НКРСИвый поступок — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №4 (840) » НКРСИвый поступок

НКРСИвый поступок

Законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и процессуальные законы относительно дополнительных мер защиты безопасности граждан» (Закон № 721) обещал много интересного даже тогда, когда на сайте парламента появилось одно его название. Обычная практика: тексты часто размещаются спустя несколько дней. Посторонний наблюдатель не мог в тот момент представить масштабы «бомбы», заложенной в данном документе.

Красный маячок с предупреждением об опасности в сознании общественности загорелся еще 16 января с.г., когда Верховный Совет Украины ручным способом узаконил «сырой» документ. Никто даже не подумал, зачем парламент принимает документ, зарегистрированный двумя днями ранее, когда некоторые (более злободневные) инициативы хранятся на законодательном «кладбище» годами. Никто не подумал, ведь в сознании уже выла об опасности тревожная сирена.

После беглой пробежки по строкам сего документа бомба взорвалась. Когда ударная волна стихла, очевидным стало то, что закон отнюдь не защитил безопасность граждан, а кроме судоустройства внес колоссальные изменения и в другие сферы, в частности в сферу телекоммуникаций, деятельность интернет-провайдеров.

Угрозы для провайдеров

Крамольный Закон № 721 включил в Закон Украины «О телекоммуникациях» определение «идентификационная телекоммуникационная карта» — это средство, используемое для обозначения (идентификации) конечного оборудования абонента в телекоммуникационной сети (SIM-карта, USIM-карта и т.д.).

Условия предоставления телекоммуникационных услуг дополнились положением о том, что их предоставление с использованием идентификационных телекоммуникационных карт осуществляется на основании договора, заключенного между оператором телекоммуникации и потребителем услуги. Интересно, что данное положение (подпункт 5 пункта 18 раздела 1) по проекту должно вступить в силу только с 1 мая с.г. В обнародованном тексте Закона отсрочку получило уже совсем другое положение — о необходимости лицензирования предоставления услуг доступа к сети Интернет. Намеренно законодатель отсрочил не то положение, за которое тянули руки парламентарии, или нет — остается загадкой.

А теперь поговорим о том, влечет ли какие-то негативные последствия для провайдеров необходимость лицензирования предоставления услуг доступа к сети Интернет.

В части, касающейся деятельности интернет-провайдеров, управляющий партнер ЮК Jurimex Юрий Крайняк выделяет два основных изменения: необходимость получения лицензии и обязательство за свои деньги приобрести спецтехнику, «необходимую для осуществления уполномоченными органами оперативно-розыскной деятельности».

Г-н Крайняк отмечает, что подписанный вариант Закона отличается от проголосованного парламентариями именно в части лицензирования провайдеров. «В опубликованном на сайте Верховного Совета Украины проекте речь шла о введении лицензирования одновременно со вступлением в силу закона, тогда как в подписанной редакции появилась отсрочка в три месяца. И хотя есть определенные сомнения, что Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), успеет в этот срок разработать и ввести в действие лицензионные условия (они должны проходить все длительные регуляторные процедуры), многим провайдерам уже сейчас стоит задуматься о месте на этом рынке в недалеком будущем», — подчеркивает г-н Крайняк, указывая, что в подписанном Законе остался нетронутым пункт переходных положений, по которому провайдеры должны получить лицензию в течение трех месяцев с момента вступления Закона в силу. Так что у провайдеров есть полгода для получения лицензии.

Но смогут ли провайдеры такую лицензию получить? «Дело в том, что до сих пор действовала регистрационная процедура получения статуса интернет-провайдера, и какие-либо особые условия к провайдерам и их сетям не выдвигались. Совсем другое дело с лицензированием: лицензионные условия будут устанавливать более жесткие требования к провайдерам, и далеко не каждый сможет их пройти», — объясняет ЮрийКрайняк.

Следующий нюанс, по словам комментатора, связан с упомянутыми выше системами негласного снятия информации. С учетом требований Закона провайдер должен за свои деньги их приобрести и установить. Не исключено, что этот пункт будет указан в лицензионных условиях. По оценкам некоторых участников рынка, стоимость такого оборудования может превышать миллион гривен, и если это действительно так, то многие мелкие и средние провайдеры просто не смогут приобрести такую дорогую технику и будут вынуждены либо полностью уйти с рынка, либо перейти в тень.

«Лицензирование несет в себе еще одну угрозу. К сожалению, на Украине уже есть негативный опыт, когда орган лицензирования просто не принимает никакого решения по заявлению о выдаче лицензии. Последующее обращение в суд приводит только к задержке времени, и за этот период абоненты, скорее всего, перейдут к другому провайдеру. Понятно, что вернуть их обратно будет непросто. Как результат этот рынок может быть монополизирован небольшой группой лиц, а отсутствие здоровой конкуренции может привести к торможению развития рынка, снижению качества услуг и повышению тарифов», — предупреждает управляющий партнер Jurimex.

Не оставил без внимания комментатор и тот факт, что на провайдеров фактически возлагаются обязанности по исполнению решений НКРСИ о блокировании доступа к запрещенным интернет-сайтам. «Как это будет осуществляться, пока неизвестно — предполагается, что данную процедуру должен будет утвердить Кабинет Министров Украины. Хотя уже на данном этапе непонятно, как будет исполняться такое решение, ведь по всем признакам оно должно быть либо индивидуальным (с указанием перечня обязанных субъектов-провайдеров), либо регуляторным (обязательным для неограниченного круга лиц). Очевидно, компетенция по исполнению решений НКРСИ о блокировании сайтов более логично смотрелась бы среди функций государственной исполнительной службы», — рассуждает Юрий Крайняк.

По его мнению, Закон № 721 внесет просто колоссальные перемены как в деятельность интернет-провайдеров и рынок данных услуг, так и в возможности граждан получать доступ к сети Интернет. «И пока нет оснований говорить, что эти перемены будут позитивными», — считает юрист.

К слову, реакция рынка на подписание крамольного закона не заставила себя ждать. Интернет Ассоциация Украины и Ассоциация предприятий информационных технологий Украины обнародовали обращение, в котором говорится, что «внедрение в жизнь документа № 3879 угрожает всем гражданам Украины усилением диктатуры в государстве посредством создания авторитарных механизмов управления сферой телекоммуникаций и всех сфер общественной жизни».

ИА в Законе

Кстати, о создании авторитарных механизмов… В Законе № 721 говорится и о Службе безопасности Украины (СБУ). Так, этот орган получил около 20 новых обязанностей и девять новых прав. В частности, СБУ вправе: выдавать аттестаты соответствия комплексных систем защиты информации информационных, телекоммуникационных и других систем; принимать участие в согласовании вопросов относительно размещения на территории Украины дипломатических представительств; определять порядок осуществления государственного контроля за соблюдением условий эксплуатации комплексных систем защиты информации, которые прошли государственную экспертизу и получили аттестат соответствия и др.

Еще вчера этими вопросами заведовала Государственная служба специальной связи и защиты информации, как и правом прекращать действие или отменять в установленном порядке аттестаты соответствия комплексных систем защиты информации в информационных, телекоммуникационных и информационно-телекоммуникационных системах.

Коснулся Закон № 721 и деятельности информационных агентств. Законодатель пошел от обратного, указав, что не является деятельностью информационного агентства распространение информационной продукции посредством ресурсов сети Интернет, которая дублирует зарегистрированное в установленном порядке печатное СМИ; осуществляемое субъектами властных полномочий на своих официальных сайтах, осуществляемое предприятиями, учреждениями или организациями относительно собственной деятельности; осуществляемое субъектами предпринимательской деятельности, распространяющими информацию о своей продукции или услуге с целью их реализации; осуществляемое лицами на несистематической, непрофессиональной основе и без цели предоставления информационных услуг.

Лица, осуществляющие деятельность информационного агентства, должны получить свидетельство о государственной регистрации на протяжении трех месяцев с момента вступления закона в силу. Если на протяжении этого срока интернет-ресурс не получит официального статуса информационного агентства, то НКРСИ своим решением может обязать операторов телекоммуникаций ограничить абонентам доступ к нему.

Осуществление деятельности информационного агентства без его государственной регистрации после прекращения его деятельности или уклонение от перерегистрации при наличии предусмотренных для этого оснований влечет административную ответственность — от 600 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства, сырья и денег, полученных вследствие совершения правонарушения, или без таковой. В случае совершения такого правонарушения повторно санкции увеличиваются от 1000 до 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Первая проблема, с которой столкнутся владельцы информационных ресурсов, — это сложность регистрации в качестве информационного агентства, ведь мотивы отказа могут быть разными. Второй нюанс, на который следует обратить внимание: Закон № 721 не дает возможности для блокирования интернет-ресурсов, находящихся на иностранных серверах.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

В фокусе: Права человека

НКРСИвый поступок

Нормы протеста

«Справедливости» Рады

Тарифы на протест

Охрана трудна

Категория ложности

Без отрыва от производства

Агентский приговор

Теоретический акт

Государство и юристы

Суд на «мыло»

Государство и юристы

Новости законотворчества

Незаконный разгон митингующих будет криминализирован

Правительство меняет регулирование перевозок в особый период

Предложена реформа в сфере автотранспорта

Документы и аналитика

Обеспечительский совет

Книжная полка

Исполнительный падеж

Неделя права

Новости из-за рубежа

Освобожден П. Лебедев

Паспортный контроль в китайском Интернете

Неделя права

Организационная ревизия

Юристов на старт

Безопасный полет

Новости из зала суда

Судебная практика

Приговор семье Павличенко ВССУ оставил без изменений

Суд не открыл производство по делу о голосовании в парламенте

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko — юрсоветник иностранного инвестора в отношении M&A-сделки на рынке кормов для животных

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы компании «ЛИНИК»

Leroy Merlin при поддержке МЮФ DLA Piper открыл на Украине второй гипермаркет

Отрасли практики

Новая форма

Пути наследования

А перевоз и ныне там

Интеллект пошел в рост

Баланс в интересах

Рабочий график

Рисковый налог

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Допустил к проверке сам

Уставы лишили внимания

Ввели в заблуждение потребителя

Самое важное

Источник реформации

Плательщику НДС

Дело в чести

По молчанию

Судебная практика

Издержки службы

Судебная практика

Судебные решения

ГФИ вправе требовать устранения нарушений законодательства в случаях, когда она не является инициатором проверки

Правопреемство в деле о расторжении договора пожизненного содержания

Тема номера

Секрет о земле

Совместный подход

Частная практика

Юридические лица

Інші новини

PRAVO.UA