Украина со своим некогда богатым человеческим потенциалом и природными ресурсами сегодня и близко не стоит с конкурентоспособными, развитыми государствами. Отечественный бизнес предпочитает использовать вчерашнюю (хоть и устарелую, но проверенную) иностранную технологию, чем вкладывать средства в развитие отечественных инноваций. Почему? Потому что эффект от таких инвестиций становится заметен не сразу и несет определенные риски. Как результат, из Украины бегут высококвалифицированные специалисты и реализуют свой нерастраченный потенциал, принимая активное участие в инновационном развитии, увы, уже других государств, а наша страна не может (или не хочет) удержать утечку за границу ценных кадров.
В чем же причина сложившейся ситуации? Кабинет Министров Украины (в Концепции реформирования государственной политики в инновационной сфере от 10 сентября 2012 года) утверждает, что причинами являются неопределенность государственной политики в инновационной сфере, пренебрежение принципом научного обоснования стратегических решений относительно развития национальной экономики, отсутствие системного подхода при определении приоритетов государственной политики в инновационной сфере, несовершенное законодательство, неопределенность принципов и механизма государственно-частного партнерства в инновационной сфере, низкий уровень международного сотрудничества.
Первые, не совсем уверенные шаги по усовершенствованию системы государственного регулирования в инновационной сфере, кажется, сделаны. Кабинет Министров Украины (КМУ), воспользовавшись своим правом законодательной инициативы, 14 января с.г. зарегистрировал законопроект новой редакции Закона Украины «Об инновационной деятельности» № 2003.
Законопроектом уточняется терминологическая база, вводятся новые понятия, такие как инновационная культура, инновационный потенциал, коммерциализация инноваций (процесс реализации инноваций на рынке), национальная инновационная система. Также предусматривается, что основами государственной инновационной политики являются использование рыночных механизмов и механизмов государственно-частного партнерства, финансовая поддержка, стимулирование технологического обновления производства. Кроме того, упрощается процедура государственной регистрации инновационных проектов. В частности, речь идет о государственной регистрации только приоритетных инновационных проектов. Отменяется норма относительно осуществления государственного контроля инновационной деятельности.
Что же касается финансовой поддержки инновационной деятельности, то законопроект не содержит оговорки о «полном беспроцентном кредитовании», вместо этого предусматривает следующие пути господдержки: до 50 % беспроцентного кредитования, частичной компенсации процентов, предоставление грантов, целевых субсидий, государственный заказ на инновационную продукцию, передачу имущества в лизинг. С целью поддержки реализации инновационных проектов КМУ создает самоокупаемое Государственное инновационное финансовое учреждение (по действующему законодательству — Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение).
Пока законопроект покоился на парламентских полках свежих и перспективных инициатив, 5 февраля с.г. было опубликовано заключение Главного научно-экспертного управления Аппарата Верховного Совета Украины, согласно которому документ может быть принят в первом чтении, но с учетом предложений и замечаний. В частности, с целью систематизации законодательства целесообразно разработать один закон, который комплексно урегулирует общественные отношения в инновационной деятельности.
По мнению Главного научно-экспертного управления, законопроект не содержит принципиально новых объединенных механизмов активизации инновационной деятельности с точки зрения формирования и развития национальной инновационной системы. Не уделено достаточно внимания и механизму государственно-частного партнерства, хотя он призван играть решающую роль при переходе к рыночной модели инновационного развития экономики. Чтобы внедрить механизм государственно-частного партнерства в инновационную сферу, необходимо внести изменения в Закон Украины «О государственно-частном партнерстве».
Вспомним историю. Как говорит один из разработчиков Закона Украины «Об инновационной деятельности», заведующий лабораторией правового обеспечения развития науки и технологий НИИ интеллектуальной собственности НАПрН Украины Геннадий Андрощук, судьба данного закона довольно драматична: «Украина еще в 2002 году, первой среди стран СНГ, приняла весьма прогрессивный на то время нормативный акт. Он предусматривал конкретные механизмы развития инновационной деятельности. Но после приостановления действия, а затем исключения из него статей 21 и 22, предусматривающих механизмы косвенного стимулирования, он практически утратил свое предназначение и превратился в чисто декларативный документ. В нем дается определение терминов, рассказывается о существующих механизмах государственного стимулирования инновационной деятельности. Однако ни один из них реально не действует. А без этого Закон может выполнять разве что функцию учебного пособия для студентов».
По поводу нового законопроекта г-н Андрощук говорит, что новыми опять-таки являются лишь термины: «национальная инновационная система», «инновационный кластер» и т.д. «Стимулирующие нормы в нем так и не появились. А ведь инновационный процесс всегда несет в себе определенные риски, предприятие, вкладывая средства в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, не знает, как быстро окупится результат его научно-технической деятельности. Поэтому нужны определенные стимулы и гарантии со стороны государства. Это хорошо понимают в странах, ставших на инновационный путь развития. Без внесения соответствующих изменений (стимулирующих норм) в Налоговый кодекс Украины ни о какой инновационной экономике говорить не приходится. Если ранее было прописано, что инновационной деятельностью может заниматься предприятие любой формы деятельности (частное или государственное), то теперь закон превращается в разрешительный документ: пройти всю цепочку экспертизы и регистрации инновационного проекта может далеко не каждое предприятие. Да и зачем, ведь даже после регистрации рассчитывать на гарантированное получение каких-либо стимулов не приходится», — комментирует эксперт.
Но вернемся в наши реалии. Как говорится в пояснительной записке, «принятие законопроекта создаст благоприятные условия для активизации инновационной деятельности на Украине и ускорит процессы, связанные с переходом экономики Украины на инновационную модель развития, приведет к увеличению инновационной активности промышленных предприятий и объемов финансирования научно-технической и инновационной деятельности». Однако встает вопрос: неужели законопроект, который фактически лишь уточняет административные процедуры в инновационной сфере и не содержит стимулирующих финансовых, кредитных, налоговых механизмов, может в корне изменить неблагоприятную ситуацию? Едва ли.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…