Лидеры стоят на своем — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №36 (715) » Лидеры стоят на своем

Лидеры стоят на своем

Рубрика Тема номера
Наталия КУЗНЕЦОВА: «Я сторонник получения от образования максимальных возможностей»Наталия КУЗНЕЦОВА: «Я сторонник получения от образования максимальных возможностей»

Стартовал новый учебный год. К нему тщательно готовились и руководство вузов, и студенты, ведь время бросает новые вызовы, диктующие необходимость реформирования образовательного процесса. За годы независимости он претерпел немало изменений. О новшествах в системе правового образования одного из ведущих вузов страны рассказывает доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, академик Национальной академии правовых наук Украины Наталия Кузнецова.

— В нынешнем году отмечается 20‑я годовщина независимости нашего государства. Изменились ли за это время вузы — флагманы юридического образования? Или же и по сегодняшний день наибольшим ­спросом ­пользуются выпускники пяти ведущих вузов, которые обеспечивали подготовку юристов в советское время?

— Интересный вопрос. Конечно, за 20 лет изменилось все: условия, обстановка, люди и, естественно, вузы. Однако вторая часть этого вопроса содержит в себе логическое противоречие. То, что вузы изменились, в общем-то, не препятствует выводу о том, что, по-прежнему, как и 20, и 30 лет назад флагманами отечественного образования остаются, в первую очередь, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», Национальный университет «Одесская юридическая академия», Львовский национальный университет имени Ивана Франко. Они по-прежнему занимают ведущие позиции, потому что в этих вузах были проведены образовательные реформы и реформы, связанные с изменениями в юриспруденции. Важно понимать, что именно эти вузы прошли сложный путь становления и развития, в них столетиями закладывались лучшие образовательные традиции, в них воспитывалась национальная интеллигенция, в том числе и юридическая. Эти традиции должны быть сохранены и переданы будущим поколениям.

— Об «избытке юристов» говорило не одно правительство Украины. Но нынешнее Министерство образования и науки, молодежи и спорта все же взяло на себя ответственность решить данную «проблему». В этом году госзаказ на подготовку юристов в ряде вузов был сокращен. В частности, на 50% в Киево-Могилянской академии сократили госзаказ для бакалавров на специальности «Правоведение». Как вы оцениваете этот процесс? Поможет ли сокращение количества юристов избавить рынок юридических услуг от «некачественных» юристов и тем самым повысить доверие общества к представителям юридической профессии?

— Давайте разберемся с самим вопросом. Во-первых, когда мы говорим о госзаказе, то, очевидно, понимаем, что речь идет о том, что государство, как консолидированный заказчик, решает для себя вопрос, какое количество юристов необходимо для обеспечения государственной деятельности: для работы правоохранительных органов, правоприменительных органов, государственной службы и т.д. Естественно, с учетом вакансий и перспектив их возникновения в ближайшем будущем. Так формируется госзаказ. Однако нельзя учить юристов только за счет государственного бюджета — у нас сегодня рыночная экономика.

Что же касается плана набора, то он сегодня практически во всех государственных учебных заведениях состоит из двух частей: это обучение на бюджетной основе (то есть в рамках госзаказа) и на контрактной. А уж рынок сам решит, кто из студентов, получивших высшее образование в соответствующих учебных заведениях, будет обеспечен работой, а кто нет. Поэтому сегодня у нас отсутствует «распределение студентов». Там, где министерства и ведомства действуют в рамках госзаказа и заинтересованы в получении каких-либо специалистов, они этих специалистов отбирают. Во всех остальных случаях — это самостоятельное трудоустройство. Поэтому говорить о том, что изменение количества студентов, набираемых по госзаказу, будет каким-то образом уменьшать количество юристов, которых будут «производить» наши вузы, будет не совсем правильно. Тем более, что частные вузы не связаны ни с каким госзаказом.

Вопрос, очевидно, в другом: придут ли к ним абитуриенты, изберут ли они этот вуз, согласятся ли они на финансовые условия и те опции, которые предоставляет им частный вуз, или нет. Сегодня, во всяком случае, по информации из СМИ, мы знаем, что в некоторые частные вузы вообще не было подано ни одного заявления. Это свидетельствует о том, что сами абитуриенты решают: а что они будут делать с тем гипотетическим образованием, которое получат, заплатив деньги и отучившись пять или пять с половиной лет. Смогут ли они с этим дипломом получить себе, кроме всего прочего, еще и место работы. Поэтому я в целом позитивно оцениваю такой подход. Наконец-то мы начнем считать государственные деньги. В противном случае неконтролируемый рост государственного заказа по таким специальностям, как экономика и правоведение, в конечном счете сформирует потребительское отношение у многих вузов. Бесплатного студента всегда легче найти, чем контрактника. А вот вы найдите платного студента, который заплатит именно вам деньги за получение образования. Это уже значительно сложнее.

— Таят ли в себе угрозу для общества «пробелы» в образовании юриста, в частности, недостатки самой системы юридического образования, или, все-таки, как гласит девиз нашего издания, «опыт дает только практика», а посему можно не опасаться за «недоученных» специалистов?

— Я глубоко убеждена в том, что пробелы в образовании всегда таят в себе огромные опасности. Не может быть опыта, не основанного на глубоких знаниях, — такой опыт будет весьма и весьма поверхностным, а иногда даже ошибочным, потому что он не будет базироваться на фундаментальном представлении о праве, которое сегодня значительно усложняется как механизм регулирования общественных отношений. Мы должны направлять наши усилия на то, чтобы совершенствовать содержание юридического образования.

Необходимо сбалансировать предметы, обеспечивающие одновременно и информационную, и практическую составляющую юридического образования. Необходимо наполнять студента знаниями и формировать его практические навыки. Тогда не будет анекдотичных ситуаций, когда студент после окончания вуза, приходя на работу, слышит: «Забудьте то, чему Вас учили в высшем учебном заведении, сейчас мы начнем Вас учить». Такого не должно быть априори, потому что специалист без глубоких знаний — это, в общем-то, и не специалист. Он может быть хорошим подручным, подносить «патроны», но, тем не менее, сам стрелять он не сможет. Сегодня все усложняется, в том числе усложняется право, и это требует, безусловно, серьезных знаний.

— Возможно ли для талантливого абитуриента, «светлой головы», поступить на юридический факультет КНУ имени Тараса Шевченко своими силами?

— Странный вопрос! Потому что, если ответить на него отрицательно, то тогда я не знаю, откуда же берутся среди выпускников юридического факультета светлые головы. Они что, с другой планеты к нам попадают? Они попадают через ту же систему набора. Конечно, сегодня многое усложняется, прежде всего, наличием в приеме абитуриентов необдуманного подхода к льготам. Я категорический противник всяких образовательных льгот, потому что при приеме в вуз мы должны ориентироваться только на уровень знаний и способностей абитуриента. Все остальные ситуации должны компенсироваться иными социальными льготами: предоставлением жилья, субсидиями, кредитами, медицинским обслуживанием и т.д.

Те, кто поступают на юридический факультет только потому, что они имеют какие-то льготы, но не имеют способности воспринимать знания, будут специалистами совершенно другого качества, другого калибра. К сожалению, мы это уже проходили. Не хотелось бы, чтобы 50% студентов юридического факультета прошли на факультет на льготных условиях с очень низкими баллами. Это плохо, потому что если они учились на тройки в школе, вряд ли они смогут на пятерки учиться в университете. А зачем Украине юристы «средней руки»?

— Какие области юриспруденции на сегодняшний день наиболее востребованы в стране? Какие новые специализации открыты в КНУ имени Тараса Шевченко? Поспевает ли один из лучших юрфакультетов Украины за стремительным развитием профессии и за постепенным выделением ранее подотраслей в отдельные отрасли права? Или все это нюансы практики, а вуз должен давать, прежде всего, классику теории?

— Мне кажется, что сегодня востребованность определяется динамикой нашего общественного развития, когда одинаково необходимы специалисты и в области публичного права, и в области частного. Право — это единый механизм регулирования общественных отношений. Очень часто мы затрудняемся отделить частно-правовое от публично-правового, потому что есть одна проблема, а в ней масса составляющих. Поэтому мы и исходим из того, что специализация в магистратуре КНУ, а мы в последнее время ориентируемся на то, что университет призван готовить именно магистров, учитывая огромный и мощный потенциал преподавательского состава факультета, должна использовать весь комплекс правовых средств.

Новые тенденции можно проследить на примере нашей кафедры — гражданского права. Могу сказать, что при подаче заявлений в магистратуру по специальности «Гражданское право» всегда был очень высокий конкурс. Мы не испытывали проблемы, связанной с тем, что к нам не идут студенты в магистратуру. Но, тем не менее, мы понимали, что это может быть временным явлением.

Сейчас все мы боремся за хороших студентов. И в этом году мы кардинально изменили подход к магистратуре. Из 4‑х групп, которые обычно набираем (а это примерно 60-70 человек по специализации нашей кафедры), мы решили выделить пять основных направлений вместо одного общего (гражданское право). Теперь у нас будет пять специализаций.

Первая специализация останется традиционной: гражданское право. Прежде всего, это магистры, которые захотят продолжить научную деятельность по общим проблемам гражданского права, возможно, станут в дальнейшем преподавателями. Отдельная специализация — международное частное право, где мы будем обращать внимание, прежде всего, на ту составляющую, которая традиционно у нас находилась не на первом месте, — это отношения, осложненные иностранным элементом, внешняя торговля, международные финансовые операции, имущественные отношения за рубежом, международный коммерческий арбитраж и многие другие аспекты МЧП, которые мы называем «высшей математикой гражданского права».

Далее у нас будет специализация «Интеллектуальная собственность», которая на современном этапе очень востребована обществом. Да и интерес у студентов к проблемам информационного права, интеллектуальной собственности с каждым годом возрастает. Кафедра имеет прекрасные возможности и для кадрового обеспечения этого направления.

Ну и, наконец, то, что является нашей «голубой фишкой» — это специализация «Бизнес-консультирование». Воз­можно, ее появление на нашей кафедре вызовет некоторые дискуссии. Но сегодня мы не можем отрицать, что адвокатура, хотим мы этого или нет, разделилась на два направления: оказание услуг физическим лицам и сопровождение бизнес-проектов.

Многие из наших преподавателей занимаются частной юридической практикой, и это дает нам полное право говорить о том, что мы знаем, как учить тех студентов, которые захотят работать в этом направлении: мы знаем потребности, знаем, как это делать, знаем те проблемы, которые возникают в процессе работы, и мы постараемся сделать такую комплексную программу, которая ­будет ­действительно сориентирована на тех, кто захочет работать прежде всего в частном юридическом бизнесе.

Мы уже подготовили соответствующие учебные планы, которые со второго семестра этого года начнут реализовываться, потому что уже по ним ­будет работать первый курс магистратуры в этом учебном году. И мы надеемся, что наш пример многих воодушевит, и другие кафедры будут думать, как бы видоизменить свой подход к организации учебного процесса в магистратуре, прежде всего для того, чтобы студентам было интересно. Так мы сможем найти эту золотую середину между глубокими теоретическими знаниями и серьезными практическими навыками. Я вижу в этом залог успеха и полагаю, что это станет ответом на вопрос о том, чего не хватает в нашем юридическом образовании.

Пока же не хватает желания творчески подойти к этому процессу, сделать серьезные интеллектуальные и материальные инвестиции, соответствующие уровню современных потребностей. К сожалению, мы не имеем технических возможностей проводить лекции-презентации, организовывать видео-лекции и т. п.

— Стоит ли сегодня юридическим вузам и факультетам переходить на узкоспециализированное образование?

— Я как-то не вижу узкоспециализированного образования в юриспруденции. Хотя такой опыт есть (не знаю, позитивный он или негативный) — это вузы в системе Министерства внутренних дел. Но мне кажется, что он себя не оправдал в полной мере. Даже в этих вузах узкая формальная специализация не останавливает стремления расширить ее.

Если мы посмотрим на количество аспирантов, которые специализируются по гражданскому праву, то их значительно больше, чем в гражданских вузах, то есть легко просматривается тяга к универсализму. Мне кажется, что сама наша профессия такова, что требует универсальности в обучении: у нас многие студенты, оканчивая университет, идут на работу в прокуратуру, потом они могут оказаться в суде, в адвокатуре. Таким образом, их послужной список к завершению трудовой деятельности пестрит самыми разными направлениями. При этом на каждом из участков работы они обогащаются знаниями. Я думаю, это обусловлено тем, что мы все очень взаимосвязаны — есть общий юридический процесс, и его участниками одновременно являются и адвокаты, и прокуроры, и следователи, и судьи.

— Какие позитивные наработки можно позаимствовать в западной системе высшего образования?

— Наверное, нам необходимо больше прагматизма и значительно повысить уровень материального обеспечения учебного процесса. Надо преодолеть ошибочное мнение о том, что юридические вузы могут обходиться без материальной базы. Это только в сказке солдат-умелец может сварить кашу из топора. Мы сегодня испытываем дефицит в литературе, в периодических изданиях, в конце концов, в компьютерном оснащении. И много из того, что сегодня предлагают западные вузы своим студентам, мы, к сожалению, дать не можем: электронные пособия, деловые игры, имитация юридических процессов — все это требует финансирования, которого нет.

— Является ли юридическая практика обязательным условием для преподавателей и студентов юридических факультетов? Облегчает или же, наоборот, осложняет это их основную деятельность? Сколько среди преподавателей вашего вуза насчитывается «совместителей», работающих в судах или прокуратуре?

— Безусловно, практические навыки легче отрабатывать на практике. Однако при этом нельзя подменять стационарную форму обучения заочной. Студент должен посещать лекции и практические занятия. Кроме того, студент 1—3 курсов на практике в основном «созерцает» и выполняет курьерские функции. Вряд ли это эффективно заменяет учебные занятия или работу в библиотеке. Другое дело — студенты старших курсов. Под руководством опытных коллег они могут быстрее и легче адаптировать свои знания к практическим потребностям.

Что касается преподавателей, то здесь очень важно расставить приоритеты: кто вы — преподаватель, совмещающий свою деятельность с практикой, или практикующий юрист, совмещающий практику с преподаванием? Оба варианта возможны, но это разные «жанры». Самая главная трудность — это распределение вашего времени, то есть, опять же, темпоральная проблема. Преподаватель должен находить время не только для аудиторных занятий: подготовка методических пособий, индивидуальная работа со студентами и т. д. Однако нельзя замыкаться только в учебном процессе. Время «кабинетных ученых» кануло в лету.

Вопрос о работе в качестве совместителей практических работников из правоохранительных и правоприменительных органов — это отдельная, очень сложная многоаспектная проблема. Их у нас значительно меньше, чем хотелось бы.

— В каких формах осуществляется сотрудничество между юридическими вузами и юридическим бизнесом, в частности, трудоустройство выпускников?

— Вряд ли можно говорить о каком-либо серьезном сотрудничестве. Пока юридический бизнес занимает «потребительскую» позицию. Подбирает для себя студентов, «подращивает» под себя, организовывая индивидуальные стажировки, индивидуальную подготовку и т. п. Крайне редки случаи реальной поддержки, спонсорской помощи для проведения интересных и полезных мероприятий. Однако, думаю, позитивные изменения не за горами.

— В последние годы среди отечественных юристов появилась тенденция к получению образования, в основном LLM, за границей, причем образования дистанционного. Как вы оцениваете качество такой подготовки, и стоит ли ее вообще принимать во внимание? Или же подход к такому виду образования, текущему контролю и оцениванию знаний за рубежом в корне отличается от нашего и действительно «насыщает» знаниями тех студентов-практиков, которые этого жаждут?

— Я сторонник получения от образования максимальных возможностей, которые оно предоставляет. Мне кажется, что дистанционное обучение тоже до конца еще не изучено как возможный вариант сочетания работы и повышения квалификации, прежде всего за счет ознакомления с иностранным законодательством, с иностранными правовыми технологиями. Думаю, что все зависит от того, насколько серьезно, добросовестно и творчески человек, тратящий свое время и средства на дополнительное образование, подходит к этому процессу. Если он хочет получить знания, то ищет способы получить их. Если же прос­то хочет заполучить диплом, то, по моему мнению, время «Доски почета», на которой можно было бы разместить все дипломы, уже прошло. Сегодня ценятся знания, разрешающие возможности того или иного специалиста, а не количество дипломов.

— Как в КНУ осуществляется борьба с плагиатом среди преподавателей и студентов? Поддерживаете ли вы предложение Минобразования (в проекте закона о высшем образовании) об исключении студентов за «частичное или полное воссоздание» чужих текстов?

— Знаете, это сложная техническая проблема. Сегодня, когда у нас активно развиваются издания на электронных носителях, практически невозможно без специальной подготовки установить наличие плагиата в таком виде работ, как курсовые, дипломные работы, потому что массовое количество таких работ и высокий уровень технического обеспечения наших студентов дает возможность активно использовать эту незаконную деятельность по воспроизведению чужих работ. Да и зачем далеко ходить? Возле университета пестрят объявления «готовим курсовые работы, дипломные, диссертационные работы, в том числе по правовой тематике». Только мы не знаем, как бороться с плагиатом — это проблема всеобщая, она началась уже давно, еще тогда, когда ставили вопрос о подготовке первых международных конвенций по защите авторских прав. Интеллектуальное воровство — очень неприятное явление.

— Каким образом можно повысить качество подготовки юристов?

— Вот я и попыталась ответить на данный вопрос, дав это интервью. Больше работать, больше учиться, творчески подходить к процессу формирования учебных планов, стараться своевременно отвечать на потребности практики, пересматривать устоявшиеся догмы, чтобы не допустить застоя в образовательном процессе.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Повторная экспертиза

Акцент

Вышивание кресликом

В фокусе

Права адвокатов нарушают в суде

Процессуальная эволюция

Государство и юристы

Новости законотворчества

Об использовании региональных языков

Юрлица получили право регистрации на основании модельного устава

Ставки судебного сбора по искам о возмещении морального вреда останутся прогрессивными?

Государство и юристы

Услужили реформой

Нескучная парламентская осень

Документы и аналитика

Кассация на троих

Подводные камни отмены техосмотра

Книжная полка

Административно-правовые механизмы

Неделя права

«Недостроенный» закон выгоден застройщикам

Посторонним В…

Открытый доступ

Уточняющее положение

Неделя права

Новости из-за рубежа

«Мегафон» оштрафовали за утечку sms

«Газпром» судится с Министерством энергетики Литвы

SAP добилась отмены рекордной компенсации Oracle

Новости из зала суда

Судебная практика

ЮФ «Лавринович и Партнеры» добилась успеха в защите интересов ПАО «Галактон» в украинских судах

Регистрация знака «Корвалол-Дарница» правомерна

По решению суда гостиница «Брянск» вернулась государству

Новости юридических фирм

Частная практика

А. Огренчук избрана зампредседателя Общественного совета при Укргосреестре

«Астерс» предоставила консультации ПРАВЕКС-БАНКУ относительно договора с IBM

«Авеллум Партнерс» консультирует группу Oasis по вопросам приобретения пивзавода «Радомышль»

Отрасли практики

«Развод» по собственному

Разрешение временем

Эмитент уходит за рубеж

Двойное дно гражданства

Муки поручительства

Рабочий график

Суды: задачи на год

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Выдача налогового векселя

Правомерные действия Высшего совета юстиции

Самое важное

Квалифтесты от ВККС

Судебная практика

Секреты здоровья

Судебная практика

Судебные решения

Об исковой давности по регрессным требованиям

О нюансах заявления виндикационного иска

Тема номера

Лидеры стоят на своем

Аномальна освіта

Руки до заказа дошли

Скрытое сокращение

Частная практика

Взвешенное решение

Юридический форум

Операция «чистые руки»

Фармрынок Украины через призму Налогового кодекса

Інші новини

PRAVO.UA