Общественные объединения, а также обособленные подразделения иностранных неправительственных организаций, которые получают средства или иное имущество из иностранных источников и участвуют в политической деятельности на территории Украины, обязаны в течение трех месяцев осуществить действия, необходимые для приобретения ими статуса общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента.
Именно такой срок предоставляется подобным общественным объединениям с момента вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и процессуальные законы относительно дополнительных мер защиты безопасности граждан».
Более того, за неисполнение этой обязанности такое общественное объединение может быть запрещено или прекращена деятельность обособленного подразделения иностранной неправительственной организации в установленном законом порядке.
Вышеупомянутым Законом внесены изменения в Закон Украины «Об общественных объединениях», которыми предусматривается введение понятия «иностранный агент» и не только.
Как отмечает Елена Сотник, адвокат, партнер АО «АГ «Солодко и Партнеры» данное нововведение повлекло за собой целый ряд изменений в законодательные акты: тут вам и налоговые последствия, и отдельная бухгалтерская отчетность, и полное название с указанием статуса иностранного агента, плюс реальная угроза запрета общественного объединения в связи с нарушениями статей 36, 37 Конституции или с неисполнением новых требований Закона «Об общественных объединениях».
Итак, кто же такой иностранный агент? Законом предусмотрено, что им является общественное объединение, которое для обеспечения своей деятельности получает денежные средства или имущество из иностранных источников, в частности, из иностранных государств, их государственных органов, неправительственных организаций других государств и пр., а также принимает участие, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности на территории Украины.
Отмечается также, что такое объединение считается принимающим участие в политической деятельности, если оно участвует в организации и проведении политических акций, имеющих целью влияние на принятие решений государственными органами, изменение государственной политики либо формирование мнения общества в указанных целях.
Кроме того, на общественные организации с таким статусом возлагается обязанность ежемесячно подавать в уполномоченный орган по вопросам регистрации документы о персональном составе руководящих органов, а также информацию об объеме средств или иного имущества, полученных из иностранных источников, о запланированных целях их использования и фактическом использовании, о запланированной программе деятельности и о фактической деятельности, а также вести отдельный бухгалтерский учет доходов, полученных из иностранных источников. Такие объединения освобождаются от всех налоговых льгот, предусмотренных для неприбыльных организаций, и на них возложена обязанность платить налог на прибыль на общих основаниях.
«Унизителен статус «агента», ему дано достаточно пространственное определение, и не до конца понятно, является ли союз «а также» обязательным дополнительным условием или даже при отсутствии признака «участия в политической деятельности» общественная организация, получившая помощь от иностранного субъекта, подпадает под соответствующие особенности регулирования. Если да, то мы получим потери по налоговой нагрузке в размере пятой части пожертвований на целый ряд программ по онкологии, другим заболеваниям, сиротству и т.п. Львиная доля благотворительных организаций вынуждена будет зарегистрировать подобный статус и, кроме налоговых потерь, усложнить порядок ведения бухгалтерской отчетности. Фактически это серьезный удар по благотворительному и общественному сектору», — отмечает г-жа Сотник.
Также, по ее мнению, положения Закона не соответствуют нормам статьи 37 Конституции, где определен конкретный и исключительный перечень обстоятельств, по которым можно инициировать запрет деятельности общественных объединений, в данном случае Закон неправомерно расширил этот перечень.
Кроме того, г-жа Сотник указывает на отсутствие понятия «политическая деятельность» в каком-либо законодательном акте Украины. Только в проекте изменений в закон о политических партиях Министерства юстиции можно найти это понятие. «Соответственно, имеем риск достаточно широкой трактовки со стороны государства. Как следствие, значительное расширение круга объединений, на которые распространяется новый статус», — заверила Елена Сотник.
Необходимо отметить, что на официальном сайте Министерства юстиции Украины уже на следующий день после вступления в силу Закона размещено обращение, направленное на исполнение данного нормативного акта в этой части, а также напоминается, что регистрационные службы в противном случае будут иметь право обратиться в суд с иском о запрете такого общественного объединения.
Как считает г-жа Сотник, на данном этапе в связи с целым рядом вопросов и неточностей необходимо как минимум получить разъяснение от Министерства юстиции, а возможно, и Конституционного Суда, относительно того, какие признаки являются обязательными для регистрации подобного статуса и к какой конкретно деятельности применимо определение «политическая». В противном случае на практике может быть целый ряд злоупотреблений и разночтений.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…