О необходимости модернизации Конституции Украины 1996 года в кулуарах власти заговорили практически с момента ее принятия. Показательно, что инициатором внесения изменений в Конституцию стала именно власть, рассматривающая Основной Закон исключительно в качестве объекта политической борьбы. Это подтверждают провалившаяся попытка новеллизации текста Конституции на основе референдума 2000 года и в еще большей степени изменения, внесенные в 2004 году.
В настоящее время Президент поставил вопрос о принятии новой Конституции Украины на всеукраинском референдуме, представляя это как способ преодоления сложившегося в стране конституционного кризиса. В связи с этим возникает ряд вопросов: во-первых, что такое конституционный кризис и имеет ли он место в настоящее время на Украине, во-вторых, легитимно ли принятие Конституции путем референдума, объявленного Президентом Украины, и в-третьих, является ли принятие новой Конституции способом преодоления конституционных кризисов.
Итак, что такое конституционный кризис? Он представляет собой наиболее острую и сложную форму конституционного конфликта, при котором происходит девальвация Конституции, обнаруживается резкое несоответствие ее общественной практике, то есть Конституция в целом или ее часть вступает в радикальное противоречие с реальными общественными отношениями. Можем ли мы утверждать, что нынешняя Конституция вступила в противоречие с общественной практикой? Конечно, некоторые провозглашенные Конституцией цели не достигнуты, не все предоставленные ею права и свободы реализуются, сама Конституция не лишена пробелов и коллизий… Однако, она не содержит норм, закрепляющих отжившие отношения, тормозящих дальнейшее прогрессивное развитие.
Таким образом, налицо единственное противоречие — закрепленный Конституцией механизм разделения властей не соответствует их представлению об этом. Это означает, что проблема не в самой Конституции (ее тексте) — проблема во власти, в ее неумении и нежелании соблюдать Конституцию. Потому налицо не конституционный кризис, а политический. Ведь речь идет не о пересмотре основ конституционного строя, каталога прав человека, вопросов осуществления прямого народовластия, но исключительно о механизме властеотношений, распределении полномочий между основными политическими фигурантами. Политический кризис, несомненно, может перерасти в конституционный при дальнейшем повсеместном нарушении норм Конституции субъектами ее охраны, при блокировании деятельности конституционных органов, разрастании масштабов правового нигилизма и конституционного популизма.
В прессе, в научной литературе, в политических кругах обсуждается возможность утверждения новой редакции Конституции (или же новой Конституции, или Закона о внесении изменений и дополнений к ней) на референдуме, который преподносится как наиболее демократический и единственно легитимный способ ее принятия. Да, действующая Конституция предусматривает в известных случаях внесение изменений в нее путем проведения всеукраинского референдума после определенной парламентской процедуры. Насколько это соответствует принципам, закрепленным в статье 5 Конституции, остается открытым вопросом. В любом случае парламентское утверждение проекта не просто обязательно, оно в рамках ныне действующей Конституции неизбежно! Подмена его другими процедурами, пусть даже самыми открытыми и демократичными, равнозначна противопоставлению конституционализма демократии.
Нарушение установленного порядка новеллизации текста Конституции станет неправовым источником нового правового состояния. Легитимность новой Конституции всегда будет оставаться под сомнением: одни политические силы получат основания не признавать новую Конституцию, а другие — старую. Это и будет называться конституционным кризисом, единственным выходом из которого станет принятие конституции конституционным путем. Таким путем является процедура, прописанная в разделе ХІІІ Конституции 1996 года. Его основной недостаток — отсутствие порядка принятия новой Конституции. В общем, создается впечатление, что нынешняя Конституция принималась навсегда…
Таким образом, модернизация Конституции — это способ преодоления конституционных кризисов исключительно при соблюдении конституционных предписаний относительно процедурных вопросов. В противном случае она может стать причиной возникновения такого рода кризисов.
Действующая Конституция Украины из трех способов конституционной модернизации признает лишь самый эволюционный — внесение изменений и дополнений. Два других способа — изложение Конституции в новой редакции и принятие новой Конституции — остались вне конституционного регулирования.
По сути, изложение Конституции в новой редакции процедурно равнозначно внесению изменений и дополнений в Конституцию, разница заключается лишь в количественном аспекте. Поэтому к изложению Конституции в новой редакции применимы положения раздела ХІІІ. Порядок же принятия новой Конституции законодательно не определен.
Решение Конституционного Суда Украины № 6-рп от 5 октября 2005 года (дело об осуществлении власти народом) отождествляет право народа на определение конституционного строя с его правом принять новую Конституцию путем референдума. Однако данный факт не устраняет существующий пробел в конституционно-правовом регулировании относительно принятия новой Конституции или внесения изменений в нее. Обязательность решений референдума все равно остается опосредованной органами государственной власти, которые обязаны не реализовать результаты референдума, а лишь рассмотреть и принять по ним решение. И, как показала практика рассмотрения результатов референдума по народной инициативе 2000 года, решение может быть и не принято, поскольку отсутствуют механизмы юридической ответственности высших органов государственной власти.
Обновление Конституции в части перераспределения полномочий высших органов власти и устранения пробелов и коллизий в ее тексте, естественно, необходимо. Кроме того, в обновленном конституционном тексте должны быть учтены все примеры конституционно-конфликтного опыта последнего времени и даны четкие ответы на ныне спорные вопросы. Также для обеспечения неуклонного и четкого исполнения конституционных предписаний в новом тексте Основного Закона следует существенно увеличить количество процедурных норм, устанавливающих четкий порядок взаимодействия и ответственности субъектов конституционного права.
Созданный Президентом Национальный конституционный совет по сути является ничем иным, как консультативным органом при Президенте Украины, который должен рассматриваться как оптимальный способ подготовки качественной модели конституционных преобразований. Такая модель включает в себя разработку самого проекта (текста обновленной Конституции) и выработку легитимного способа его принятия.
Если конституционная модернизация ограничится изменениями и дополнениями в разделы Конституции, регламентирующие функционирование органов власти, то она может быть осуществлена в порядке статей 155, 159 действующей Конституции. Последующее или предварительное утверждение этих изменений на референдуме только придаст им легитимность, обеспечит достижение общественно-политического консенсуса. И наоборот, пренебрежение конституционной процедурой внесения изменений в Основной Закон станет предпосылкой для возникновения кризисов.
Если все же конституционная модернизация будет осуществляться путем принятия новой редакции Конституции (то есть внесения изменений в разделы І, ІІІ, ХІІІ), то это должно происходить в порядке статей 156, 159 ныне действующей Конституции, согласно которым референдум — не единственная, а заключительная стадия процесса принятия Основного Закона.
И наконец, принятие новой Конституции Украины требует соблюдения ряда условий, без учета которых ее легитимность будет сомнительной. Первым шагом на пути к принятию новой Конституции должен стать новый Закон о референдумах, поскольку уровень существующего референдумного законодательства не выдерживает никакой критики. Кроме того, сама действующая Конституция должна регламентировать порядок принятия новой Конституции (на референдуме, в парламенте или специальным органом). Для этого необходимо внести соответствующие дополнения в раздел ХІІІ в порядке статей 156, 159 Конституции, то есть парламентским путем с последующим обязательным утверждением на референдуме. Оптимально это нужно осуществить одновременно с изменениями по текущим вопросам конституционной реформы (взаимодействие органов государственной власти, реформа местного самоуправления).
Далее, в соответствии с частью 2 пункта 4.4 мотивировочной части решения Конституционного Суда Украины № 3рп от 27 марта 2000 года (дело о всеукраинском референдуме по народной инициативе), если это не будет противоречить новой редакции Конституции и новому Закону о референдумах, следует провести консультативный референдум с целью «выяснить волю народа относительно необходимости принятия новой Конституции Украины». Параллельно целесообразно было бы предложить гражданам определить основные концептуальные начала новой Конституции (форма правления, форма государственного устройства и другие актуальные вопросы), в соответствии с которыми разрабатывался бы проект. Завершающей стадией этого процесса станет принятие и утверждение разработанного проекта в соответствии с действующим законодательством.
ЕЗЕРОВ Альберт — к.ю.н., Одесская национальная юридическая академия, г. Одесса
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…