Человеческий факторинг — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №8 (791) » Человеческий факторинг

Человеческий факторинг

Неоднозначность правового регулирования факторинговой деятельности как одного из инструментов реструктуризации дебиторской задолженности, в частности кредитных портфелей банков, давно является актуальной темой для банковского и финансового рынка Украины.

Согласно части 1 статьи 1077 Гражданского кодекса (ГК) Украины, факторинг — это финансирование под уступку права денежного требования. При этом фактор передает или обязуется передать денежные средства в распоряжение клиента за плату (любым предусмотренным договором способом), а клиент уступает или обязуется уступить фактору свое право денежного требования к третьему лицу — должнику. Именно платность является ключевой отличительной чертой факторинга от схожего по своей правовой природе договора цессии.

Следует отметить, что сторонами договора факторинга выступают фактор и клиент. Клиентом может быть физическое или юридическое лицо, субъект предпринимательской деятельности, а фактором — банк или другое финансовое учреждение, которое имеет право осуществлять факторинговые операции. Иных ограничений или предписаний в отношении субъектов договора факторинга ГК Украины не содержит.

Уступить право

Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», факторинг является финансовой услугой. Однако на уровне данного Закона факторинговые операции не урегулированы.

При этом существует распоряжение Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины «Об отнесении операций с финансовыми активами к финансовым услугам» от 3 апреля 2009 года № 231 (распоряжение № 231), согласно которому к финансовым услугам факторинга относится совокупность таких операций с финансовыми активами, как:

1) финансирование клиентов — субъектов хозяйствования, заключивших договор, из которого вытекает право денежного требования;

2) приобретение уступленного права денежного требования, в том числе права требования, которое возникнет в будущем, к должникам — субъектам хозяйствования по договору, на котором базируется такая уступка;

3) получение платы за пользование денежными средствами, предоставленными в распоряжение клиента, в том числе путем дисконтирования суммы долга, распределения процентов, вознаграждения, если другой способ оплаты не предусмотрен договором, на котором базируется уступка.

Таким образом, распоряжением № 231 ограничен субъектный состав третьих лиц — должников в правоотношениях, возникших на основании договора факторинга, исключительно должниками — субъектами хозяйствования.

Существенные расхождения

Ограничение субъектного состава третьих лиц, установленное нормами распоряжения № 231, противоречит части 2 статьи 1079 ГК Украины. Так как сторонами договора факторинга выступают фактор и клиент, третье лицо — должник, право требования к которому переуступаются, не является стороной договора факторинга.

Учитывая то, что факторинговые отношения все же находятся в плоскости гражданского законодательства и регламентируются в первую очередь нормами обязательственного права, необходимо учитывать положения главы 47 ГК Украины.

Так, согласно статье 510 ГК Украины, к сторонам в обязательстве относятся только должник и кредитор. При этом статья 511 ГК Украины устанавливает императивное правило, в соответствии с которым обязательство не порождает обязанностей для третьих лиц, не являющихся участниками данного обязательства. В подтверждение этому диспозитивная норма статьи 516 ГК Украины предусматривает право осуществления замены кредитора в обязательстве без согласия должника, если иное не установлено договором или законом.

Более того, статья 1080 ГК Украины также устанавливает императивное правило, являющееся новеллой гражданского законодательства, согласно которому договор факторинга считается действительным независимо от договоренности клиента с должником о запрете отступления права денежного требования.

Соответственно, нормы распоряжения № 231, определяющие совокупность операций с финансовыми активами, которые относятся к факторингу, вступили в конфликт с положениями статей ГК Украины, регулирующими правоотношения сторон в рамках договора факторинга. Распоряжение № 231 может содержать существенные условия совершения таких операций на финансовом рынке, но не должно противоречить общему гражданскому законодательству.

Данная правовая позиция подтверждается Законом Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг». Так, частью 5 статьи 5 этого Закона предусмотрено, что финансовые учреждения имеют право предоставлять услуги факторинга с учетом требований Гражданского кодекса Украины.

Этой же нормой установлено право финансового учреждения, предоставляющего услуги факторинга, оказывать и дополнительные услуги. Ими могут быть услуги по ведению учета денежных требований, предоставлению поручительств за исполнение должником своего обязательства по денежным требованиям поставщиков товаров (услуг) и предъявлению к оплате денежных требований от имени поставщиков товаров (услуг) или от своего имени, а также другие услуги, направленные на получение средств от должника.

Следует отметить, что описание дополнительных услуг, которые могут предоставлять финансовые компании, в разрезе осуществления факторинговой деятельности также не содержит никаких ограничений в отношении субъектного состава третьих лиц — должников.

Избежать конфликта

Из всего вышеизложенного напрашивается логический вывод: специальные нормы распоряжения № 231, содержащие условия относительно совокупности операций с финансовыми активами, относящихся к факторингу, учитывают лишь часть субъектов, приобретение права денежного требования к которым возможно по договорам факторинга. Ведь статья 1079 ГК Украины четко указывает на то, что ключевым признаком факторинговых отношений является совокупность одновременного присутствия следующих признаков: 1) отступления права денежного требования; 2) предоставления финансирования в определенной сумме денежных средств под такое отступление; 3) платы (вознаграждения) за проведение такой операции. Если в ней присутствуют все три признака (независимо от того, на основании какого договора она осуществляется), то такая операция является факторинговой операцией и финансовой услугой согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Закона «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг».

Ограничение в распоряжении № 231 субъектного состава третьих лиц — должников по договорам факторинга, создающее правовую коллизию, не имеет достаточной юридической силы для его применения. Поэтому во избежание неоднозначного подхода к определению операций, относящихся к факторинговым, распоряжение № 231 следует изложить в редакции, включающей в субъектный состав третьих лиц — должников и должников, которые не являются субъектами хозяйствования.

ЧЕПУР Елена — руководящий партнер Gryphon Investment Consulting Group, г. Киев,

ПЕРЕХРЕСТ Руслан — руководитель практики банковского и финансового права, партнер Gryphon Investment Consulting Group, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Верховный труд

Государство и юристы

Новости законотворчества

Порядок увольнения судей могут изменить

Директорам предлагают увольняться за месяц

Определено, какие спецсредства доступны охранным фирмам

Государство и юристы

Инновационный регресс

Книжная полка

Судебная сласть

Неделя права

ВСЮ пошел на мировую

Неделя права

Новости из-за рубежа

Закон о митингах смягчат

Неделя права

В ожидании проступков

Вокруг Совета

Недосказанные голоса

Обозначения вне правил

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд не удовлетворил апелляцию ИО «Юстиниан»

А. Пацурковский проиграл спор с ВККС

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko — юридический советник в связи с выпуском еврооблигаций правительством Украины

МЮФ Integrites сопровождает инвестиционный проект по строительству регионального логистического комплекса

МЮФ Gide Loyrette Nouel выступила советником «Сосьетэ Женераль»

ЮФ Chadbourne & Parke LLP представила интересы Корпорации AES при продаже энергораспределительных предприятий на Украине

ЮФ «Антика» защитила интересы ПАО «Киевцемент»

МЮФ Schoenherr выступила советником bauMax по вопросам проведения реструктуризации финансовых обязательств

Отрасли практики

Окружающая беда

Мера без пресечения

Человеческий факторинг

Авторский умысел

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Съезд в кустах

Съезд пришел

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Судебное лишение

Проект пополнения

Судебная практика

Когда ответчик не один

Имущество по требованию

Судебная практика

Судебные решения

Взыскание убытков возможно лишь при наличии всех элементов состава гражданского правонарушения

Тема номера

Пат зонтом

Исполнение из правил

Запретный прок

Благоприятная почва

Гиперэтический криз

Успешные стартапы

Поток создания

На высоком стартапе

Начать с нулей

Сколько стоит открыть юрфирму

Частная практика

Где работа зарыта

Бутиковая перспектива

Юридический форум

Этический жанр

Інші новини

PRAVO.UA