На рассмотрении парламента находится ряд законопроектов, направленных на комплексное реформирование правоохранительных органов Украины. Инициатором большинства этих законопроектов является народный депутат Украины Геннадий Москаль. Нельзя сказать, что его идеи находят широкую поддержку среди народных депутатов и, тем более, специалистов Главного научно-экспертного управления парламента: признавая необходимость и рациональность изменений, вышеуказанные лица в то же время обращают внимание на «нюансы» — отдельные нормы законопроектов, которые не могут быть приняты и реализованы в рамках существующей ныне на Украине правовой системы. Таким образом, законопроекты г-на Москаля регулярно возвращаются на доработку, вносятся повторно, иногда уже в соавторстве с членами профильного парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности.
Не стал исключением и законопроект «Об оперативно-розыскной деятельности». В новой доработанной редакции (в соавторстве с Виктором Швецом, Владимиром Сивковичем, Владимиром Малышевым, Валерием Бевзом и Василием Грицаком) устранены наиболее серьезные несоответствия, но даже в таком виде законопроект содержит довольно радикальные предложения усовершенствования оперативно-розыскной деятельности на Украине.
Законопроектом предлагается закрепить ряд положений относительно обеспечения соблюдения прав и свобод человека в ходе проведения оперативно-розыскной деятельности (соответствующие нормы законопроекта разрабатывались с учетом практики европейского суда по правам человека), а также повышения эффективности этой деятельности в условиях развития информационных и телекоммуникационных технологий — перечень оперативно-розыскных мероприятий дополнен такими разновидностями, как «компьютерная разведка», «снятие информации с удаленного компьютера», «установление месторасположения радиоэлектронного устройства».
Отметим, что у Главного научно-экспертного управления возникли сомнения относительно установления четкого перечня оперативно-розыскных мероприятий, поскольку на практике может возникнуть необходимость применения других мероприятий, не закрепленных в законе, что, согласно логике законопроекта, будет неправомерным. Дефиниции отдельных мероприятий настолько обобщены, что возникают сомнения в необходимости их выделения как отдельного следственного мероприятия. Например, уже упоминавшаяся компьютерная разведка определяется как «оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в целеустремленном активном поиске и получении открытой информации из компьютерных систем и сетей с целью выявления сведений криминогенного и уголовного характера».
Также среди предложений законопроекта — регламентирование средств и методов, которые могут применяться в ходе ОРД, уточнение основания ее проведения ввиду необходимости осуществления общей и индивидуальной профилактики преступлений. Существенно расширены гарантии законности во время осуществления ОРД, в частности, значительно расширены полномочия прокуратуры при осуществлении надзора. Отдельное внимание уделено гарантированию прав и интересов лиц, вовлекающихся в выполнение заданий ОРД — предлагается определить особенности их материального поощрения.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…