Инновационный регресс — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №8 (791) » Инновационный регресс

Инновационный регресс

Украина со своим некогда богатым человеческим потенциалом и природными ресурсами сегодня и близко не стоит с конкурентоспособными, развитыми государствами. Отечественный бизнес предпочитает использовать вчерашнюю (хоть и устарелую, но проверенную) иностранную технологию, чем вкладывать средства в развитие отечественных инноваций. Почему? Потому что эффект от таких инвестиций становится заметен не сразу и несет определенные риски. Как результат, из Украины бегут высококвалифицированные специалисты и реализуют свой нерастраченный потенциал, принимая активное участие в инновационном развитии, увы, уже других государств, а наша страна не может (или не хочет) удержать утечку за границу ценных кадров.

В чем же причина сложившейся ситуации? Кабинет Министров Украины (в Концепции реформирования государственной политики в инновационной сфере от 10 сентября 2012 года) утверждает, что причинами являются неопределенность государственной политики в инновационной сфере, пренебрежение принципом научного обоснования стратегических решений относительно развития национальной экономики, отсутствие системного подхода при определении приоритетов государственной политики в инновационной сфере, несовершенное законодательство, неопределенность принципов и механизма государственно-частного партнерства в инновационной сфере, низкий уровень международного сотрудничества.

Создали видимость?

Первые, не совсем уверенные шаги по усовершенствованию системы государственного регулирования в инновационной сфере, кажется, сделаны. Кабинет Министров Украины (КМУ), воспользовавшись своим правом законодательной инициативы, 14 января с.г. зарегистрировал законопроект новой редакции Закона Украины «Об инновационной деятельности» № 2003.

Законопроектом уточняется терминологическая база, вводятся новые понятия, такие как инновационная культура, инновационный потенциал, коммерциализация инноваций (процесс реализации инноваций на рынке), национальная инновационная система. Также предусматривается, что основами государственной инновационной политики являются использование рыночных механизмов и механизмов государственно-частного партнерства, финансовая поддержка, стимулирование технологического обновления производства. Кроме того, упрощается процедура государственной регистрации инновационных проектов. В частности, речь идет о государственной регистрации только приоритетных инновационных проектов. Отменяется норма относительно осуществления государственного контроля инновационной деятельности.

Что же касается финансовой поддержки инновационной деятельности, то законопроект не содержит оговорки о «полном беспроцентном кредитовании», вместо этого предусматривает следующие пути господдержки: до 50 % беспроцентного кредитования, частичной компенсации процентов, предоставление грантов, целевых субсидий, государственный заказ на инновационную продукцию, передачу имущества в лизинг. С целью поддержки реализации инновационных проектов КМУ создает самоокупаемое Государственное инновационное финансовое учреждение (по действующему законодательству — Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение).

Пока законопроект покоился на парламентских полках свежих и перспективных инициатив, 5 февраля с.г. было опубликовано заключение Главного научно-экспертного управления Аппарата Верховного Совета Украины, согласно которому документ может быть принят в первом чтении, но с учетом предложений и замечаний. В частности, с целью систематизации законодательства целесообразно разработать один закон, который комплексно урегулирует общественные отношения в инновационной деятельности.

По мнению Главного научно-экспертного управления, законопроект не содержит принципиально новых объединенных механизмов активизации инновационной деятельности с точки зрения формирования и развития национальной инновационной системы. Не уделено достаточно внимания и механизму государственно-частного партнерства, хотя он призван играть решающую роль при переходе к рыночной модели инновационного развития экономики. Чтобы внедрить механизм государственно-частного партнерства в инновационную сферу, необходимо внести изменения в Закон Украины «О государственно-частном партнерстве».

Вспомним историю. Как говорит один из разработчиков Закона Украины «Об инновационной деятельности», заведующий лабораторией правового обеспечения развития науки и технологий НИИ интеллектуальной собственности НАПрН Украины Геннадий Андрощук, судьба данного закона довольно драматична: «Украина еще в 2002 году, первой среди стран СНГ, приняла весьма прогрессивный на то время нормативный акт. Он предусматривал конкретные механизмы развития инновационной деятельности. Но после приостановления действия, а затем исключения из него статей 21 и 22, предусматривающих механизмы косвенного стимулирования, он практически утратил свое предназначение и превратился в чисто декларативный документ. В нем дается определение терминов, рассказывается о существующих механизмах государственного стимулирования инновационной деятельности. Однако ни один из них реально не действует. А без этого Закон может выполнять разве что функцию учебного пособия для студентов».

По поводу нового законопроекта г-н Андрощук говорит, что новыми опять-таки являются лишь термины: «национальная инновационная система», «инновационный кластер» и т.д. «Стимулирующие нормы в нем так и не появились. А ведь инновационный процесс всегда несет в себе определенные риски, предприятие, вкладывая средства в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, не знает, как быстро окупится результат его научно-технической деятельности. Поэтому нужны определенные стимулы и гарантии со стороны государства. Это хорошо понимают в странах, ставших на инновационный путь развития. Без внесения соответствующих изменений (стимулирующих норм) в Налоговый кодекс Украины ни о какой инновационной экономике говорить не приходится. Если ранее было прописано, что инновационной деятельностью может заниматься предприятие любой формы деятельности (частное или государственное), то теперь закон превращается в разрешительный документ: пройти всю цепочку экспертизы и регистрации инновационного проекта может далеко не каждое предприятие. Да и зачем, ведь даже после регистрации рассчитывать на гарантированное получение каких-либо стимулов не приходится», — комментирует эксперт.

Но вернемся в наши реалии. Как говорится в пояснительной записке, «принятие законопроекта создаст благоприятные условия для активизации инновационной деятельности на Украине и ускорит процессы, связанные с переходом экономики Украины на инновационную модель развития, приведет к увеличению инновационной активности промышленных предприятий и объемов финансирования научно-технической и инновационной деятельности». Однако встает вопрос: неужели законопроект, который фактически лишь уточняет административные процедуры в инновационной сфере и не содержит стимулирующих финансовых, кредитных, налоговых механизмов, может в корне изменить неблагоприятную ситуацию? Едва ли.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Верховный труд

Государство и юристы

Новости законотворчества

Порядок увольнения судей могут изменить

Директорам предлагают увольняться за месяц

Определено, какие спецсредства доступны охранным фирмам

Государство и юристы

Инновационный регресс

Книжная полка

Судебная сласть

Неделя права

ВСЮ пошел на мировую

Неделя права

Новости из-за рубежа

Закон о митингах смягчат

Неделя права

В ожидании проступков

Вокруг Совета

Недосказанные голоса

Обозначения вне правил

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд не удовлетворил апелляцию ИО «Юстиниан»

А. Пацурковский проиграл спор с ВККС

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko — юридический советник в связи с выпуском еврооблигаций правительством Украины

МЮФ Integrites сопровождает инвестиционный проект по строительству регионального логистического комплекса

МЮФ Gide Loyrette Nouel выступила советником «Сосьетэ Женераль»

ЮФ Chadbourne & Parke LLP представила интересы Корпорации AES при продаже энергораспределительных предприятий на Украине

ЮФ «Антика» защитила интересы ПАО «Киевцемент»

МЮФ Schoenherr выступила советником bauMax по вопросам проведения реструктуризации финансовых обязательств

Отрасли практики

Окружающая беда

Мера без пресечения

Человеческий факторинг

Авторский умысел

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Съезд в кустах

Съезд пришел

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Судебное лишение

Проект пополнения

Судебная практика

Когда ответчик не один

Имущество по требованию

Судебная практика

Судебные решения

Взыскание убытков возможно лишь при наличии всех элементов состава гражданского правонарушения

Тема номера

Пат зонтом

Исполнение из правил

Запретный прок

Благоприятная почва

Гиперэтический криз

Успешные стартапы

Поток создания

На высоком стартапе

Начать с нулей

Сколько стоит открыть юрфирму

Частная практика

Где работа зарыта

Бутиковая перспектива

Юридический форум

Этический жанр

Інші новини

PRAVO.UA