Любая попытка дать четкую и всецело охватывающую характеристику деятельности юридического бутика будет условной и недостаточной. Это равносильно тому, чтобы дать четкую характеристику профессии юриста. Классический вариант определения таков: юрист — это специалист в области права. Но может ли сегодня профессиональный юрист ограничить характеристику своей деятельности указанием на знание законов, практики применения? Едва ли. Юридическая профессия требует наличия специальных знаний, а также понимания специфики определенного сегмента рынка, навыков из разных профессий. А построение профессионально-доверительных взаимоотношений с клиентом — часто сложный, даже психологический процесс. Возвращаясь к теме юридического бутика, также нельзя ограничиваться устоявшимся видением того, что характерно для таких фирм.
Какие же характеристики целесообразнее использовать для определения юридической фирмы, именуемой среди юристов бутиком?
1. Ключевым, основополагающим критерием является четко определенная специализация или область правоотношений, в которой данная компания имеет наивысший уровень профессиональной подготовки юристов, применяющих свои знания на практике в рамках этой специализации. Такая компания имеет одну основную практику в определенном сегменте рынка, а также одну-две практики, тесно взаимосвязанные с основной. Основная практика выступает доминирующей в деятельности юридической фирмы, тогда как дополнительные практики направлены на укрепление основной. Основная практика может быть как узкоспециализированной, например, сопровождение в судах дел определенной категории (бракоразводных), так и с более полной специализацией, например, судебная практика. При этом сопровождение исполнительного производства может быть дополнительной практикой в рамках укрепления основной.
2. Применение своих знаний и опыта партнерами и ключевыми юристами фирмы только в сфере основной специализации фирмы. Это не исключает наличия в юридической фирме юристов со знанием в иных областях права и практики. Но работа этих юристов, специалистов, применение их знаний и опыта направлены на сферу применения основной или дополняющих практик. Самостоятельное ведение иной практики в рамках этой юридической компании не происходит. В противном случае можно говорить об изменении фирмой своего позиционирования как юридического бутика.
3. Высокий профессиональный уровень проработки сложных специализированных запросов. Безусловно, что юридическая фирма, которая специализируется в одной практике, обязана иметь специалистов достаточной квалификации, чтобы работать с запросами нестандартными, высокой степени сложности. Иначе отсутствует конкурентное преимущество. Указание на специализацию без углубленных знаний может иметь эффект бумеранга в вопросе формирования имиджа фирмы, имеющей высокий профессиональный уровень.
4. Работа в рамках одной практики основной команды юристов влияет и на форму управления юридической компании. В юридических бутиках в применении форм управления, присущих крупным и даже средним юридическим фирмам, нет необходимости. Малая специализированная фирма в большей степени, чем иные юридические фирмы, ориентируется на совещательный стиль управления, чем на структурированно-подчиненный. Конечно, у каждого из юристов, сотрудников такой компании есть свои обязанности, но именно влияние на профессиональную позицию и определенные вопросы управления в равной степени имеют все основные юристы. Возможность коллегиального принятия решения по ключевым моментам практики, имея одну основную специализацию знаний, является отражением формы управления, присущей юридическим бутикам.
5. Еще один критерий — доверительное отношение клиента. Слово «бутик», столь необычное для сферы сложных юридических услуг, было позаимствовано для того, чтобы подчеркнуть манеру работы юридической специализированной фирмы. Ожидания клиентов определенной эксклюзивности, индивидуальности подхода, построение практически дружеских, в рамках профессиональной этики, отношений с клиентом, создание высокой степени доверия на протяжении длительного времени — без этого юридический бутик не сможет долго существовать. Специализация предполагает наличие обращений клиентов от случая к случаю, по мере возникновения потребности в применении опыта в конкретной специализации, поэтому при возникновении необходимости последующие обращения клиента имеют особую важность для стабильности юридического бутика.
Отдельно хотелось бы уделить внимание вопросу размеров фирм, которые можно причислять к юридическим бутикам. В подавляющем большинстве юридические бутики относятся к категории малых фирм. Это закономерно. Объем работы в рамках одной специализации нецелесообразно сравнивать с объемом работы крупных фирм. Однако сегодня критерий размера юридического бутика не всегда однозначен. Объясняется это следующим. Сложность права, тенденция скорости изменения норм, регулирующих правоотношения, порождают потребность в углубленных специализированных знаниях. Потребность рынка все чаще указывает на специализацию. Количество обращений к специализированным компаниям будет увеличиваться. Это приведет к тому, что юридические бутики будут иметь тенденцию к увеличению своих размеров. Развитие юридического бутика посредством расширения территориального присутствия (то есть «горизонтальное» расширение) также приведет к увеличению размера бутика.
Но есть одно большое «но». Построение юридического бутика, который будет стабильно востребован на рынке юридических услуг, — дело достаточно сложное. Очень важно определение реальной потребности в конкретной специализации. Процесс увеличения числа клиентов и сохранения объемов работ является более трудоемким, чем у компаний с разными специализациями. Нет возможности выравнивания объемов работ и доходов за счет разных специализаций. Сохранение наивысшего уровня квалификации возможно путем работы в рамках бутика должного уровня юристов, специалистов, а это влечет за собой высокий уровень затрат. В свою очередь, спрос «по востребованности» может спровоцировать работу не по основной специализации самостоятельно, без передачи ее на аутсорсинг коллегам. В такой ситуации «пограничности» специализированная компания может отойти от бутика в сторону юридической практики по нескольким несвязанным специализациям. Таким образом, вопрос стабильной востребованности специализации играет очень важную роль в выборе юридического бутика как формата работы юридической фирмы.
Некоторым подспорьем в формировании стабильности юридического бутика может быть построение партнерских взаимоотношений между специализированными фирмами, практикующими в неконкурентных направлениях. Это даст возможность увеличения объемов работ за счет выполнения непрофильных заказов клиентов фирм-партнеров. Такое аутсорсинговое партнерство может создать конкурентное предложение на рынке юридических услуг, достаточно малых компаний, которые не могут конкурировать с крупными компаниями по объему оказываемых услуг и общего дохода. Наличие одной или нескольких практик не может конкурировать с тем большим количеством практик крупных юридических фирм. При этом профессионализм и доходность в отдельно взятой специализации находятся на высоком конкурентном уровне.
Итак, в завершение анализа критериев юридических бутиков стоит резюмировать, что в целом создание юридического бутика, особенно в реалиях украинского юридического рынка, — это проект сложный, но интересный, долгосрочный и, конечно же, перспективный.
СЕМЧУК Владимир — управляющий партнер сети судебной практики VSLitigation, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…