Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из наиболее проблемных в администрировании налогов. Значительная доля судебных дел, которые возникают в сфере налогообложения, касаются именно этого налога. Но судебная практика административных судов пока еще не совсем однозначна. Некую ясность попытался внести Высший административный суд Украины (ВАСУ) информационным письмом от 2 августа 2010 года № 1172/11/13-10 «Относительно аннулирования регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость», обнародованного недавно в базе законодательства на официальном сайте Верховного Совета Украины.
Прежде всего, ВАСУ разъяснил, что суды не могут принимать решение об аннулировании регистрации плательщика НДС. Так, согласно абзацу 7 пункта 9.8 статьи 9 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (Закон), аннулирование регистрации по основаниям, указанным в подпункте «а» этого пункта, осуществляется по заявлению налогоплательщика. Аннулирование регистрации по основаниям, определенным в подпунктах «б» — «ґ» этого пункта, — по инициативе соответствующего налогового органа или такого лица.
В любом случае решение об аннулировании свидетельства о регистрации плательщика НДС принимается налоговым органом.
С учетом сказанного, административные суды не имеют права рассматривать исковые требования налоговых органов об аннулировании свидетельства о регистрации плательщика НДС, поскольку суд не может подменять собой компетентные государственные органы, уполномоченные на принятие соответствующего решения.
В случае предъявления налоговым органом иска об аннулировании, судам надо отказывать в открытии производства по административному делу на основании пункта 1 части 1 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины, а открытое производство следует закрывать на основании пункта 1 части 1 статьи 157 КАС Украины.
Также ВАСУ обращает внимание судов на то, что аннулирование свидетельства плательщика НДС, в частности по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «ґ» пункта 9.8 статьи 9 Закона, не исключает возможности повторной дальнейшей регистрации лица плательщиком НДС.
Вместе с тем такое лицо не лишено права обжаловать в административном суде решение об аннулировании предыдущей регистрации плательщика НДС, если считает такое решение противоправным.
В случае вступления в силу решения об удовлетворении таких исковых требований и признания противоправным решения об аннулировании регистрации плательщика НДС, соответствующее решение налогового органа считается противоправным с момента его принятия.
Это означает, что решение налогового органа не порождает никаких правовых последствий. Поэтому противоправно аннулированное свидетельство плательщика НДС надо считать действительным на протяжении всего времени с момента его выдачи, в том числе в период от принятия противоправного решения об аннулировании такого свидетельства до вступления в силу соответствующего решения суда.
При этом ВАСУ подчеркивает, что если в этот период плательщику НДС было выдано новое свидетельство, то оно также является противоправным. Вместе с тем, по содержанию статьи 162 КАС Украины, суд во время принятия решения об отмене незаконного решения субъекта властных полномочий имеет право определять, с какого момента соответствующее решение теряет силу. Суд определяет, что решение субъекта властных полномочий является отмененным с момента вступления постановления в законную силу, то есть только на будущее, если на основании этого решения возникли правоотношения, которые целесообразно сохранить, поскольку иначе будет нанесен значительно больший вред субъектам правоотношений, чем предупрежденный.
ВАСУ рекомендует признавать решение о повторной регистрации лица плательщиком НДС отмененным со дня вступления в силу решения суда, а также признавать правомерными действия лица, осуществленные на основании повторного свидетельства.
Эти рекомендации, отметим, указывают на то, что в определенный период времени у одного лица будет все же два свидетельства о регистрации его плательщиком НДС.
Отдельно ВАСУ обращает внимание, что судам не стоит широко толковать положения подпункта «в» пункта 9.8 статьи 9 Закона, по которому основанием для аннулирования регистрации является смена режима налогообложения плательщика НДС, в случае перехода на единый налог, упрощенную систему «или по каким-либо другим причинам».
ВАСУ акцентирует внимание, что такие «другие» причины касаются исключительно возможных оснований, по которым плательщик налога освобождается от уплаты НДС. Такими причинами могут быть судебное решение, нормативный или другой акт компетентного органа, вследствие которого плательщик НДС теряет обязательство по начислению и/или уплате НДС.
Кроме этого, ВАСУ разъяснил правила установления факта отсутствия поставок на протяжении 12 последовательных налоговых месяцев, что является основанием для аннулирования регистрации плательщика НДС согласно подпункту «ґ» пункта 9.8 статьи 9 Закона.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…