Итак, наше «Министерство справедливости» разродилось-таки новой Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий (утверждена приказом Министерства юстиции Украины от 3 марта 2004 года и в тот же день зарегистрирована — своя рука владыка). И что же нас ожидает?
Возьмем хотя бы раздел 3 Инструкции «Общие правила удостоверения сделок об отчуждении недвижимого имущества». В пункте 62 перечислены документы, подтверждающие право собственности на отчуждаемые объекты недвижимости (так называемые правоустанавливающие документы), на основании которых нотариусы будут удостоверять сделки об их отчуждении. А в пункте 63 Инструкции говорится, что кроме такого правоустанавливающего документа нотариус обязан истребовать документы, предусмотренные приказом того же Минюста от 20 сентября 2002 года № 84/5 «О выдаче выписок из Реестра прав собственности на недвижимое имущество и оформлении свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество на специальных бланках». Такую выписку из указанного Реестра выдают местные Бюро технической инвентаризации (БТИ). А сам этот Реестр БТИ формируют на основании еще одного приказа Минюста от 7 февраля 2002 года № 7/5, которым утверждено Временное положение о порядке регистрации прав собственности на недвижимость, где также, как и в Инструкции от 3 марта 2004 года (Инструкция), перечислены правоустанавливающие документы, подтверждающие права собственности на недвижимость. Так вот, эти два перечня, утвержденные одним и тем же министром, существенно между собой разнятся.
В частности, при внесении сведений в Реестр прав собственности на недвижимое имущество БТИ принимают в качестве правоустанавливающих документов:
9) договоры отчуждения недвижимости, не подлежащие обязательному нотариальному удостоверению;
10) решения третейских судов о признании права собственности на объекты недвижимости и об установлении факта права собственности на объекты недвижимости:
11) акты о денационализации (демуниципализации) зданий;
12) выписку из нотариально удостоверенного договора, заключенного между жилищно-строительным кооперативом или членом этого кооператива и местными органами исполнительной власти, о бессрочном пользовании отведенным земельным участком и о строительстве многоквартирного дома с правом собственности на отдельную квартиру, при наличии акта о приеме дома в эксплуатацию;
13) решения товарищеского суда о разделе имущества бывшего колхозного двора;
14) мировое соглашение, утвержденное постановлением суда;
15) приказы учредителей открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации), с приложением — перечнем объектов недвижимости о передаче в собственность этих объектов акционерным обществам, и акт приема-передачи указанного имущества, подписанный в установленном порядке.
А раньше, когда БТИ еще не находились под руководством Минюста, правоустаналивающими документами признавались в:
16) приказы органов Фонда государственного имущества с приложением-перечнем объектов недвижимого имущества о передаче в собственность этих объектов акционерным обществам;
17) копия исполнительного листа о конфискации объекта недвижимого имущества и копия акта описи недвижимого имущества, утвержденная судьей» (см. Инструкцию о порядке государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности юридических и физических лиц, утвержденную приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 9 июня 1998 года № 121), а также:
18) решения местных органов государственной исполнительной власти, местного самоуправления о праве собственности на объекты недвижимого имущества;
19) решение об отводе земельного участка или акт о праве собственности на земельный участок для строительства объекта и акт принятия этого объекта в эксплуатацию, утвержденный решением местного органа государственной исполнительной власти, местного самоуправления;
20) другие правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Украины» (см. Правила государственной регистрации объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности юридических и физических лиц, утвержденные приказом Государственного комитета Украины по жилищно-коммунальному хозяйству от 13 декабря 1995 года № 56).
Что делать владельцам этих раритетов? Ведь в нотариальной Инструкции эти документы не упомянуты, и нет даже намека на то, что нотариусы вправе самостоятельно решить вопрос о признании их владельцев собственниками недвижимости. Загадка? Но меня терзают смутные сомнения, что наше самое справедливое Министерство в очередной раз хочет залезть в карман наших граждан. Не пошлют ли нас менять эти самые «другие правоустанавливающие документы» на свидетельства на специальных бланках Минюста (см. приказ от 20 сентября 2002 года № 84/5)?
Думается, что пошлют — ведь это же немалые деньги. Причем не в казну, а именно «по справедливости»: львиная доля — в кассу карманного Минюстовского предприятия «Информационный центр» и немного — в местные БТИ. Цена вопроса для Ялты — около 700 тыс. грн. Примерно столько же бюджет задолжал льготникам по социальным выплатам. И опять же по справедливости — платить придется как раз этим самым бедолагам-льготникам, потому что именно они в 50-х — 70-х годах и обзаводились такими ныне экзотическими правоустанавливающими документами, как акты о денационализации (демуниципализации) зданий, решения товарищеских судов о разделе имущества бывшего колхозного двора, выписки из договоров с местными органами исполнительной власти о бессрочном пользовании земельным участком и строительстве многоквартирного дома и т.п.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…