основания полагать, что государство, к юрисдикции которого относится расследование совершенного преступления, не желает или не способно возбудить уголовное производство либо осуществлять расследование должным образом. Этот принцип подразумевает, что ответственность за расследование преступлений, наказание виновных и возмещение ущерба потерпевшим лежит в первую очередь на правоохранительных и судебных органах соответствующих государств. МУС не является наднациональной судебной инстанцией, призванной заменить собой внутригосударственные механизмы, однако позволяет устранить недостатки национальной правоохранительной и судебной систем и, как следствие, несправедливость, возникающую в результате неспособности либо нежелания национальных органов должным образом осуществлять правосудие.

Преступления на Донбассе

Многих интересует вопрос, имеет ли МУС правовые основания осуществлять свою юрисдикцию в отношении преступлений, совершенных на Донбассе, учитывая тот факт, что Президент Украины внес предложение отложить ратификацию Римского статута на три года.

Хотя и не ратифицировав на сегодня Римский статут, Украина посредством заявления от 8 сентября 2015 года, поданного в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Римского статута, признала юрисдикцию МУС в целях установления, преследования и наказания лиц, совершивших преступления на территории Украины с 20 февраля 2014 года. Поскольку данное заявление не содержит территориальных ограничений, а также бессрочно по времени действия, очевидным является то, что на сегодня МУС имеет правовые основания на осуществление своей юрисдикции, в том числе и в отношении предполагаемых преступлений на Донбассе. Признав юрисдикцию МУС, Украина признала всю полноту полномочий МУС без ограничений, а также взяла на себя обязательства сотрудничать с МУС безоговорочно и должным образом. Вследствие признания Украиной ad hoc юрисдикции МУС, а также возбуждения Офисом Прокурора МУС proprio motu предварительного расследования, связанного с ситуацией на Украине, ратификация Римского статута не является необходимым условием для того, чтобы МУС мог осуществлять свою юрисдикцию в отношении событий на Донбассе. Хотя, безусловно, ратификация Римского статута — важный фактор, демонстрирующий готовность и желание государства стать частью глобальной системы международного уголовного правосудия, участниками которой являются в настоящее время 123 государства, а также фактор, сдерживающий совершение военных преступлений и преступлений против человечности в будущем. В то же время, признав юрисдикцию МУС, государство не вправе ограничить Офис Прокурора МУС в выборе лиц и категорий преступлений, подлежащих расследованию.

Соответственно, в результате своего расследования Офис Прокурора МУС может возбудить уголовное производство в отношении представителей любого из участников конфликта на Донбассе, в том числе и в отношении украинской стороны. Это проявление, с одной стороны, принципа целесообразности расследования, и с другой — принципа универсальности и неотвратимости наказания. В этой связи представляется надуманным аргумент, в соответствии с которым отсрочка ратификации Римского статута на три года позволит избежать рисков для украинских военных, которые участвуют в конфликте на Донбассе. Еще раз следует подчеркнуть, что МУС уже на сегодня имеет правовые основания осуществлять свою юрисдикцию в отношении событий на Донбассе. Следовательно, отсрочка ратификации Римского статута никоим образом не исключает возможности возбуждения Офисом Прокурора МУС уголовного преследования в отношении представителей украинской стороны конфликта на Донбассе при наличии на то достаточных оснований в соответствии с положениями Римского статута.

В то же время следует отметить, что, как свидетельствует практика, с учетом особой тяжести преступлений, на которые распространяется юрисдикция МУС, Офис Прокурора МУС не склонен возбуждать уголовное преследование в отношении рядовых исполнителей, то есть лиц, которые не являются ключевыми игроками в реализации совместного плана либо политики, направленных на реализацию преступного намерения.

Процедура расследования

Поскольку события на Донбассе являются предметом предварительного расследования Офисом Прокурора МУС, процедура такого расследования регламентирована Римским статутом, а также внутренними правилами Офиса Прокурора МУС и является одинаковой независимо от того, на каком основании она инициируется. Цель предварительного расследования — определение того, существуют ли разумные основания для возбуждения полноценного расследования. Офис Прокурора может получать либо запрашивать информацию из любых источников: государств, организаций либо физических лиц, однако принимает во внимание лишь ту информацию, которая соответствует критериям серьезности, достоверности и надежности. Процедура предварительного расследования состоит из нескольких этапов. На первом этапе Офис Прокурора осуществляет первоначальную оценку информации для отсеивания сведений о преступлениях, на которые не распространяется юрисдикция МУС. На втором этапе Офис Прокурора принимает решение о наличии оснований для осуществления юрисдикции МУС. На третьем — принимается решение о соблюдении критериев приемлемости, в частности, требований принципа комплементарности и критериев серьезности предполагаемых преступлений. Наконец, на четвертом этапе, в случае принятия решения о приемлемости, рассматривается вопрос о том, будет ли возбуждение полноценного расследования отвечать интересам правосудия. Офис Прокурора МУС не может возбудить полноценное расследование произвольно и на спекулятивной основе, он вправе это сделать только с санкции Палаты предварительного производства и лишь при наличии достаточных оснований.

Эффективность и оперативность предварительного расследования Офисом Прокурора МУС преступлений, совершенных на Донбассе, будет зависеть от множества факторов. В первую очередь — от готовности и желания правительства Украины сотрудничать с Офисом Прокурора МУС, а именно: предоставлять материалы, оказывать содействие при сборе доказательной базы, включая опрос свидетелей, а при необходимости — представителей власти. В то же время, поскольку Офис Прокурора МУС принимает во внимание не только информацию, полученную от правительства, роль неправительственных и общественных организаций, а также представителей потерпевших исключительно важна, поскольку они могут предоставить дополнительные либо альтернативные сведения. В случае возбуждения полноценного расследования с санкции Палаты предварительного производства Офис Прокурора МУС самостоятельно и независимо собирает доказательную базу, в том числе свидетельские показания, а не основывается на свидетельских показаниях, предоставленных третьими лицами, и в результате принимает решение о возбуждении уголовного производства в отношении конкретных лиц.

 

СУПРУН Дмитрий — юридический советник Офиса по защите прав потерпевших Международного уголовного суда, г. Гаага (Нидерланды)

 

Примечание: мнение, выраженное в данном материале, принадлежит только автору и не является отображением позиции Международного уголовного суда

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Забота с риском

Государство и юристы

МЭРТвая тишина

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается изменить статью УК Украины «Незаконное обогащение»

Изменен ГПК в части установления факта рождения на оккупированной территории

КМУ внес очередной проект о реструктуризации кредитов

Государство и юристы

Неправовые акты

Изменения в порядок

Вещательный голос

Концепт по заявкам

Книжная полка

Системное размышление

Неделя права

Формат в деле

Неделя права

Новости из-за рубежа

В Великобритании впервые наложен штраф за нарушения при страховании ответственности юристов

Неделя права

Годность и предубеждение

ВСЮ отчитался

Показатели работы

Новости из зала суда

Судебная практика

ВСУ определил юрисдикцию дел по спорам между адвокатами и КДКА

Студия «1+1» добилась пересмотра дела по «Ревизору» в ВСУ

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» представила интересы «Интертранс» в Верховном Суде Украины

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы компании «Укрречфлот»

МЮФ Integrites усиливает практику разрешения споров в России

ЮФ Aequo консультирует Сбербанк в связи с реструктуризацией кредитной линии

Отрасли практики

Фиктивные делки

Сложное продолжение

Полномочный пошел

Рабочий график

Адвокатские гарантии

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Самое важное

Ускоренное суждение

Замыкая крюк

Техническое прикрепление

Все в очередь!

Судебная практика

Новое начинание

Базовые знания

Судебная практика

Судебные решения

За задержку исполнения судебного решения не начисляются инфляционные потери и 3 % годовых

Квалификация незаконного завладения транспортным средством

О нюансах признания сделок по авалированию векселей недействительными

Судебная практика

Примат публичности

Размытые формы

Тема номера

Сборное предложение

Все будет формально

Сесть на цель

Ролевой порог

Лучший круг

Трибуна

Обет умолчания

Частная практика

GOLAW. Go South. Go West

Інші новини

PRAVO.UA