![]() |
«Адвокаты» БЮТ Андрей ПОРТНОВ, Владимир ПИЛИПЕНКО, Сергей ВЛАСЕНКО и Партии регионов Юрий МИРОШНИЧЕНКО (справа) — правовой эскадрон новых союзников? |
Неуклонно следуя нормам Основного Закона Украины, 2 сентября с.г. (в первый вторник сентября) была открыта III сессия Верховного Совета Украины VI созыва, которая уже с первых минут работы проявила те изменения в расстановке политических сил, которые произошли в отпускной период. Собственно, проявление этих изменений — согласованность между фракциями Блока Юлии Тимошенко и Партии Регионов в голосованиях — в свою очередь, стало началом проверки парламента VI созыва на жизнеспособность. По крайней мере, со стороны Гаранта Конституции, о чем он без промедления заявил, подчеркнув, что с правовой точки зрения события в парламенте — принципы голосования и заявления депутатов от фракции «Наша Украина — Народная самооборона» о выходе из коалиции — им расцениваются как формальное начало создания новой парламентской коалиции. Поэтому Виктор Ющенко намерен тщательно следить за тем, чтобы в предусмотренный Конституцией срок была сформирована коалиция депутатских фракций, иначе он воспользуется своим правом распустить парламент и объявить внеочередные выборы.
Собственно, по событиям и заявлениям, имевшим место на минувшей неделе в парламенте, мы постарались проанализировать правовые последствия создания или несоздания новой коалиции депутатских фракций в парламенте.
После торжественного открытия третьей сессии народные депутаты рассмотрели проекты постановлений относительно ситуации в Грузии. Всего на рассмотрение парламента представили двенадцать проектов, в которых давалась оценка произошедшим событиям, а также предлагались пути выхода из конфликтной ситуации. Кроме этого, было внесено предложение создать специальную комиссию по вопросам расследования фактов международной передачи Грузии оружия, товаров военного назначения и двойного использования и участия граждан Украины в вооруженном конфликте в Южной Осетии и Абхазии и временную специальную комиссию для согласования действий всех ветвей власти Украины в вопросе урегулирования конфликта на Кавказе, принять заявление о позиции Верховного Совета по поводу ситуации Кавказского конфликта. По итогам рассмотрения парламент принял постановление об образовании Временной следственной комиссии для проверки фактов поставок Грузии украинской военной техники с нарушением норм украинского законодательства и международного права. В то же время ни один из проектов постановлений о заявлении относительно позиции украинского парламента по поводу ситуации вокруг Южной Осетии и Абхазии не был поддержан.
Первый пленарный день новой сессии ознаменовался избранием заместителей спикера (должность первого заместителя досталась представителю Партии Регионов Александру Лавриновичу, а заместителя — БЮТовцу Николаю Томенко), принятием ряда законов, направленных на перераспределение полномочий между Президентом Украины, с одной стороны, и правительством и парламентом, с другой. Так, были приняты изменения в Закон Украины «О Кабинете Министров Украины», в частности исключены положения об обязательном согласовании с Президентом Украины инициатив по увольнению с должности министров иностранных дел и обороны. Отменяется также и право Президента Украины не вносить кандидатуру на должность Премьер-министра Украины на рассмотрение парламента. Кроме того, теперь КМУ не обязан обеспечивать выполнение Указов Президента Украины и решений Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Приняты также изменения в Закон Украины «О Службе безопасности Украины», согласно которым в случае отсутствия назначенного в соответствии с Конституцией и законами Украины председателя СБУ его обязанности возлагаются на исполняющего обязанности председателя СБУ, который назначается и увольняется парламентом по предложению не менее трети народных депутатов.
Кроме того, было преодолено вето Президента Украины на Закон Украины «О временных следственных комиссиях, специальную временную следственную комиссию и временные специальные комиссии Верховного Совета Украины».
Второй пленарный день был посвящен рассмотрению социальных и бюджетных законопроектов. Кроме того, по упрощенной процедуре были рассмотрены ратификационные законопроекты. А вот пленарное заседание 4 сентября началось с ожидаемого информирования спикером Арсением Яценюком о поступлении к нему решения фракции «НУ-НС» о выходе из коалиции демократических сил. Но плодотворной работе парламента это заявление не помешало. Повторно рассмотрев предложения Президента Украины к некоторым законам, народные депутаты преодолели вето и повторно приняли в целом Законы Украины «Об организации и порядке деятельности Верховного Совета Украины» и «О Дисциплинарном уставе Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины».
Далее были приняты два законопроекта, продолжившие тенденцию ограничения полномочий главы государства. Так, был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно исполняющих обязанности председателей местных государственных администраций)». В частности, упразднено положение, в соответствии с которым Президент имеет право отклонять предложенную КМУ кандидатуру на должность председателя местной государственной администрации, а также норма, что председатели местных госадминистраций назначаются на срок полномочий Президента Украины. А Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О прокуратуре» предусматривается, что Генпрокурор может быть уволен только по согласию парламента. Отметим поспешность принятия этого закона — соответствующий законопроект был внесен 4 сентября, в этот же день согласован в Генеральной прокуратуре Украины, поддержан на внеочередном заседании профильного комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, и принят в первом чтении и в целом.
Отметим, что все принятые законы вступят в силу не раньше, чем будут подписаны Президентом Украины и опубликованы. К тому же в отношении части из них он имеет право применить вето.
Несмотря на активную законодательную деятельность, а точнее — благодаря ей, над парламентом нависла очередная угроза роспуска, в этот раз связанная с изменениями коалиции.
Практически одновременно с прекращением существования коалиции de facto начали говорить о возможности досрочного прекращения полномочий парламента. В частности, Президент заявил о возможности такового в случае несвоевременного формирования коалиции депутатских фракций. Так, пункт 1 части 2 статьи 90 Конституции Украины предусматривает право главы государства досрочно прекратить полномочия парламента в случае, если на протяжении одного месяца в Верховном Совете Украины не сформирована коалиция депутатских фракций. Кроме того, необходимо помнить о положениях части 4 этой же статьи Основного Закона, устанавливающей годичный иммунитет парламенту, избранному на внеочередных выборах. Причем такой год начинается со дня избрания Совета. Таким образом, чтобы определить, когда же Виктор Ющенко получит право досрочно распустить парламент, необходимо определить два момента: когда начинается отсчет месячного срока для формирования коалиции и что считается моментом избрания Верховного Совета.
По мнению народного депутата Андрея Портнова (БЮТ), Президент Украины будет иметь основания для роспуска парламента после истечения 30-дневного срока, отсчет которого начинается спустя 10 дней с момента, когда фракция «НУ-НС» информировала БЮТ о том, что они выходят из коалиции. Что же касается определения момента избрания парламента, г-н Портнов считает, что его отсчет следует начинать со дня объявления официальных результатов выборов Центральной избирательной комиссией. Таким образом, конституционное право Президента на роспуск парламента возникнет через 40 дней с момента заявления «НУ-НС» о выходе из коалиции, но не раньше окончания годичного срока.
Несколько иной точки зрения придерживается Валерий Бондик, народный депутат Украины от Партии Регионов. По его мнению, отсчет месяца для формирования коалиции начинается со дня официального оглашения заявления о выходе из коалиции на пленарном заседании парламенте. Информирование, имевшее место 4 сентября с.г., не является таковым. Причем такое оглашение должно быть осуществлено на протяжении 10 дней со дня регистрации в парламенте. А вот течение годичного иммунитета г-н Бондик считает правильным отсчитывать от дня принятия присяги не менее чем 300 народными депутатами нового созыва.
Народный депутат Украины Екатерина Ващук (Блок Литвина) считает, что пока еще преждевременно говорить о перспективах внеочередных выборов: «У Президента появятся основания для досрочного роспуска парламента, если в установленный законом срок не будет сформировано новое парламентское большинство, или же не будет подтверждена ранее существующая коалиция». К слову, коалицию можно будет считать сформированной также в случае, если демарши прекратятся и парламент вернется к нормальной деятельности, то есть коалиция будет «восстановлена».
По нашему мнению, исчислять срок избрания парламента со дня принятия присяги депутатами не корректно. Так, видится более целесообразным рассматривать в качестве момента избрания парламента официальное оглашение результатов выборов ЦИК: аналогично ситуации, когда Президент имеет право распустить парламент, если заседания новоизбранного парламента не могут начаться на протяжении 30 дней со дня официального оглашения результатов. В данном случае — 15 октября 2007 года.
Следовательно, если 4 сентября было зарегистрировано заявление «НУ-НС» о выходе из коалиции, то не позже 14 сентября оно должно быть оглашено. После этого, не позже 14 октября, должна быть сформирована коалиция. Иначе Президент получит право досрочно прекратить полномочия парламента. Если разделять точку зрения Андрея Портнова, то реализовать их он сможет уже 16 октября. Интересно, сможет ли Президент реализовать свое право, если коалиция будет создана 15 октября?
Когда данный материал готовился к печати, завершилась экстренная пресс-конференция министра юстиции Николая Онищука, который дал свою оценку происходившим на минувшей неделе событиям. В частности, он отметил, что ряд принятых в эту сессионную неделю законов, а именно: изменения в законы о Кабинете Министров Украины, Конституционном Суде Украины, Службе безопасности Украины, временных и специальных комиссиях Верховного Совета и порядке его работы, — не соответствуют положениям Конституции. Также г-н Онищук заявил об отсутствии правовых оснований для досрочных выборов Президента Украины в нынешней политической ситуации, поскольку ни одно из обстоятельств для такого — отставка, невозможность исполнять свои полномочия по состоянию здоровья; смешение с должности в порядке импичмента или смерть — не имеют места быть.
Что же касается правовых последствий прекращения коалиции, в связи с заявлением «НУ-НС», то они следующие: Премьер-министр утрачивает возможность вносить представления о назначении или увольнения министров, если в 10-дневный срок после выхода фракции коалиция не будет возобновлена. При этом увольнение министров может осуществляться только по представлению Премьера, а в отсутствие коалиции такое право у него отсутствует. Таким образом, ныне увольнение с должностей членов КМУ не может быть осуществлено.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…