Вступил в силу приказ Министерства промышленной политики Украины «Об утверждении Положения о реструктуризации предприятий» № 460 от 18 июля с.г. Данный приказ устанавливает новую редакцию указанного Положения, претерпевшую основные изменения в части разработки и внедрения плана реструктуризации предприятия. В частности, данный порядок распространяется на государственные предприятия, подчиненные Министерству промышленной политики, и хозяйственные организации, в уставных фондах которых корпоративные права государства превышают пятьдесят процентов и функции по управлению корпоративными правами которых принадлежат Министерству промышленной политики.
Теперь такой порядок реструктуризации государственного предприятия или хозяйственной организации предусматривает не только принятие решения о реструктуризации, создание комиссии по реструктуризации, а также разработку и внедрение плана реструктуризации, но и контроль за проведением такой реструктуризации. Однако сразу стоит отметить, что хотя Положение и обновили, но нормы, касающиеся проведения такого контроля, в нем остались прежними и достаточно общими. Так, установлено, что правление хозяйственной организации (руководитель государственного предприятия) не позже двадцати пяти дней после окончания каждого квартала готовит и подает в Минпромполитики информацию об исполнении мер, предусмотренных планом реструктуризации, и объяснительную записку относительно неисполнения мер такого Плана. В свою очередь, Минпромполитики на протяжении пяти дней после получения информации об исполнении всех таких мер принимает приказ о прекращении реструктуризации. Но такой вариант предусматривает только случай, при котором все меры выполнены и вся необходимая информация предоставлена в полном объеме, зачастую же так бывает не всегда. А вот других возможных вариантов «развития событий» Положение не предусматривает. Кроме того, достаточно часто функция контроля госоргана предусматривает не только получение информации о деятельности, но и, что немаловажно, проверку такой информации. Так вот, в данном случае непонятно, будет ли такая информация проверяться или просто достаточно будет ее подать в Минпромполитики для получения приказа о завершении реорганизации, а если же и будет проверяться, то, каким образом это будет происходить, остается также неясным.
Для обеспечения разработки условий реструктуризации, решения вопросов, связанных с проведением работы относительно реструктуризации и осуществления за ней контроля, создается комиссия по реструктуризации. В ее состав входят представители Минпромполитики, а также по согласию могут быть включены представители государственного предприятия или правления хозяйственной организации, наблюдательного совета хозяйственной организации, органа, представляющего интересы трудового коллектива (профсоюзного комитета или совета трудового коллектива), местных органов исполнительной власти и/или органов местного самоуправления для решения вопросов относительно землепользования хозяйственной организации, подлежащей реструктуризации.
Что же относительно основных изменений в Положение, то, как уже отмечалось, они коснулись разработки и внедрения плана реструктуризации. Так, в частности, в случае отчуждения объектов государственной собственности при реструктуризации проект плана разрабатывается только при наличии экспертной оценки стоимости объектов и экспертной оценки земельных участков, на которых размещены отчуждаемые объекты. Отметим, что ранее в случае окончания срока действия экспертной оценки по причинам, зависящим от предприятия, ему следует осуществить новую экспертную оценку, а непосредственно отчуждение могло проводиться исключительно с земельными участками, на которых размещены такие объекты, и только путем аукциона. На данный момент такое положение изъято и предусматривается лишь то, что отчуждение таких объектов будет проводиться в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кроме того, в Положении закреплены нормы о том, что решение о проведении реструктуризации государственного предприятия принимается Кабинетом Министров Украины, если такое предприятие находится в перечне предприятий, не подлежащих приватизации. А при проведении реструктуризации таких предприятий, в случае, если меры реструктуризации предусматривают отчуждение государственного имущества, то решение о предоставлении согласия на отчуждение недвижимого имущества, а также воздушных и морских судов, судов внутреннего плаванья и движимого состава железнодорожного транспорта принимается субъектами управления исключительно по согласованию с Фондом государственного имущества Украины, в соответствии с Порядком отчуждения объектов государственной собственности.
Также обязательного согласования с Фондом государственного имущества требует и тот случай, когда планом реструктуризации предусмотрено создание новых субъектов хозяйственной деятельности. А в случае создания таких субъектов хозяйствования проектом плана обязательно должен предусматриваться переход обязательств к новосозданным субъектам пропорционально имуществу, которое переходит к ним. Также предусматривается, что условия реструктуризации предприятия в установленном порядке согласовываются Кабинетом Министров Украины, если объект государственной собственности, относительно которого принято решение о реструктуризации, находится в перечне предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства.
В свою очередь, план реструктуризации государственного предприятия и хозяйственной организации, функции по управлению ста процентами акций которого принадлежат Минпромполитики, утверждается приказом Минпромполитики, план реструктуризации хозяйственной организации, акции которой частично проданы, утверждается высшим органом такой организации (в таком случае Минпромполитики может инициировать в установленном порядке созыв внеочередного общего собрания акционеров организации).
Как установлено, общий срок внедрения плана реструктуризации не должен превышать одного года со дня даты утверждения этого плана. Решение же о приостановке реструктуризации принимается по представлению комиссии:
— в случае окончания срока исполнения мер реструктуризации, если в Минпромполитики в течение семи дней до их окончания от руководства государственного предприятия, правления или наблюдательного совета хозяйственной организации или же комиссии не поступило предложений относительно продления срока исполнения мер по реструктуризации;
— в случае принятия решения о санации или ликвидации в процессе производства дела о банкротстве.
Также стоит отметить тот факт, что план реструктуризации разрабатывается в соответствии с примерным планом реструктуризации и досудебной санации, который утверждается Министерством промышленной политики. Ранее же предусматривалось, что он будет разрабатываться в соответствии с типовым планом реструктуризации и досудебной санации, который был утвержден одним приказом со старой редакцией Положения о порядке реструктуризации предприятий. Теперь же такое Положение утверждено отдельным приказом, который полностью отменяет ранее действующий, в том числе и типовой план, но на замену ему пока не был принят новый документ, утверждающий указанный примерный план реструктуризации и досудебной санации. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время следует ожидать либо новую редакцию такого плана, либо же, как часто бывает, пользоваться уже отмененным, но все же актуальным типовым планом реструктуризации и досудебной санации.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…