Последний раз изменения в Уголовный кодекс (УК) Украины относительно ответственности за нарушение избирательного законодательства вносились осенью 2009 года и были направлены на предотвращение нарушений на выборах Президента Украины. Но соответствующие статьи УК Украины (статьи 157, 158, 1581) касаются нарушений избирательного законодательства в целом, на любых выборах или референдуме. При этом диспозиции этих статей УК не в полной мере учитывают специфику отдельных видов выборов и, тем более, референдумов — к примеру, местных выборов, что создает предпосылки для привлечения к ответственности практически любого избирателя на местных выборах.
Народный депутат Украины Владимир Мойсик и заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Петр Андрушко, подготовившие законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно усовершенствования уголовной ответственности за нарушение избирательного законодательства» (зарегистрирован Владимиром Мойсиком в Верховном Совете Украины под № 5424) отмечают, что, установив в статье 1581 УК Украины ответственность за голосование избирателем, который принимает участие в выборах или референдуме на избирательном участке больше чем один раз, законодатель не учел, что, согласно избирательным законам, во-первых, одновременно (в один день) может проводиться несколько видов выборов на одном избирательном участке, по каждому из которых осуществляется отдельное (самостоятельное) голосование, и, во-вторых, относительно отдельных видов выборов предусматривается возможность повторного голосования и повторного их проведения на одном и том же избирательном участке. То есть в установленных случаях избиратель имеет право и должен осуществлять голосование на одном избирательном участке больше чем один раз либо в один день — при проведении местных выборов, либо последовательно в разные дни — при проведении повторного голосования и проведении повторных выборов Президента Украины и отдельных или всех местных выборов.
Предусмотрев уголовную ответственность за голосование избирателем на избирательном участке больше чем один раз, законодатель, по мнению г‑на Мойсика, тем самым позволяет избирателю при одновременном (в один день) проведении нескольких видов выборов (местных) осуществлять голосование лишь по одному виду этих выборов, то есть запрещает голосовать по всем видам местных выборов.
По подсчетам авторов законопроекта № 5424, избирательное законодательство, в частности Закон Украины «О выборах Президента Украины», предусматривает возможность голосования одним и тем же избирателем на одном и том же избирательном участке четыре раза, а Закон Украины «О выборах депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей» —16 раз, при этом, формально, каждое последующее (второе, третье и далее) голосование, исходя из норм части 1 статьи 1581 УК Украины (при буквальном ее толковании) должно расцениваться (оцениваться) как преступление.
С учетом изложенного Владимир Мойсик и Петр Андрушко предлагают внести изменения в диспозицию статьи 1581 Уголовного кодекса Украины, изложив ее следующим образом: «Голосование избирателем или гражданином, который принимает участие в референдуме, на избирательном участке или участке для голосования на референдуме, в список избирателей или в список граждан, которые имеют право принимать участие в референдуме, он включен, в день проведения голосования на соответствующих выборах или референдуме больше чем один раз по каждому виду выборов или референдума». Попутно решается также вопрос применяемой терминологии — ведь, согласно законодательству, регулирующему проведение референдумов, лица, принимающие в нем участие, именуются не избирателями, а «гражданами, которые принимают участие в референдуме».
Предложенная норма, при всей однозначности ее толкования, достаточно громоздка, на что обратили внимание эксперты Главного научно-экспертного управления парламента, предложив свой вариант: «Неоднократное голосование лицом, которое принимает участие в выборах или референдуме, по одному и тому же вопросу, который решается на выборах или референдуме».
Законопроектом № 5424, кроме того, предлагается внести изменения в диспозицию статьи, устанавливающей ответственность членов теризбиркомов, в частности относительно неисполнения ими своих обязанностей.
Отметим, что законопроект № 5424 поддержан профильным парламентским Комитетом по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности и должен в скором времени быть рассмотрен парламентом, но можно однозначно утверждать, что до 31 октября с.г. (даты очередных местных выборов) изменения в УК Украины относительно нарушений избирательного законодательства внесены не будут. И уже от «талантов» следователей будет зависеть, как толковать положения статьи 1581 УК — буквально или считать, что при голосовании по нескольких видам местных выборов в один день избиратель осуществляет не несколько голосований, а одно голосование, в частности, в случае, когда все полученные и заполненные им избирательные бюллетени по каждому виду местных выборов он опускает в избирательную урну одновременно.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…