Разработку и внедрение плана действий Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по предотвращению размывания налоговой/налогооблагаемой базы и выводу доходов/прибыли из-под налогообложения (план BEPS) называют самым масштабным пересмотром правил международного налогообложения за многие десятилетия. О том, к чему готовиться бизнесу и как внедрение плана BEPS отразится на работе налоговых консультантов, «Юридической практике» рассказал Александр Бобошко, директор отдела налогового и юридического консультирования «KPMG в Украине». Он имеет опыт работы в ЕС, в Киеве и фокусируется на расширении спектра налоговых услуг международной налоговой группы в соответствии с глобальными налоговыми тенденциями.
— Как процессы в международном налогообложении, в частности внедрение плана BEPS, повлияли на регулирование налоговых правоотношений в Украине?
— Украина, как известно, присоединилась к так называемому Inclusive Framework — рабочей группе, созданной в рамках G20 и ОЭСР по разработке и имплементации плана BEPS. Не будучи членом ОЭСР и не входя в G20, Украина не участвовала в разработке документа, но заявила о своем намерении имплементировать его положения. До определенного времени этим заявлением все и ограничивалось, и по большому счету меры, предпринимаемые G20 в рамках имплементации плана BEPS, Украину никоим образом не затрагивали. Несколько лет назад был разработан законопроект о внедрении ряда положений в украинское законодательство. Но он так и остался законопроектом — дальше дело не пошло. В этом году удалось сделать два прорывных шага. 23 июля Министерство финансов Украины подписало Многостороннюю конвенцию по имплементации некоторых шагов плана BEPS, которая предусматривает, что в конвенции между Украиной и другими странами, также подписавшими этот документ, будут внесены определенные изменения. На данный момент Конвенция не вступила в силу для Украины, поскольку еще не ратифицирована парламентом.
А в конце октябре Минфином был разработан законопроект об имплементации норм плана BEPS в украинское налоговое законодательство. Это достаточно прогрессивный документ, и в случае его принятия, а также ратификации Конвенции можно будет говорить о том, что большинство шагов плана введены в наше национальное законодательство. Пока же можем утверждать, что план BEPS еще существенно не повлиял на украинское законодательство. Пока можем говорить о своего рода подготовительной стадии.
— А ощущается ли влияние плана BEPS в практической плоскости на украинский бизнес?
— Крупный бизнес испытывает некоторое недоумение в связи с тем, что в Украине сейчас существуют две глобальные инициативы, направленные на борьбу с недобросовестной налоговой оптимизацией. Первая — это введение налога на выведенный капитал, а вторая — как раз имплементация плана BEPS. Не вдаваясь в подробности, можно сделать резюме, что обе эти инициативы вряд ли будут реализованы одновременно, поскольку во многом друг другу противоречат. И если будет введен налог на выведенный капитал, в какой-то мере исчезнут экономические предпосылки для реализации шагов, предусмотренных планом BEPS.
Схожие проблемы сейчас испытывает Эстония, где действует налог на выведенный капитал: будучи членом ЕС, она обязана имплементировать рекомендации плана BEPS.
Крупный бизнес пока что занял выжидательную позицию. Подготовка к реструктуризации корпоративных структур, используемых во внутригрупповых потоках с международным элементом, пока что не имеет того масштаба, который можно ожидать с учетом концептуальности предлагаемых в рамках плана BEPS изменений. Пока не будет четкого политического сигнала, по какому пути следует двигаться, ситуация вряд ли кардинально изменится.
— По вашему мнению, что в итоге будет принято: план BEPS или налог на выведенный капитал?
— Здесь сложно прогнозировать. Вопрос находится исключительно в политической плоскости. Мы, как консультанты, готовы работать с любым вариантом. И, наверное, консультанты не должны комментировать подобные моменты. Мы можем говорить лишь о реакции наших международных партнеров, допустим, на введение налога на выведенный капитал — позиция МВФ и Всемирного банка неоднократно публично озвучивалась, она не вполне комплементарна подходу с введением налога на выведенный капитал, поскольку существует риск создания бюджетного дефицита. Исходя из последних заявлений, возможно, стоит ожидать введения налога на выведенный капитал лишь для малого и среднего бизнеса.
— Если не концентрироваться на национальном законодательстве, скажите, какие новации для бизнеса содержит план BEPS?
— Это концептуальные изменения. Становится по сути невозможным построение международных структур с использованием компаний, зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях без наличия коммерческого или делового присутствия (substance) в этих странах, для переноса групповой прибыли с целью оптимизации налогообложения. Использование подобных структур, которые применялись раньше, и, что важно, не противоречили законодательству, будет очень затруднено.
— Ввиду украинских реалий структурирования бизнеса придется искать замену Кипру?
— Я бы так не сказал. Можно работать и через Кипр. Но так, как раньше, наверное, больше не получится. Корпоративные структуры придется видоизменять, отказываться от некоторых структур, приводить деятельность в соответствие с тем нормативным полем, которое предлагается в рамках плана BEPS. Речь не идет о конкретных странах, я бы не говорил лишь о Кипре, хотя если воспользоваться этой аналогией, то, видимо, придется искать замену Британским Виргинским островам (БВО), Кайманам, Белизу и другим низконалоговым юрисдикциям.
— На какие юрисдикции, альтернативные названным, целесообразно обратить внимание?
— Выбор конкретной юрисдикции всегда зависит от результата, который хочет достичь бизнес по конкретным финансовым потокам с учетом коммерческой специфики. Существует ряд юрисдикций, которые при грамотном структурировании и полностью в рамках правового поля позволяют достичь оптимального налогообложения в контексте международной торговли. В Европе это в первую очередь Мальта, Швейцария, в Азии — Гонконг, Сингапур, ОАЭ. Бизнес, структурированный через эти страны, также будет подлежать BEPS-анализу. Но такие юрисдикции можно использовать при наличии коммерческих предпосылок и должного уровня substance. Если же мы говорим о пассивных доходах, холдинговых или финансовых структурах, то это Нидерланды, Австрия, Великобритания, в какой-то степени Люксембург.
— На что помимо структурирования следует обращать внимание бизнесу в контексте плана BEPS? Есть ли неочевидные риски для бизнеса?
— Внимание следует обращать на все пункты плана BEPS. Наверное, стоит говорить о том, что более релевантно для украинского бизнеса из повестки дня, которая обсуждается глобально. Это, в частности, шаг 6, положения которого направлены на предотвращение неправомерного использования конвенций об избежании двойного налогообложения. Это существенно повлияет на украинский бизнес. Второй момент — более строгий режим налогообложения доходов постоянных представительств. План BEPS существенно расширит диапазон применения существующих подходов к представительствам.
Для физических лиц основным game changer является введение правил о контролируемых иностранных компаниях. Но чтобы это заработало, необходимо внести изменения в украинское законодательство.
— Какое влияние план BEPS оказал или окажет на работу консультантов в целом и на вашу практику в частности?
— Как показывает мировая практика, чем больше нормативного регулирования, тем больше бизнес чувствует себя неуверенно, особенно на этапе внедрения новаций. План BEPS, пожалуй, самый масштабный пересмотр правил международного налогообложения за последние десятилетия, и мы ожидаем роста активности в сфере налогового консультирования, поскольку адаптироваться к этим правилам самостоятельно, без обращения к специалистам, будет очень тяжело.
— Можете рассказать о планах развития практики в Киеве?
— Мы движемся в пульсе рынка, следим за тем, каким образом развивается нормативная база, и стараемся очень быстро адаптироваться ко всем изменениям. У нас полностью сформирована команда для работы по направлению плана BEPS. Практика международного налогового консультирования выделена в отдельную структурную единицу. Рано или поздно ожидаем существенного роста активности в этом направлении — это неизбежно.
(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…