Сейчас слово «детектив» ассоциируется у многих не только с популярным жанром художественной литературы, но и с названием одной из самых востребованных профессий. Например, в Англии численность персонала частных охранных и детективных фирм практически в два раза превышает количество полицейских. Достаточно распространен этот вид деятельности и в других странах, включая Россию. А вот сколько последователей у Шерлока Холмса, Эркуля Пуаро, Миссис Марпл и других известных «романизированных» сыщиков на Украине — точно не знает никто, поскольку детективная деятельность до сих пор находится «в тени». Из-за отсутствия специального закона частный сыск у нас имеет полулегальный статус, и оказание соответствующих услуг носит стихийный характер.
В таком же «подвешенном» состоянии находился и рынок охранных услуг, но совсем недавно представителей этой профессии поставили в законодательные рамки: с 18 октября 2012 года вступил в силу Закон Украины «Об охранной деятельности». Следует отметить, что весной прошлого года, когда после длительной парламентской доработки (напомним, Президент Украины четыре (!) раза применял к этому документу право вето) соответствующий закон был принят, многие полагали, что это послужит толчком для дальнейших нормотворческих поисков в сфере безопасности. Тогда казалось, что закон о детективной деятельности имел все шансы быть принятым, ведь документ, подготовленный для рассмотрения в повторном первом чтении, был инициирован представителями разных политических сил — восьмью членами Комитета Верховного Совета Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. Отметим, что над его усовершенствованием представители профильного парламентского подразделения работали более двух лет, и хотя 22 мая 2012 года в ходе пленарного заседания парламента особых замечаний к его тексту у народных избранников не было, в результате законопроект так и не был принят. При этом большинство законодателей высказались за то, что детективную деятельность необходимо «вывести из тени».
По неофициальной статистике, на сегодня на Украине работают несколько тысяч детективов и детективных агентств (бюро, контор, фирм). Даже судя по информации, которая содержится в Интернете, как физических, так и юридических лиц, предоставляющих услуги в этой сфере, достаточно много. Большинство из них неохотно афишируют свою деятельность (в «контактах» в лучшем случае указан только номер мобильного телефона или адрес электронной почты) и персонифицируют своих сотрудников. Правда, последнее, скорее всего, связано со спецификой детективной деятельности, а также с тем, что представителями этой профессии в большинстве своем становятся бывшие сотрудники правоохранительных органов, спецслужб и разведки (по крайней мере, в этом своих клиентов убеждает практически каждое отечественное сыскное агентство). При этом практически все субъекты частной детективной деятельности действуют по принципу «разрешено все, что не запрещено» и нередко прибегают к хитростям, дабы хоть как-то легализировать свою деятельность. Так, например, на сайте одного достаточно популярного отечественно детективного агентства прямо указано, что в связи с тем, что на Украине законодательно детективный вид деятельности не урегулирован, они зарегистрировали средство массовой информации, что позволяет им «проводить (журналистские) расследования в рамках правового поля».
А не так давно, в конце мая минувшего года, представители этой профессии решили объединиться и создали общественную организацию — Всеукраинскую ассоциацию частных детективов. Так, согласно информации, размещенной на официальном сайте этой организации, ее члены «стремятся к полноценному законодательному урегулированию детективной деятельности на Украине, созданию законодательной базы, которая будет отвечать самым высоким европейским требованиям в области права, и принятию Закона Украины «О частной детективной (розыскной) деятельности». Следует отметить, что легализация деятельности сыскных агентств могла бы существенно помочь в работе и отечественным адвокатам, ведь из-за существующего законодательного пробела возможности по сбору доказательств в уголовном процессе очень ограничены.
Правда, понятно, что одного желания в вопросе легализации детективной деятельности недостаточно. Для этого нужна политическая воля, которая, как показала практика последних двенадцати лет (первая законодательная попытка урегулировать эту деятельность была предпринята еще в 2000 году), у отечественных парламентариев не настолько сильна, по крайней мере для того, чтобы вычеркнуть законопроект о частной детективной деятельности из списка «законодательных долгостроев».
Очередную попытку поставить точку в этой детективной законодательной истории предприняли уже в начале работы парламента нового созыва. В декабре минувшего года народные депутаты Виктор Швец и Владимир Малышев внесли на рассмотрение Верховного Совета Украины законопроект «О частной детективной (розыскной) деятельности». Этот документ, состоящий из 26 статей, объединенных в восемь разделов, определяет общие правовые основы частной детективной деятельности. В частности, он регламентирует виды и правовой статус субъектов частной детективной (розыскной) деятельности, процедуру получения свидетельств о праве на занятие частной детективной деятельностью и разрешений на регистрацию частных детективных предприятий, а также условия, при которых аннулируется данное свидетельство. При этом данный законодательный «продукт» дает ответы не на все вопросы. Например, в проекте закона предусмотрена возможность создания разных видов частных детективных предприятий: агентств, бюро, обществ, контор и фирм, но при этом текст проекта не содержит определения этих понятий. Также непонятно, в каком случае какая организационная «форма» используется и чем, собственно, они отличаются друг от друга.
Кроме этого, на законодательном уровне предложено закрепить виды детективных услуг, которые могут предоставляться субъектами частной детективной деятельности, полномочия этих субъектов, ограничения в осуществлении частной детективной деятельности, сотрудничество и взаимодействие с правоохранительными органами и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. Также данным законопроектом урегулируются и вопросы относительно гарантий социальной и правовой защиты детективов, переподготовки и повышения их квалификации, получения разрешения на приобретение, хранение и применение ими специальных средств и т.д.
Следует отметить, что именно вопрос об «орудии» труда детективов не раз становился камнем преткновения для народных избранников. В данном законопроекте предусмотрено, что детектив имеет право на приобретение, хранение и применение следующих специальных средств активной обороны: устройств отечественного производства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия, и указанных патронов; электрошоковых устройств; баллончиков и других спецсредств с препаратами слезоточивого и раздражающего действия. При этом не исключено, что этот перечень специальных средств будет существенно откорректирован, ведь сейчас в категории проблемного законодательного наследия парламента значится еще один документ — законопроект об оружии. Этот проект пылится на парламентских полках более 16 лет. Поэтому, возможно, народные депутаты будут работать над двумя законопроектами, регулирующими вопросы в сфере безопасности, параллельно.
Впрочем, очевидно, что в вопросе легализации детективной деятельности не столько важна юридическая техника, примененная в том или ином законопроекте, сколько наличие пресловутой политической воли. Даже поверхностный анализ внесенного недавно законопроекта свидетельствует о том, что его прототипом (если не сказать больше — практически точной копией!) был забракованный весной прошлого года законодательный «продукт». И сейчас предугадать, повторит ли нормотворческая «репродукция» судьбу своего «подлинника», достаточно сложно.
Правда, один из инициаторов нового законопроекта Владимир Малышев убежден, что этот документ имеет все шансы быть принятым нынешним составом парламента. «Тогда для принятия законопроекта попросту не было политической воли. Народным депутатам было не до законотворчества, — вспоминая о прошлогодней неудачной попытке урегулировать детективную деятельность, отмечает г-н Малышев. — Сейчас мы предлагаем хороший проект закона, и я уверен, что коллеги за него проголосуют». Среди главных преимуществ этого документа Владимир Малышев называет то, что он основан на передовом европейском опыте. «Мы предлагаем ввести детективную деятельность, которая сейчас осуществляется фактически нелегально, в рамки правового поля», — констатирует парламентарий. По его прогнозам, реализация этих законодательных положений отразится не только на правах граждан, существенно улучшив качество оказания услуг в этом сегменте рынка, но и «в какой-то мере облегчит работу правоохранительных органов и адвокатов». Кроме этого, по словам г-на Малышева, от принятия этого закона будет и некий социальный эффект. Не секрет, что в связи с перманентным реформированием правоохранительной системы значительное количество оперативных работников оказываются, что называется, не у дел, кроме этого, они уходят в отставку в достаточно молодом возрасте, поэтому вполне могли бы применить свои профессиональные знания и опыт на смежном поприще. «После принятия Закона Украины «Об охранной деятельности» урегулирование другого сегмента рынка безопасности — детективной деятельности, — выведение его «из тени» является логическим шагом», — резюмирует Владимир Малышев.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…