Налоговое законодательство Украины, а особенно практика его применения, изобилует «белыми пятнами» и «нюансами», разобраться в которых довольно-таки сложно даже профессиональному юристу, экономисту или бухгалтеру. Все более популярным, особенно в сфере крупного бизнеса, является привлечение специальных консультантов по вопросам налогообложения. Подобный вид услуг зачастую предоставляется крупными аудиторскими, консалтинговыми или юридическими компаниями, налоговое консультирование «в чистом виде» распространено значительно меньше. При этом профессия «консультант по налогам и сборам (налоговый консультант)» введена в Государственный классификатор профессий Украины еще в 2004 году. В начале 2008 года на Украине насчитывалось около 200 сертифицированных налоговых консультантов (по данным Союза налоговых консультантов Украины — всеукраинской профессиональной независимой общественной организации, действующей с 2001 года). Для сравнения, в Польше около 8 тыс. налоговых консультантов, Германии — более 80 тыс., а в России — около 5 тыс. Ситуация может измениться в лучшую сторону в случае принятия Закона Украины «О налоговом консультировании». Соответствующий законопроект (регистрационный № 2745) зарегистрирован в Верховном Совете Украины народным депутатом Екатериной Ващук. Законопроектом предлагается урегулировать отношения, связанные с деятельностью по налоговому консультированию, определить правовые, организационные принципы этой деятельности, правовой статус налоговых консультантов Украины, статус профессионального объединения налоговых консультантов.
Консультирование «от Альфы до Омеги»
Понятие налогового консультирования, согласно законопроекту, довольно обширно и включает в себя такие направления, как: предоставление консультационных услуг физическим и юридическим лицам, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, по вопросам определения и реализации их прав и обязанностей как плательщиков налогов и сборов, применения законодательства о налогах и сборах; предоставление необходимых рекомендаций относительно определения базы налогообложения, расчета налогов и сборов, использование льгот отдельными плательщиками налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством, соблюдение установленного порядка начисления и уплаты налогов и сборов, разработка вариантов организации налогообложения с учетом специфики деятельности юридических и физических лиц. Кроме того, к налоговому консультированию законопроектом отнесено информирование об изменениях в налоговом законодательстве и предоставление разъяснений относительно практического применения соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов.
Юридические и физические лица — плательщики налогов и сборов будут иметь право возложить ведение налогового учета и составление налоговой отчетности по всем налогам и сборам или по отдельным налогам на налогового консультанта или на соответствующую фирму. К налоговому консультированию также предлагается отнести проведение проверки налогового учета плательщиков налогов и сборов на соответствие действующему налоговому законодательству и выполнение задания по предоставлению уверенности относительно налоговой отчетности по заказу налогоплательщиков в соответствии с нормами и правилами налогового консультирования. Кроме этого, в рамках налогового консультирования предполагается представительство интересов юридических и физических лиц в органах, осуществляющих контроль за начислением и уплатой налогов и сборов, а также судебных органах.
Сертифицированный tax advisor
Налоговым консультантом, согласно законопроекту, может быть только гражданин Украины. Для приобретения правового статуса налогового консультанта физическое лицо должно иметь законченное высшее образование, стаж работы по экономической или юридической специальности не менее 5 лет, последипломное образование (подготовку) в отрасли налогообложения, успешно сдать квалификационные экзамены и получить сертификат о присвоении квалификации консультанта по налогам и сборам. Сертификат выдается сроком на 5 лет и является документом, удостоверяющим право на внесение в Единый реестр налоговых консультантов (обязанности по ведению Реестра предлагается возложить на Союз налоговых консультантов Украины).
Налоговый консультант сможет заниматься профессиональной деятельностью индивидуально, создать соответствующее юридическое лицо (предприятие, фирму), объединяться с другими налоговыми консультантами в союз. Интересно, что руководителем юридического лица, осуществляющего деятельность по налоговому консультированию, сможет быть только налоговый консультант.
Налоговым консультантам предлагается запретить непосредственно заниматься торговой, посреднической и производственной деятельностью, что не исключает их права получать дивиденды от акций и доходы от других корпоративных прав.
Деятельность налоговых консультантов будет осуществляться по нормам и правилам, разрабатываемым профессиональной организацией налоговых консультантов (Союзом налоговых консультантов Украины) и утверждаться ее съездом. Кроме того, в целях разработки и введения общих подходов, общепринятых документов и нормативных актов при Министерстве финансов Украины будет создаваться методологический совет по вопросам налогов и сборов.
Обратим внимание на то, что законопроект определяет полную независимость налоговых консультантов и их организаций. В частности, предлагается запретить любое вмешательство в практическое осуществление налогового консультирования, требование от налогового консультанта, должностных лиц и технических работников предприятий налоговых консультантов сведений, составляющих тайну налогового консультирования. Предметом тайны налогового консультирования являются вопросы, по которых гражданин или юридическое лицо обращались к налоговому консультанту, суть консультаций, советов, рекомендаций, разъяснений и других сведений, полученных налоговым консультантом.
Отдельной статьей в законопроекте определены права и обязанности налогового консультанта. При осуществлении своей профессиональной деятельности налоговый консультант, в частности, будет иметь право: представлять и защищать права и интересы физических и юридических лиц во всех судах судебной системы Украины; беспрепятственно ознакомляться у любых юридических лиц с необходимыми документами и материалами; получать письменные заключения специалистов по вопросам, требующим специальных знаний; присутствовать при рассмотрении своих жалоб и давать пояснения по сути поданных жалоб.
От «саморегулирования» до «госрегулирования»
В заключение отметим, что в мировой практике выделяются две существенно отличающиеся друг от друга системы регулирования правовых отношений на рынке налогового консультирования. Это, во-первых, система «государственного регулирования», когда нормативная база для налогового консультирования в основном кодифицирована законом и адресатами этого закона она при необходимости лишь уточняется или дополняется, и, во-вторых, система «саморегулирования», когда нормативная база для налогового консультирования установлена самими действующими лицами. Система «государственного регулирования» означает, что в данной стране есть специальный закон о налоговом консультировании и существует профессиональное объединение, созданное и действующее на основе этого закона, поддерживая его осуществление и контролируя его выполнение. В странах с выраженной системой «саморегулирования» обычно нет специального закона, регулирующего налоговое консультирование. Профессиональное объединение при этом (а в отдельных странах может быть более одного), как правило, создано на частноправовой базе и исключительно действует на основе самому себе поставленных правил и норм. Членами профорганизации становятся лица, отвечающие требованиям для вступления в нее, но на добровольных началах. Таким образом, собственные нормативные положения, изданные объединением, обязывают только его членов.
После возможного принятия вышеуказанного законопроекта Украина перейдет от модели «саморегулирования» к «государственному регулированию» налогового консультирования. Такой шаг представляется оправданным для становления молодой профессии, когда без четких правил игры не обойтись, главное — «не увлечься» и «не зарегулировать»…
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…