Законодательство Украины, регулирующее вексельное обращение, состоит из Женевских вексельных конвенций 1930 года, Закона Украины «Об обращении векселей на Украине», Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», Закона Украины «О банках и банковской деятельности», а также других законов и нормативных актов КМУ, НБУ, ГКЦБФР и др.
Несмотря на обилие и разнообразие нормативно-правовых актов, регулирующих сферу обращения векселей, а скорее, именно из-за этого разнообразия украинское законодательство в этой сфере трудно назвать совершенным. Оно, безусловно, нуждается в существенной доработке и гармонизации.
В Верховном Совете Украины зарегистрирован проект Закона Украины № 3041 от 6 августа 2008 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обращения векселей» (проект), который является попыткой усовершенствования законодательства в сфере обращения векселей.
В первую очередь, необходимо отметить, что существенные изменения предполагается внести непосредственно в Закон Украины «Об обращении векселей на Украине». Так, в статье 3 Закона положение, согласно которому органы исполнительной власти, местного самоуправления, а также учреждения и организации, которые финансируются за счет Государственного бюджета, бюджета Автономной Республики Крым или местных бюджетов, обязуются и приобретают права по переводным и простым векселям только в случаях и в порядке, определенных Кабинетом Министров Украины, предлагается заменить положением, согласно которому указанные субъекты могут выступать векселедателем, трассантом, индоссантом или индоссатом в случаях и в порядке, определенных Кабинетом Министров Украины.
Также в статью 3 Закона предлагается добавить положение, в соответствии с которым во время проведения расчетов с Государственным бюджетом запрещается использовать векселя. Исключением из этого правила должны стать налоговые векселя, а также простые векселя, выданные в соответствии с Законом Украины «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях» и Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость». В эту же статью предлагается внести запрет на предоставление отсрочки относительно сроков оплаты налоговых обязательств субъектов хозяйственной деятельности по налогам и сборам, а также запрет на использование простых и переводных векселей во время проведения расчетов с местными бюджетами.
Статью 5 Закона предполагается дополнить положениями, регулирующими подписание векселей уполномоченными лицами. Так, согласно проекту, в случае если вексель подписывается уполномоченным лицом от имени юридического лица, то в текст векселя включается ссылка на внутренние документы юридического лица, в соответствии с которыми уполномоченное лицо имеет право подписывать векселя. В случае если вексель подписывается уполномоченным лицом от имени физического лица, в текст векселя включается ссылка на доверенность физического лица, согласно которой уполномоченное лицо имеет право подписывать вексель.
Также в статью 5 Закона предлагается ввести положение, регулирующее подписание векселей физическими лицами — предпринимателями. В соответствии с проектом вексель подписывается от имени физических лиц — предпринимателей собственноручно указанным лицом или уполномоченным им лицом с указанием даты и номера записи в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц, а также паспортных данных векселедателя или трассанта. Подпись на векселе скрепляется печатью, в случае ее наличия.
Далее проект предусматривает изменение редакции статьи 8 Закона. Новая редакция статьи предусматривает, что вексель, опротестованный нотариусом в установленном законом порядке, является исполнительным документом, кроме векселя, опротестованного в недатировании акцепта.
С целью установления ответственности за нарушения в сфере вексельного обращения Закон предлагается дополнить статьей 131, предусматривающей административную ответственность за указанные нарушения. Согласно проекту, к таким нарушениям относятся: выдача векселей без наличия денежного долга за фактически поставленные товары, выполненные работы, предоставленные услуги или без определения в соответствующем договоре условий проведения расчетов с применением векселей или с указанием суммы платежа по векселю, которая является большей, чем сумма обязательств трассата перед трассантом или векселедателем (по переводному векселю — трассанта) перед лицом, которому или по распоряжению которого должен быть осуществлен платеж. В качестве ответственности за указанные нарушения проектом предусмотрен штраф который должен взыскиваться с субъекта хозяйствования — векселедателя.
Также в статье 131 проекта органам Государственной налоговой службы, органам Государственной контрольно-ревизионной службы, Национальному банку Украины, Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку предоставляется право составлять протоколы о нарушениях требований этой статьи в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушених.
Рассмотрение дел о нарушениях требований статьи 131 проектом предполагается отнести к компетенции судов первой инстанции.
Помимо внесения изменений непосредственно в Закон Украины «Об обращении векселей на Украине», проект предусматривает также внесение ряда изменений и в другие законы с целью приведения их в соответствие с указанным Законом.
Так, Кодекс Украины об административных правонарушениях планируется дополнить новой статьей 1635 «Нарушение условий выдачи векселей», которой предусматривается административная ответственность за нарушение условий выдачи векселей. Положения этой статьи, по сути, дублируют положение части первой статьи 131 Закона Украины «Об обращении векселей на Украине», предусмотренной проектом. Единственным отличием является уточнение относительно субъекта, на которого будет налагаться штраф. Согласно проекту статьи 1635, штраф должен взыскиваться с физического лица — векселедателя или с должностного лица юридического лица — векселедателя.
Изменения планируется внести и в статью 221 Кодекса об административных правонарушениях, которая устанавливает компетенцию районных, районных в городе, городских и горрайонных судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Проектом к компетенции указанных судов относится рассмотрение дел о правонарушениях, предусмотренных проектом статьи 1635 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Также проектом предусмотрено внесение дополнения в статью 255 Кодекса об административных правонарушениях, согласно которому протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 1635, могут составлять уполномоченные должностные лица органов Государственной налоговой службы, Национального банка Украины, Государственной контрольно-ревизионной службы и Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовой бирже.
Проектом предполагается внесение изменений в статьи 50 и 78 Бюджетного кодекса Украины, которые приводятся в соответствие с изменениями статьи 3 Закона Украины «Об обращении векселей на Украине» в части запрета использования векселей для расчетов с Государственным бюджетом и местными бюджетами, а также запрета на предоставление отсрочек относительно сроков оплаты налоговых обязательств субъектов хозяйственной деятельности по налогам и сборам.
С целью выполнения требований статьи 12 Закона Украины «Об обращении векселей на Украине», которой предусмотрен запрет на использование векселей в качестве взноса в уставный фонд хозяйственного общества, в проекте предусмотрено внесение дополнений в статью 13 Закона Украины «О хозяйственных обществах» и в статью 86 Хозяйственного кодекса Украины. Данными изменениями в перечень активов, которые запрещается использовать для формирования уставного фонда хозяйственного общества, включаются векселя.
Также проект предусматривает внесение изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве». Статью третью Закона предполагается добавить пунктом 41, согласно которому опротестованные нотариусом векселя, кроме векселей, опротестованных в недатировании акцепта, подлежат исполнению Государственной исполнительной службой.
Таким образом, проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обращения векселей» предусматривает некоторые ограничения обращения векселей, конкретизацию порядка подписания векселей, введение ответственности за нарушения условий выдачи векселей, а также приведение отдельных законодательных актов в соответствие с Законом Украины «Об обращении векселей на Украине». Безусловно, такие изменения являются позитивными и будут способствовать более четкому урегулированию отношений в сфере обращения векселей.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…