Стремительное развитие цифровых технологий способствует трансформированию финансовых услуг и появлению множества новых продуктов и услуг в отрасли FinTech. Важным аспектом в данном процессе остается необходимость соответствия установленным нормативным целям и обязательствам, что не всегда представляется возможным в отношении новаторских продуктов ввиду отсутствия у регулятора понимания и опыта по регулированию их использования. Указанное приводит к тому, что инновационные идеи неизбежно требуют изменения самой системы регулирования с учетом новых бизнес-моделей, рисков и неопределенностей в нормативных подходах. Более того, сами регулирующие органы различных стран все больше стремятся стать частью инновационного процесса, создавая собственные технические возможности для использования инструментов, продуктов и услуг, способных улучшить функции надзора, соблюдения и отчетности.
Финансовый регулятор Соединенного Королевства стал новатором среди своих коллег во всем мире в отношении регулирования процеса внедрения новых технологий, продуктов и услуг FinTech, появившихся в последние годы. В рамках разработки стратегии для практической реализации целого ряда инициатив в сфере FinTech Службой по финансовому регулированию и надзору Соединенного Королевства (Financial Conduct Authority UK (FCA) был проведен опрос среди компаний, разрабатывающих инновационные технологии, продукты и услуги, по результатам которого идентифицирован ряд проблем и задач, возникающих перед компаниями. В числе таких проблемам и задач указаны:
— отсутствие правовой ясности для инновационных компаний в отношении применения норм и системы регулирования;
— сложности в открытии банковских счетов, поскольку некоторые банковские учреждения отказываются открывать счета отдельным видам бизнеса;
— неопределенность относительно правового регулирования оборота цифровых валют, что не позволяет компаниям экспериментировать со связанными с ними технологиями, которые могли бы принести пользу потребителям;
— ограниченность информационных каналов, через которые можно получить информацию о режиме регулирования.
Платформа для инноваций
Чтобы решить указанные проблемы и задачи, FCA стремилась обеспечить платформу для взаимодействия и предоставления поддержки компаниям-новаторам в вопросе понимания новых возможностей и решения проблем, выявленных в рамках этого процесса сотрудничества. Как результат, с 2013 года FCA применяет инновационные проекты и специальные регулирующие режимы, первым из которых стал Project Innovate, в дальнейшем трансформировавшийся в Sandbox.
Project Innovate предусматривался для содействия регулятором исследованию инновационных идей, появление которых неизбежно требует изменений самой системы регулирования. Таким образом, Project Innovate стал реакцией на быстрое развитие цифровых технологий, трансформирующих финансовые услуги за счет роста отрасли FinTech. Поскольку инновационный проект FCA оказался вполне востребованным, регуляторный орган решил пойти дальше и разработал отдельную регулируемую нормативную среду Sandbox.
Регуляторный режим Sandbox представляет собой особый правовой режим, который заключается в предоставлении «безопасного пространства» компаниям, занимающимся разработкой новых финансовых продуктов и услуг, с целью испытания инновационных идей, бизнес-моделей и механизмов по их внедрению в контролируемой среде без риска нарушения финансового законодательства. Такой режим позволяет тестировать новые и инновационные продукты FinTech по широкому спектру сценариев и переменных, способствуя тому, чтобы новые продукты были рабочими и надежными, прежде чем они выйдут на рынок.
Впервые режим Sandbox был введен в Соединенном Королевстве в 2015 году. С тех пор более чем в 20 странах мира созданы аналогичные регуляторные Sandbox, среди которых Сингапур, Австралия, Объединенные Арабские Эмираты, Канада, Нидерланды, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Гонконг, Швейцария, Эстония, Польша и другие.
Для тестирования разработанной инновационной идеи в сфере финансовых услуг любая компания независимо от размера, страны или авторизации в FCA может принять участие в наборах группы Sandbox, которые проводятся не более двух раз в год продолжительностью до шести месяцев. Компании, которые приняли участие в предыдущих наборах Sandbox в Соединенном Королевстве, тестировали инновационные технологии, продукты и услуги, применимые в различных направлениях в финансовой сфере, таких как розничные банковские услуги, общее страхование, розничное кредитование, пенсии, инвестиции и другие.
Следует отметить, что единые правила и положения процесса проведения Sandbox в Соединенном Королевстве регуляторным органом не установлены, и позиционируется, что параметры и условия тестирования инновационного продукта будут совместно созданы компанией и FCA индивидуально для конкретного тестируемого проекта.
Алгоритм реализации
Несмотря на отсутствие регулирования процедуры проведения Sandbox, учитывая опыт предыдущих наборов, алгоритм реализации регуляторного Sandbox в Соединенном Королевстве следующий.
Первый этап предполагает объявление регулятором о наборе группы Sandbox. FCA анонсирует на своем сайте общие рекомендации и собственные ожидания от потенциальных участников и приглашает компании, желающие протестировать инновационные идеи, принять участие в очередном наборе группы.
Второй этап в процессе проведения Sandbox — направление компаниями-претендентами заявлений с описанием новаторского решения и его соответствия стандартам и критериям приемлемости FCA.
После получения заявлений от претендентов регулятор анализирует их на предмет соответствия критериям приемлемости, оценивает бизнес-модели и предложения инновационных продуктов и принимает решение о приемлемости/неприемлемости заявления. Следует отметить, что FCA тщательно подходит к отбору претендентов, и по итогам анализа заявлений компаний-претендентов к участию в Sandbox допускаются в среднем лишь третья часть компаний от заявленного количества.
Следующим шагом для тестирования идеи компании является согласование параметров и условий испытания инновационных продуктов, услуг, бизнес-моделей и механизмов по их внедрению в контролируемой среде. Каждая компания, которая проводит тесты в Sandbox, совместно с регулятором разрабатывает и утверждает параметры тестирования, иными словами, определяет правила игры, которые в дальнейшем обязуется соблюдать в процессе тестирования продукта для достижения желаемой цели.
Руководствуясь установленными параметрами и заручившись поддержкой регуляторного органа, компания приступает к тестированию разработанной инновационной идеи для оценки ее жизнеспособности, о процессе которого периодически отчитывается перед регулятором. При этом FCA осуществляет надзор за ходом тестирования и содействует компаниям путем применения ряда инструментов, способных помочь в выполнении тестирования инновационного продукта в контролируемой обстановке, таких как:
— получение ограниченной авторизации для ведения деятельности в юрисдикции Соединенного Королевства, что после окончания тестирования поможет ускорить прохождение полного процесса авторизации;
— составление индивидуального руководства в отношении интерпретации норм в контексте отдельного тестируемого проекта;
— предоставление рекомендаций относительно возможности отклонения либо изменения правил или отдельных положений для цели тестирования;
— принятие письменного обязательства о неприменении принудительных действий на срок тестирования при условии соблюдения компанией согласованных параметров;
— предоставление неофициальных консультаций о возможных регуляторных последствиях вывода на рынок инновационного продукта или бизнес-модели, которые находятся еще на стадии тестирования.
Финальный отчет
Заключительным этапом в Sandbox следует считать осуществление анализа результатов тестирования. По окончании установленного срока тестирования компании направляют на рассмотрение FCA финальный отчет и определяются с дальнейшими действиями относительно тестированного продукта или услуги, а именно: стоит ли выходить на рынок, есть ли необходимость в получении авторизации компании для ведения деятельности в юрисдикции страны или в случае неуспешного тестирования следует принять меры для «безболезненного» вывода тестированного продукта из контролируемой среды и обеспечить достаточные меры для защиты существующих клиентов.
Проанализировав деятельность FCA в отношении новаторского Sandbox, можно резюмировать, что регуляторный Sandbox является совершенно новым инструментом в финансовой сфере, тем не менее отсутствие данных и разнообразие подходов к Sandbox затрудняют любое измерение успеха или сравнение отдельных наборов групп. Однако известно, что Sandbox стал важным дополнением к существующим подходам регулирования внедрения инноваций, применяемым финансовыми регуляторами в разных странах. Прозрачный и открытый диалог между регулятором и компанией-новатором, когда каждая сторона учится у другой, является, пожалуй, ключевым элементом регулирования Sandbox и средством продвижения к нормативному мышлению, которое соответствует и отображает реформу в сфере FinTech.
СЕМЕНИЙ Елена — юрист Quantum Attorneys, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…