Верховным Советом Украины 29 ноября 2001 года принят Закон Украины «О введении моратория на принудительную реализацию имущества». Он вступает в силу со дня опубликования. Впервые Закон опубликован в газете «Урядовый курьер» 26 декабря 2001 года.
Статьей 1 Закона установлен мораторий на применение принудительной реализации имущества государственных предприятий и хозяйственных обществ, если в их уставных фондах доля государства составляет не меньше 25 %.
Согласно статье 2 Закона Украины «О предприятиях на Украине», к государственным относятся предприяти, основанные на государственной собственности, в том числе казенные предприятия. Уставный фонд государственного предприятия не разделен на акции (доли, паи) и потому по своей организационно-правовой форме такое предприятие является унитарным. Мораторий на применение принудительной реализации имущества, установленный Законом, распространяется на все государственные предприятия.
В статье 2 Закона указано, что под принудительной реализацией имущества предприятий понимается отчуждение объектов недвижимого имущества и других основных средств производства, которые обеспечивают осуществление производственной деятельности этими предприятиями, а также акций (долей, паев), которые принадлежат государству в имуществе других хозяйственных обществ и переданы в уставные фонды этих предприятий несколькими путями.
В том числе мораторий распространяется также на случаи отчуждения путем продажи имущества в процессе производства по делу о банкротстве, определенного статьями 22, 23, 24, 25, 26, 30, частью 11 статьи 42, абзацем 2 части 6 статьи 43 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее — Закон о банкротстве), относительно признания должника банкротом, открытия ликвидационной процедуры и продажи имущества предприятия.
После вступления в силу Закона, хозяйственный суд не имеет права принимать постановления о признании банкротом должника — предприятия, указанного в статье 1 Закона, и открытии ликвидационной процедуры до окончания действия моратория. В случае если комитет кредиторов принимает решение об обращении в хозяйственный суд с ходатайством о признании этого должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры в процедуре распоряжения имуществом должника (часть 8 статьи 16 Закона о банкротстве) или в процедуре санации (часть 5 статьи 21 Закона о банкротстве), или при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 15 статьи 21 Закона о банкротстве, хозяйственный суд может остановить производство по делу о банкротстве на основании части 1 статьи 5 Закона и части 1 статьи 79 ХПК до окончания действия моратория.
На первый взгляд, государство проявляет заботу о своей собственности и путем введения моратория старается сохранить имущество от разбазаривания, но на практике выходит наоборот.
После запрета продавать имущество, арбитражные управляющие (ликвидаторы) оказались в таком положении, когда отсутствуют любые средства на охрану объектов, оплату тепловой и электроэнергии, выплату задолженности по зарплате работникам и оплату услуг арбитражным управляющим.
Например, в Теплицком районе Винницкой области есть государственный совхоз, который с 1999 года находится в состоянии банкротства и ликвидации. После остановки производства по делу на предприятии работает уже третий арбитражный управляющий. Денег на счету нет, имущество продавать не разрешает мораторий, работники засыпают суд жалобами о бездеятельности арбитражного управляющего. Однако где он возьмет средства? Их нет даже для уплаты государственной пошлины и судебных издержек, чтобы подать иски в суд о взыскании с должников банкрота средств, из-за этого проходят сроки исковой давности.
Аналогичное состояние и на ОАО «Винницкий электротехнический завод», ОАО «Аналог» г. Винница, ГП «Ензим» г. Ладыжин, ГП Юго-Западной железной дороги г. Жмеринка, ПРБУ г. Винница и других.
Статья 13 Конституции Украины гласит: «Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права собственности равны перед законом».
Более того, государство не только не защищает интересы других субъектов права собственности, но и ущемляет их своим мораторием, а именно последний распространяется на те предприятия, где только 25 % государственной собственности. А что же с правами на 75 % негосударственной собственности? Кто имеет право запрещать их продавать?
Вызывает удивление то, что мораторий не распространяется на продажу имущества предприятий, которые находятся в стадии санации. Мораторий введен в ноябре 2001 года, и он имел временный характер. Но прошло почти полтора года, а конца ему не видно. А механизм продажи имущества обанкротившихся предприятий так и не разработан.
БЕНИВСКИЙ Владимир — судья Хозяйственного суда Винницкой области, г. Винница
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…