Муки поручительства — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №36 (715) » Муки поручительства

Муки поручительства

Согласно широко применяемому положению части 1 статьи 559 Гражданского кодекса Украины (ГК), поручительство прекращается в случае изменения обязательства без согласия поручителя, вследствие чего увеличивается объем его ответственности.

Удивительно, но отечественная судебная практика, отшлифовавшая стандарт единообразного понимания «отсутствия согласия поручителя», все еще испытывает серьезные затруднения в применении условия о причинной связи. Именно на этом сосредоточено вошедшее в широкий юридический оборот правоположение (хрестоматийное постановление Верховного Суда Украины от 17 января 2011 года по делу № 5020-10/012), что отнюдь не всякое изменение основного обязательства влечет за собой прекращение поручительства, а лишь то, которое увеличивает объем ответственности поручителя без согласия оного.

Между тем отечественный законодатель совершенно осознанно избрал в качестве характеристики неблагоприятных последствий для поручителя «увеличение объема ответственности», то есть относительно определенный количественный критерий. Следовательно, можно без труда обнаружить целый ряд неблагоприятных для поручителя изменений основного обязательства, которые, однако, не позволят поручителю избавиться от ставшего обременительным поручительства.

Воображаемое увеличение

Так, стороны основного обязательства могут договориться сократить сроки возврата кредита или его частей (не увеличивая процентных ставок); обязать должника заключить договор страхования, а также совершить дополнительные действия — без компенсации расходов на их совершение; предоставить кредитору новые основания для одностороннего растор­жения договора; закрепить третейскую оговорку в интересах кредитора, а в договорах о выполнении работ (предоставлении услуг) — изменить предмет на более сложный в исполнении, не изменяя его цены.

Кроме того, стороны основного обязательства после заключения договора поручительства вправе без участия поручителя прекратить залог имущества должника (тогда как поручитель, предоставляя свое обеспечение, не исключено, что рассчитывал на такой залог как гарантию надлежащего исполнения должника и возможное свое вступление в права залогодержателя в случае исполнения обязанности за должника). Недаром статья 2567 проекта Гражданского Уложения предусматривала, что если по требованию, по коему дано поручительство, установлен залог или иное обеспечение, то веритель (кредитор) без согласия поручителя не имеет права отказаться от такого обеспечения; в противном случае веритель отвечал перед поручителем за понесенные последним убытки. В ГК аналогичные нормы, к сожалению, отсутствуют.

И хотя Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ) в постановлении от 8 октября 2010 года по делу № 5020-10/012 среди чреватых прекращением поручительства изменений называет «изменение способа и формы имущественного отягощения», такой подход вряд ли соответствует букве закона. В данном случае ГК более сурово обходится с поручителем: изменение, а то и вовсе отмена имущественного обеспечения, существовавшего наряду с поручительством, формально никак не увеличивает размер основного долга, процентов, неустойки, других штрафных санкций.

Во всех описанных ситуациях поручительство не прекратится, поскольку вследствие подобных изменений не происходит «количественного увеличения объема ответственности поручителя». Тем не менее все это прямо или косвенно усугубляет позиции поручителя, значительно умножая его риски.

Рискованная широта

Вопрос о причинной связи часто поднимается в теории и судебной практике в связи с изменением сроков основного обязательства (особенно — продлением кредитных периодов). С одной стороны, одно из существенных условий кредита (срок), безусловно, увеличивается. С другой же — такое увеличение часто совершается в интересах должника и, конечно, призвано смягчить тяжесть его долгового бремени (что не может считаться неблагоприятным для поручителя: компромисс должника и кредитора вероятностно отдаляет ответственность самого поручителя).

По нашему мнению, ошибочным является бытовавшее одно время убеждение, что любое увеличение сроков возврата кредита неминуемо влечет за собой увеличение объема ответственности поручителя и, как следствие, прекращение поручительства. Объем ответственности поручителя увеличивает только такое изменение кредитных сроков, которое приращивает общую сумму причитающихся с должника платежей за весь срок существования обязательства. Итак, если общая сумма денежного обязательства должника (включая тело кредита, проценты и штрафные санкции) после реструктуризации осталась прежней, будучи даже разбитой на более длительный период, то такие изменения долгового обязательства не увеличивают объема ответственности поручителя (его поручительство растет во времени, но не в своем размере).

Другое дело, если кредитор дает должнику рассрочку под условием начисления дополнительных платежей за такую услугу, размер которых выходит за общую сумму первичного обязательства, тогда закон освобождает поручителя от обеспечения — но не вследствие увеличения срока возврата кредита, а вследствие превышения суммы денежного обязательства должника, за которую брался отвечать поручитель. Аналогичных позиций придерживается ВХСУ в постановлении от 20 июня 2006 года по делу № 47/240: изменение графика погашения задолжен­ности само по себе (по умолчанию) не влечет увеличения объема ответственности поручителя.

Более того, судебная практика содержит интересные случаи оценки причинности в ситуации, когда кредитное обязательство было рассрочено, а в продленном периоде валюта кредита (доллар США) выросла в курсе по отношению к гривне. Неблагоприятность последствий для должника (а за ним — и для поручителя) очевидна. Более того, наличествует явный экономический убыток: выраженное в национальной валюте обязательство должника (и «объем ответственности» поручителя) выросло в размере. Обывательская логика без труда усмотрит в данных исходных условиях причинную связь между изменениями кредитного договора и увеличением объема ответственности поручителя: не будь рассрочки — не было бы и негативных курсовых последствий.

Однако такой подход основан на неверно истолкованном понятии причинности. Во-первых, номинальная сумма обязательства не изменилась: сумма кредита в долларах США осталась прежней, были продлены лишь периоды уплаты отдельных частей данной фиксированной суммы. Во-вторых, объем обязательства должника увеличился экономически, но не юридически: непосредственной причиной разбухания долга стали не изменения основного договора (кредитных сроков), а инфляция и колебания валютных курсов — то есть объективные по отношению к сторонам договора обстоятельства.

В этом заключена природа причинности, которую мы требуем предъявлять к изменениям в объеме поручительства: post hoc non propter hoc ((лат.) «после этого» — не означает «вследствие этого»). Такой подход в описанных обстоятельствах обоснованно применил и ВХСУ в постановлении от 7 июня 2011 года по делу № 33/509.

Как можно заметить, кредитор и должник обладают неоправданно широкой договорной свободой в качественном изменении основного обязательства без согласия поручителя (и против интересов последнего), не рискуя при этом сломать само поручительство.

ТРЕМБИЧ Андрей — адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры», г. Киев


Мнения экспертов

Согласие на измену

Антон СИНЦОВ,
юрист АО «АФ «АКТИО»

В первую очередь следует обращать внимание на то, было ли получено согласие поручителя на изменение основных обязательств.

Итак, если такое согласие было получено, то фактически поручитель поручился перед кредитором должника за исполнение им своего обязательства с учетом изменений, а значит, поручитель полностью или частично (в зависимости от условий договора) отвечает перед кредитором за нарушение должником обязательств.

В случае же отсутствия такого согласия следует руководствоваться частью 1 статьи 559 Гражданского кодекса Украины, согласно которой при изменении обязательства без согласия поручителя, вследствие чего увеличивается объем его ответственности, поручительство прекращается.

Но следует учитывать и ряд особенностей, например: если в договоре поручительства предусмотрена возможность изменения размера процентов и сроков их выплаты, и это условие стало результатом договоренности сторон, то поручитель фактически дал согласие на изменение размера процентов, а значит, кредитор может изменять соответствующие основные обязательства.

«Чувствительное» злоупотребление

Владислав КИСИЛЬ,
партнер ЮК «КПД Консалтинг»

Поручители часто ищут возможности уйти от ответственности. Судебная практика пестрит попытками поручителей обосновать отказ от выполнения своих обязательств «неосведомленностью» о внезапно увеличившемся кредитном обязательстве.

Большинство таких дел вполне справедливо рассматриваются судами высших инстанций не в пользу поручителей. Видимо, такие действия нужно рассмат­ривать как злоупотребление поручителями своими правами, негативно влияющее на развитие кредита и гражданского оборота в целом, следовательно, не подлежащее судебной защите.

Зачастую договоры содержат общую фразу о том, что поручитель дает свое согласие на увеличение обеспеченного обязательства. Однако распространение такого априорного согласия на случаи увеличения процентной ставки, введения дополнительных санкций имущественного характера либо увеличения их размера и, тем более, увеличения лимита кредитования, на наш взгляд, является ­недопустимым.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Повторная экспертиза

Акцент

Вышивание кресликом

В фокусе

Права адвокатов нарушают в суде

Процессуальная эволюция

Государство и юристы

Новости законотворчества

Об использовании региональных языков

Юрлица получили право регистрации на основании модельного устава

Ставки судебного сбора по искам о возмещении морального вреда останутся прогрессивными?

Государство и юристы

Услужили реформой

Нескучная парламентская осень

Документы и аналитика

Кассация на троих

Подводные камни отмены техосмотра

Книжная полка

Административно-правовые механизмы

Неделя права

«Недостроенный» закон выгоден застройщикам

Посторонним В…

Открытый доступ

Уточняющее положение

Неделя права

Новости из-за рубежа

«Мегафон» оштрафовали за утечку sms

«Газпром» судится с Министерством энергетики Литвы

SAP добилась отмены рекордной компенсации Oracle

Новости из зала суда

Судебная практика

ЮФ «Лавринович и Партнеры» добилась успеха в защите интересов ПАО «Галактон» в украинских судах

Регистрация знака «Корвалол-Дарница» правомерна

По решению суда гостиница «Брянск» вернулась государству

Новости юридических фирм

Частная практика

А. Огренчук избрана зампредседателя Общественного совета при Укргосреестре

«Астерс» предоставила консультации ПРАВЕКС-БАНКУ относительно договора с IBM

«Авеллум Партнерс» консультирует группу Oasis по вопросам приобретения пивзавода «Радомышль»

Отрасли практики

«Развод» по собственному

Разрешение временем

Эмитент уходит за рубеж

Двойное дно гражданства

Муки поручительства

Рабочий график

Суды: задачи на год

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Выдача налогового векселя

Правомерные действия Высшего совета юстиции

Самое важное

Квалифтесты от ВККС

Судебная практика

Секреты здоровья

Судебная практика

Судебные решения

Об исковой давности по регрессным требованиям

О нюансах заявления виндикационного иска

Тема номера

Лидеры стоят на своем

Аномальна освіта

Руки до заказа дошли

Скрытое сокращение

Частная практика

Взвешенное решение

Юридический форум

Операция «чистые руки»

Фармрынок Украины через призму Налогового кодекса

Інші новини

PRAVO.UA