Вводный ресурс — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №48 (1092) » Вводный ресурс

Вводный ресурс

Парламенту предлагают создание нового механизма, который положит начало надлежащему регулированию небанковского сектора кредитных учреждений

Эксперты твердят о том, что рынок кредитных союзов достаточно велик и требует усовершенствования нормативного регулирования сферы их деятельности. Государственный реестр финансовых учреждений насчитывает 370 кредитных союзов, а общая сумма их активов составляет порядка 3 млрд грн, сумма депозитов — более 1 млрд грн.

История повторяется дважды

Члены рабочей группы по подготовке проекта закона № 9268 «О восстановлении платежеспособности или ликвидации кредитных союзов Украины», который был подан народным депутатом Украины Александрой Кужель,  считают, что несовершенство законодательства Украины в данной сфере привело к негативным последствиям в деятельности кредитных союзов Украины, а также к утере вкладчиками доступа к своим сбережениям. Активы кредитных союзов снизились, уменьшилось и количество зарегистрированных кредитных союзов. Таким образом, разработчики проекта закона предлагают создать постоянно действующий механизм поддержки и предотвращения банкротства кредитных союзов, определить субъект управления этими процессами, а также разработать механизм для реализации функции управления процессом ликвидации кредитных союзов.

Стоит отметить, что законопроект с идентичным названием (№ 5107) был подан в парламент в 2014 году, но потерпел фиаско.

Напомним, что полномочия по регулированию деятельности кредитных союзов возложены на Национальную комиссию которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг). Также стоит сказать и о проекте закона № 2413а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно консолидации функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг» (законопроект «о сплите»), который в октябре этого года был поддержан Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам финансовой политики и банковской деятельности  ко второму чтению. Согласно данному законопроекту Нацкомфинуслуг должна быть ликвидирована, а ее функции переданы Национальному банку Украины (НБУ) и Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Впрочем, инициаторы законодательного документа № 9268 пошли дальше и предложили создать отдельный орган государственного управления, который будет заниматься процессами ликвидации и восстановления платежеспособности кредитных союзов до возвращения их в нормальный режим работы.

Партнер ЮФ Evris, руководитель банковской и финансовой практики и направления FinTech Сергей Паперник считает, что действительно Нацкомфинуслуг необходимо ликвидировать из-за ненадлежащего выполнения ею своих функций, но и создание нового органа, требующего отдельного бюджета, нецелесообразно. «Все вопросы, связанные с деятельностью кредитных союзов и их ликвидацией, могут решать Фонд гарантирования вкладов физических лиц, НБУ или его отдельный департамент, которому будут переданы такие функции», — комментирует эксперт.

Новый орган может получить такое название — Комиссия по вопросам восстановления или ликвидации кредитных союзов, далее в законопроекте упоминается как уполномоченный орган. В состав уполномоченного органа войдут представители Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Уполномоченного органа по вопросам регулирования рынков финансовых услуг, Национального банка Украины, а также представители министерств и ведомств по их согласию. Работа уполномоченного органа будет осуществляться в формате заседаний не реже одного раза в месяц.

По мнению г-на Паперника, гарантий, что такой состав уполномоченного органа обеспечит качественную работу и регулярность заседаний комиссии, нет. «В 2016 году, когда был принят Закон Украины «О финансовой реструктуризации», для реализации его положений были созданы два органа, одним из них стал наблюдательный совет, в состав которого вошли представители Министерства финансов Украины и НБУ», — рассказал юрист и добавил, что с того момента совет провел заседание не более двух раз.

Определение нужд

Какими полномочиями предлагают наделить новый орган? В случае возникновения финансовых или операционных проблем кредитный союз сможет обратиться к уполномоченному органу с соответствующим заявлением. В законопроекте указано, что такой союз может нуждаться в восстановлении гражданской правовой дееспособности, операционной управляемости или платежеспособности. Кредитный союз может быть ликвидирован в случае неспособности рассчитаться по своим обязательствам более чем на 50 % перед членами за депозитами. Если сейчас в соответствии с Законом Украины «О кредитных союзах» ликвидировать такую организацию можно по решению соответствующего органа и суда, то в предложенном законопроекте указано, что принимать решение о ликвидации будет только новый уполномоченный орган. Также уполномоченный орган вправе предоставить помощь кредитному союзу, который не может сформировать персональный состав уставных органов управления или назначить председателя правления. Такая помощь заключается в передаче активов кредитного союза в платежеспособный кредитный союз, осуществляющий деятельность в пределах той же административно-территориальной единицы.

За чей счет?

 

Как уже отмечалось, уполномоченный орган будет предоставлять финансовую поддержку нуждающимся кредитным союзам. Стоит отметить, что вред, нанесенный такой организации должностными лицами, а также компенсационные выплаты пострадавшим членам кредитных союзов будут выплачивать за счет государственных средств в размере и в срок, установленный уполномоченным органом (разработчики законопроекта рассчитали сумму прямых потерь, обусловленных отсутствием механизма их компенсации, — 1,5 млрд грн). Данное учреждение также будет контролировать целевое использование кредитным союзом и его членами средств, предоставленных государством в качестве временной финансовой поддержки.

Что касается процедуры ликвидации кредитных союзов, то из Закона Украины «О кредитных союзах» предлагается исключить некоторые положения, заменив их новыми нормами, предусматривающими основные этапы процедуры ликвидации кредитного союза и полномочия субъектов этого процесса, устанавливающими, кем будет приниматься решение о ликвидации, и определяющими ее временные рамки. Впрочем, разработчики убеждены, что восстановление платежеспособности кредитного союза на порядок дешевле, чем его ликвидация. Уполномоченный орган также имеет право обращаться от имени ликвидируемого кредитного союза в суд с исками относительно взыскания задолженности по просроченным кредитам, и в правоохранительные органы.

Конфликт интересов

В законопроекте предусмотрели также некие оговорки во избежание конфликта интересов, когда должностное лицо кредитного союза или уполномоченного органа прямо или опосредованно может воспользоваться принятыми им решениями в свою пользу или в пользу родственников первой степени родства. За превышение полномочий установлена юридическая ответственность такого лица.

Также предусмотрена ответственность должностных лиц кредитных союзов и государственных органов, которые допустили нарушение прав членов кредитных союзов. В числе видов наказаний — штрафные санкции, прекращение операционной поддержки и финансирования и включение в списки лиц, подлежащих люстрации. В свою очередь должностные лица кредитного союза, ответственные за выполнение плана восстановления платежеспособности, использование государственных средств, при совершении правонарушений несут уголовную ответственность.

Эксперты считают, что создание нового органа, который при этом будет распоряжаться государственными средствами, нецелесообразно — достаточно заложить в законодательство основы, гарантирующие сохранность вложений в кредитные союзы.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Персона гранта

Государство и юристы

ТЦО случилось

Новым президентом Интерпола стал представитель Южной Кореи

Во Франции приняли законы о запрете распространения фальшивых известий в период предвыборной кампании

Ударный труд

Предлагается установить уголовную ответственность за клевету

Конституционный курс на НАТО предварительно одобрен

Парламент принял закон об уголовных проступках

Вводный ресурс

Верхний предел

Книжная полка

Небесное дело

Конспект

Плавное управление

Власти придержащие

По стойке мирно

Отрасли практики

Гибкость дела

Tax-drive

Команда в споре

Рабочий график

Карта событий

Самое важное

PRO форма

Вывести в налог

Налоговые выгоды

Браво — Justice

Судебная практика

Увольнение машиниста поезда за участие в забастовке противоречит международным правовым нормам

ВС высказал мнение относительно повторного участия судьи в уголовном производстве

Кандидат в судьи не смог добиться отмены негативного решения ВСП

Выбор юрисдикции

Постановления госисполнителя, принятые в пределах производства по исполнению исполнительной надписи частного нотариуса, могут быть обжалованы в админсуде

Конфискация и длительное удержание незадекларированных денег нарушает право собственности

Разбираться на месте

Указание в доверенности на то, что представитель является адвокатом, не обязательно

Властный тон

Тема номера

Персональная защита

Побелить пополам

Сыграть на чувствах

С вами бот

Генералы песчаных барьеров

Суд до дела

Частная практика

ЮФ AVELLUM успешно представила швейцарскую компанию в арбитраже GAFTA

Объявлен победитель конкурса AEQUO Legal Tech Challenge 2018

Ярослав Петров переизбран членом правления УАА

Інші новини

PRAVO.UA